г. Челябинск
11 марта 2009 г. |
N 18АП-923/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпусенко С.А., судей Логиновских Л.Л., Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Хрипиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2008 года по делу N А76-4096/2007 (судья Костарева И.В.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - ОАО "ММК", ответчик) о взыскании штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на железнодорожных путях необщего пользования, предусмотренного частью 6 статьи 62, статей 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в размере 1 118 800 руб. за май 2006 года.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 08.12.2008 исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены частично: в его пользу с ОАО "ММК" взыскано 559 400 руб. штрафа.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что экспертное заключение не может быть признано допустимым доказательством по данному делу. По мнению заявителя, экспертное заключение является средством доказывания и не может рассматриваться как средство толкования закона. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что плата за пользование вагонами компенсирует потери дохода перевозчика от сверхнормативного простоя вагонов на подъездных путях ОАО "ММК". Также ссылается на необоснованное применение ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку снижение размера штрафа, предусмотренного ч. 6 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, до размера платы за пользование вагонами свидетельствует о фактическом освобождении ОАО "ММК" от ответственности.
ОАО "ММК" представило возражения по апелляционной жалобе, в которых указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также ответчик в возражениях пояснил, что заключение эксперта использовалось судом первой инстанции наряду с другими доказательствами по делу, представленными сторонами. Полагает, что единичные случаи непродолжительной задержки вагонов не могли повлечь значительных последствий нарушения обязательств, в связи с чем выводы суда о несоразмерности применения меры ответственности и возможности её снижения являются обоснованными.
В судебное заседание представители сторон не явились, в материалах дела имеются ходатайства сторон о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В отсутствие возражений сторон в соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой ответчиком части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно параграфу 8 договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути от 25.07.2000 N 5/12 (включая дополнительное соглашение от 22.12.2004), на подъездном пути ОАО "ММК" установлены следующие технологические сроки оборота вагонов: летом (с 15 апреля по 15 октября) для вагонов с одной грузовой операцией - 32 часа, для вагонов с двумя грузовыми операциями - 48 часов; зимой (с 16 октября по 14 апреля) для вагонов с одной грузовой операцией - 36 часов, для вагонов с двумя грузовыми операциями- 56 часов (т.1, л.д. 23).
Таким образом, в спорный период, технологический срок оборота вагонов по условиям договора составляет: 24 часа - по закону (ч.6 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации), и в зависимости от количества операций 32 (48) часа - по договору, итого 56 (72) часов.
В мае 2006 ОАО "ММК" были допущены задержки вагонов, поставленных ему истцом, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договором от 25.07.2000 технологических сроков оборота вагонов. Отказ ответчика от добровольной уплаты штрафа, начисленного за несвоевременный возврат вагонов, послужил основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с требованием взыскать с ОАО "ММК" штраф на основании ч. 6 ст. 62, ст. 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком была допущена задержка вагонов более чем на двадцать четыре часа технологических сроков оборота вагонов, предусмотренных договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути от 25.07.2000 N 5/12. Вследствие чего на ОАО "ММК" возлагается ответственность в виде взыскания штрафа, начисляемого в соответствии со статьями 99, 100, 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Данный вывод суда соответствует материалам дела и требованиям закона.
Согласно части 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов, контейнеров владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со ст. 99 Устава железнодорожного транспорта.
Согласно статье 99 с учетом статей 100, 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, принадлежащих перевозчикам, за каждый час простоя каждого вагона установлена ответственность грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования в виде штрафа - 0,2 минимального размера оплаты труда за вагон.
В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Следовательно, время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных подъездных путях, обслуживаемых локомотивом владельца этих путей, исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на предусмотренных договором железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на выставочные пути и является временем осуществления грузовых операций (погрузки, выгрузки и т.д.) на путях, принадлежащих ветвевладельцу.
Таким образом, признание судом первой инстанции за истцом права на взыскание штрафа за несвоевременный возврат вагонов, является правомерным.
Удовлетворяя ходатайство ответчика о применении ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О при применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
В силу пункта 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.
Разрешая вопрос о соразмерности штрафа последствиям нарушения обязательства, суд первой инстанции исходил из того, что ставки платы за пользование вагонами учитывают необходимость возмещения среднесетевых затрат ОАО РЖД, связанных с содержанием вагонов (контейнеров), а также компенсации потерь ОАО РЖД, связанных с отвлечением вагонов от перевозочного процесса с учетом рентабельности грузовых перевозок.
Соотношение штрафа (200 руб. для универсального подвижного состава, 400 руб. для специализированного подвижного состава) с максимальной ставкой платы за пользование ОАО "ММК" вагонами, принадлежащими истцу (56,64 руб./час за вагон), свидетельствует о том, что размер штрафа, заявленный ко взысканию в рамках настоящего дела, многократно превышает сумму платы.
С учетом изложенного суд первой инстанции, ссылаясь на то, что размер штрафа является явно несоразмерным последствиям нарушения обязательства, правомерно на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшил его размер до 559 400 рублей.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что заключение эксперта является недопустимым доказательством, подлежит отклонению, поскольку при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции заключение эксперта в качестве доказательства не принималось.
Пояснения истца относительно неполученных им денежных средств, на которые он вправе рассчитывать при отправке вагонов, отклоняются.
Расчет доходной ставки от перевозок грузов в вагонах произведен истцом без учета реальной возможности получения данного дохода вследствие непосредственной эксплуатации в сфере перевозочной деятельности именно этих вагонов за тот период времени, в котором произошла их задержка.
Несостоятельной является и ссылка заявителя апелляционной жалобы на приказ ФСТ РФ от 30.04.2008 N 120-т/1, поскольку ставки платы за пользование вагонами, установленные с 01.08.2008, не могут применяться к спорным правоотношениям сторон, которые возникли ранее.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необоснованном уменьшении размера неустойки в порядке ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению.
Штрафы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, как мера ответственности нарушения обязательств, связанных с перевозкой, являются законной неустойкой (ст. 332 Гражданского кодекса Российской Федерации). Это не препятствует уменьшению размера штрафа судом в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30.
При применении ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд, уменьшая размер штрафа, явно несоразмерного последствиям нарушения обязательства, исходит из баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-0).
Явная несоразмерность штрафа последствиям нарушения обязательства определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела.
Действительно, сам по себе высокий размер штрафа, установленный нормами Устава, не может быть основанием для его снижения.
Основаниями к уменьшению штрафа по ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации являются, в частности, следующие обстоятельства: истец, требующий взыскания штрафа, своими действиями прямо или косвенно содействовал наступлению ответственности ответчика; нарушение обязательств ответчиком не повлекло убытков у истца, не повлияло на безопасность движения, не вызвало иных негативных последствий; штраф многократно превышает плату, которую истец получил бы за использование вагонов, и т.д.
В рассматриваемом же случае многократное превышение размера штрафа суммы платы за использование вагонами правомерно расценено судом первой инстанции как основание для уменьшения ответственности в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Уменьшение размера штрафа не свидетельствует об освобождении ответчика от ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 62, ст. ст. 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2008 года по делу N А76-4096/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-4096/2007
Истец: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала ЮУЖД
Ответчик: ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат"
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-923/2009