г. Челябинск |
|
11 марта 2009 г. |
Дело N А76-22544/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.03.2009.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу учреждения "Администрация муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2009 по делу N А76-22544/2008 (судья Ваганова В.В.), при участии: от учреждения "Администрация муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области" - Ратановой М.Н. (доверенность от 12.01.2009); от администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - Аюповой Г.И. (доверенность N 148 от 09.02.2009); от финансового отдела администрации Сосновского района Челябинской области - Добашиной И.С. (доверенность N 155 от 10.03.2009); от Управления Федерального казначейства по Челябинской области - Самойловой А.С. (доверенность N 08-04-2/307 от 15.01.2008),
УСТАНОВИЛ:
учреждение "Администрация муниципального образования сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области" (далее - администрация МО СП "Новый Кременкуль", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными действий по списанию денежных средств с лицевого счета заявителя в размере 33101896 руб. 16 коп.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 01.11.2008к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена администрация Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 19.11.2008 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены финансовый отдел администрации Сосновского района Челябинской области (далее - финотдел администрации), Управление Федерального казначейства по Челябинской области (далее - УФК по Челябинской области).
До принятия решение по существу спора заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса уточнил заявленные требования, просил признать незаконными действия Финансового отдела администрации Сосновского муниципального района Челябинской области и Управления Федерального казначейства по Челябинской области по списанию денежных средств с лицевого счета заявителя в размере 33101896 руб. 16 коп. Уточнение судом принято. В судебном заседании принят отказ заявителя от исковых требований к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, администрация Сосновского муниципального района Челябинской области привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2009 в удовлетворении требований учреждения "Администрация муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области" к управлению Федерального казначейства по Челябинской области и финансовому отделу администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными действий по списанию денежных средств с лицевого счета в размере 33101896 руб. 16 коп. отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что списание денежных средств незаконно, так как денежные средства поступили на счет муниципального образования Новый Кременкуль, стали муниципальной собственностью, за счет которой был сформирован и исполнялся местный бюджет. Финансовый отдел Сосновского муниципального района Челябинской области не является администратором доходов бюджета муниципального образования Новый Кременкуль, и не в праве давать распоряжения УФК по Челябинской области о списании денежных средств со счета муниципального образования. Оснований для возврата рассматриваемой денежной суммы не имеется, поскольку перечисление денежных средств произошло в период, когда арендованный земельный участок входил в состав муниципального образования Новый Кременкуль. На платежи, которые будут уплачиваться арендатором после изменения границ, заявитель не претендует.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, финансового отдела администрации Сосновского района Челябинской области и Управления Федерального казначейства по Челябинской области в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Представитель администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, учреждение "Администрация муниципального образования сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского района Челябинской области" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области 05.02.2006, о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1067438001070.
Финансовый отдел администрации Сосновского муниципального района Челябинской области зарегистрирован в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области, о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись под основным государственным регистрационным номером 102740186197.
В соответствии с постановлением Главы Сосновского муниципального района от 13.02.2008 N 125/1 "О закреплении полномочий по осуществлению функций администрирования доходов Сосновского муниципального района на 2008 год" финотдел администрации наделен полномочиями главного администратора неналоговых доходов районного бюджета и бюджетов поселений в части принятия решений о зачете или возврате плательщикам излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.
Муниципальное образование "Сосновский муниципальный район Челябинской области" (арендодатель) и ООО "Технополис" (арендатор) 04.10.2008 заключили договор N 108/2006 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 2865400 кв.м., с кадастровым номером 74:19:11 04 001:0038, расположенного в границах поселения "Новый Кременкуль" на срок с 04.10.2006 по 04.10.2054.
Соглашением от 06.06.2007 о замене стороны по договору N 108/2006 от 04.10.2006, ООО "Технополис" передал права арендатора по договору ООО "РСГ-Южный Урал".
Платежными поручениями N 187 от 07.06.2007 и N 335 от 24.09.2007 арендатор перечислил арендную плату за весь срок аренды в размере 66620000 руб. на Единый казначейский счет УФК по Челябинской области.
Доходы от передачи в аренду земельного участка подлежали зачислению в бюджет Сосновского района по нормативу - 50% и в бюджет муниципального образования "Сельское поселение Новый Кременкуль" по нормативу - 50% в соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решением схода граждан сельского поселения Новый Кременкуль N 39 от 16.10.2007 "Об уточнении бюджета муниципального образования "Сельское поселение Новый Кременкуль" на 2007 год внесены изменения в приложения 1 и 2 к Решению схода граждан сельского поселения Новый Кременкуль N 75 от 14.11.2006, которым был утвержден бюджет поселения на 2007 год.
Решением схода граждан сельского поселения Новый Кременкуль N 42 от 25.12.2007 дано согласие на изменение границ муниципального образования "Сельское поселение Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области".
Законом Челябинской области от 24.04.2008 N 259-ЗО "О статусе и границах Сосновского муниципального района и сельских поселений в его составе" рассматриваемый земельный участок включен в границы Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, в связи с чем ООО "РСГ-Южный Урал" обратилось к главе Сосновского муниципального района с заявлением о возврате арендной платы по договору аренды земельного участка в размере 66442618 руб. 04 коп.
Муниципальное образование "Сосновский муниципальный район Челябинской области" (арендодатель) и ООО "РСГ-Южный Урал" (арендатор) 07.06.2008 заключили дополнительное соглашение N 3 к договору аренды земельного участка N 108/2006 от 04.10.2006, в соответствии с которым п.1.1 договора изложен в следующей редакции "Арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 74:19:11 04 001:0038, находящийся в Челябинской области, Сосновский район, территории Кременкульского поселения, для сельскохозяйственного использования в границах, указанных в плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 2865400 кв.м., без права передачи в субаренду". Этим же соглашением стороны признали, что плата за пользование земельным участком в период с 06.06.2007 до 05.05.2008 составляет 177381, 96 руб., денежные средства в размере 66442618, 04 руб. подлежат возврату арендатору.
В соответствии с п.2 Распоряжения главы Сосновского муниципального района N 749 от 11.06.2008 "О перерасчете арендной платы по договору N 108/2006 аренды земельного участка от 04.10.2006 года" финотделу администрации Сосновского района Челябинской области предписано произвести возврат денежных средств согласно представленных документов и обеспечить контроль за поступлением денежных средств в соответствии с дополнительным оглашением.
Финотдел администрации Сосновского района вынес распоряжение N 10 от 15.06.2008 о возврате ООО "РСГ-Южный Урал" поступлений в сумме 66442618 руб. 04 коп. На возврат указанной суммы в УФК по Челябинской области направлено платежное поручение N 10 от 20.06.2008.
В связи с тем, что денежные средства в размере 50% от указанной суммы возвращены из бюджета муниципального образования СП "Новый Кременкуль" УФК по Челябинской области в соответствии с указанным платежным поручением заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования СП "Новый Кременкуль", указал на несоответствие оспоренных действий закону, однако пришел к выводу о недоказанности нарушения оспоренными действиями прав и законных интересов заявителя.
Выводы суда первой инстанции основаны на законе и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отношения, возникшие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов, относятся к бюджетным и регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Возврат ошибочно или излишне уплаченных сумм в соответствии со ст.218 Бюджетного кодекса Российской Федерации является составной частью исполнения бюджета и производится в особом порядке. Соответствующий Порядок установлен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 г. N116-н "Об утверждении Порядка учета федеральным казначейством поступления в бюджетную систему Российской Федерации и их распределении между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".
В соответствии с п.17 указанного Порядка, возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации на соответствующий год, а также законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, предоставленными в орган Федерального казначейства финансовыми органами.
Недостаточность поступлений в какой-либо бюджет за текущий операционный день является основанием для перечисления органом Федерального казначейства средств, необходимых для осуществления возврата (возмещения) с единых счетов соответствующих бюджетов на счет органа Федерального казначейства. В случае недостаточности средств на каком-либо едином счете бюджета возврат осуществляется в последующие дни исходя их сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты, и сумм, привлекаемых с единых счетов бюджетов, в соответствии с нормативами распределения между бюджетами. При этом не допускается возникновение задолженности между бюджетами.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.14 Закона N131-ФЗ, к вопросам местного значения отнесено формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.
Согласно п.2 ст.40 Бюджетного кодекса РФ, денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного органа.
Пунктом 4 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что отдельные бюджетные полномочия финансового органа поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие между администрацией сельского поселения "Новый Кременкуль" и администрацией Сосновского муниципального района (финотделом администрации) соглашения на осуществление отдельных бюджетных полномочий.
Учитывая отсутствие у Финансового отдела администрации Сосновского муниципального района Челябинской области и Управления Федерального казначейства по Челябинской области полномочий по распоряжению средствами заявителя, оспоренные действия ответчиков обоснованно признаны судом первой инстанции несоответствующими требованиям законодательства.
Однако, как правильно установлено судом первой инстанции, доходы в виде арендной платы за пользование земельным участком в период до изменения границы сельского поселения "Новый Кременкуль" не изъяты из бюджета муниципального образования сельское поселение "Новый Кременкуль". Основания для внесения арендной платы за земельный участок по договору аренды на счет муниципального образования сельское поселение "Новый Кременкуль" за последующий период отсутствуют ввиду исключения земельного участка из состава этого муниципального образования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения оспоренными действиями прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и противоречат материалам дела, а потому не принимаются судом апелляционной инстанции.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270АПК РФ, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Принимая во внимание, что при подаче апелляционной жалобы 12.02.2009 заявителем ошибочно уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб. (в силу п.1.1 ч.1 ст.333.37 НК РФ заявитель освобожден от уплаты госпошлины), указанная сумма госпошлины подлежит возврату заявителю в порядке ст.110 АПК РФ, ч.1 ст.333.41 НК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2008 по делу N А76-22544/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Учреждение "администрация муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области" - без удовлетворения.
Возвратить учреждению "Администрация муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области" из федерального бюджета 1000 руб. - сумму государственной пошлины, уплаченной по квитанции СБ 8053/0244 от 12.02.2009.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-22544/2008
Истец: Учреждение "Администрация муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль Сосновского Муниципального района Челябинской области"
Ответчик: Финансовый отдел Администрации Сосновского муниципального района, Управление Федерального казначейства по Челябинской области
Третье лицо: Администрация Сосновского муниципального района, Администрация Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1397/2009