г. Челябинск |
|
"13" марта 2009 г. |
Дело N А47-7353/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Ермолаевой Л.П. и Соколовой Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11 января 2009 г. по делу N А47-7353/2008 (судья Бабина О.Е.), при участии от прокурора Оренбургской области - Кашаповой Р. М. (удостоверение N070919 от 25.02.2009), от муниципального унитарного предприятия "СпортСтройСервис" - Нейфельд В.А. (доверенность б/н от 20.11.2008), от общества с ограниченной ответственностью "Изумруд" - Семенова С.В. (доверенность от 06.03.2009), от Управления землепользования и развития природного хозяйства администрации города Оренбурга - Клёсовой А.А. (доверенность N1-27/02-03/9450 от 11.11.2008), от Комитета имущественных отношений и природных ресурсов муниципального образования "Город Оренбург" - Клёсовой А.А. (доверенность N4895/1-28 от 05.09.2008), от администрации муниципального образования "Город Оренбург" - Клёсовой А.А. (доверенность N 167 от 23.10.2008),
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Оренбургской области Берижицкий С.П. (далее - истец, прокурор, податель апелляционной жалобы) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области к 1) муниципальному унитарному предприятию "СпортСтройСервис" (далее - ответчик 1, МУП "СпортСтройСервис", предприятие), 2) обществу с ограниченной ответственностью "Изумруд" (далее - ответчик 2, ООО "Изумруд", общество), 3. Управлению землепользования и развития пригородного хозяйства администрации города Оренбурга (далее - ответчик 3, управление землепользования) с исковыми требованиями о
-признании недействительным (ничтожным) соглашения об отступном от 25.09.2007 г. N 26/4, заключенного между МУП "СпортСтройСервис" и ООО "Изумруд";
-признании недействительным зарегистрированного права собственности за ООО "Изумруд" на следующие объекты недвижимости: одноэтажное здание склада, литер В, общей площадью 113, 8 кв.м, площадка для размещения автомобилей, литер В, площадью 12 157 кв.м, площадка для размещения рынка, литер В1, общей площадью 7 140, 4 кв.м, одноэтажное здание подтрибунных помещений, литер Е, общей площадью 912 кв.м, одноэтажное здание туалета, литер Е, общей площадью 150, 9 кв.м, футбольное поле, литер ЕЗ, общей площадью 11 225 кв.м, одноэтажное здание туалета, литер У, общей площадью 104, 7 кв.м, одноэтажное здание склада, литер ГГ1, общей площадью 175, 4 кв.м, расположенные по адресу: г. Оренбург, пер. Кондукторский, 2;
-признании недействительными (ничтожными) договоров купли-продажи земельных участков от 01.11.2007 N 1470, от 02.11.2007 N 1483, от 02.11.2007 N 1484, заключенных между управлением землепользования и ООО "Изумруд";
-признании недействительным зарегистрированного права собственности ООО "Изумруд" на следующие земельные участки: земельный участок, площадью 33.239 кв.м с кадастровым номером 56:44:04 42 002:0048 с местоположением относительно ориентира стадион, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Оренбург, пер. Кондукторский, 2, земельный участок, площадью 12.157 кв.м с кадастровым номером 56:44:04 42 002:0019, с местоположением примерно в 100 метрах по направлению на север от ориентира гараж, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Оренбург, пер. Кондукторский, 2, земельный участок, площадью 7.280 кв.м с кадастровым номером 56:44:04 42 002:0054 с местоположением относительно ориентира площадка для размещения рынка, литер В1, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Оренбург, пер. Кондукторский, 2 (с учетом уточненных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены 1) администрация города Оренбурга (далее - администрация), 2) Комитет по управлению имуществом города Оренбурга (далее - комитет), 3) Оренбургский городской Совет, 4) Управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области.
Решением суда первой инстанции от 11.01.2009 (резолютивная часть объявлена 25.12.2008) в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из следующего. Право хозяйственного ведения МУП "СпортСтройСервис" на спорное недвижимое имущество на момент заключения соглашения об отступном от 25.09.2007 26/4 было зарегистрировано в установленном законом порядке, согласие на совершение указанной крупной сделки от уполномоченного органа собственника - комитета, получено, из чего следует, что требования п. 1 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при совершении сделки были соблюдены. После отчуждения спорного имущества в соответствии с оспариваемым соглашением МУП "СпортСтройСервис" сохранило возможность исполнения своих функций в рамках уставной деятельности с учетом оставшейся части оборудования, ухудшение финансово-экономического положения МУП "СпортСтройСервис" отсутствует. Суд указал, что в случае закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения унитарного предприятия, правом соответствующего согласования по распоряжению имуществом (включая крупные сделки) обладает именно тот уполномоченный орган местного самоуправления, который является учредителем такого предприятия, и который осуществляет полномочия по управлению муниципальным имуществом, в рассматриваемом случае - комитет. Также суд не нашел оснований для признания оспариваемого соглашения притворной сделкой в порядке ст. 170 ГК РФ, так как все рассмотренные действия заинтересованных лиц совершались по основаниям, предусмотренным законодательствам и прямые доказательства, свидетельствующие о притворности сделки, в материалах дела отсутствуют. Учитывая изложенное, суд отказал в удовлетворении акцессорных требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности ООО "Изумруд" на указанное выше недвижимое имущество. Суд отказал также в удовлетворении исковых требований о признании ничтожными договоров купли-продажи земельных участков, заключенных между управлением землепользования и ООО "Изумруд", и, соответственно, в удовлетворении акцессорных требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности ООО "Изумруд" на указанные земельные участки, поскольку данные требования основаны на том, что ввиду отсутствия права собственности на объекты недвижимости, находящихся на земельных участках и приобретенных по ничтожным сделкам, ООО "Изумруд" утрачивает соответствующее право на приобретение в установленном порядке земельных участков под указанными объектами недвижимости в силу ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Прокурор с решением суда первой инстанции не согласился, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. По мнению истца, суд при рассмотрении дела не принял во внимание, что в соответствии с п. 5.4. Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Оренбурга, утвержденного постановлением Оренбургского городского Совета от 11.12.1996 N 82 (далее - Положение N 82) решение об отчуждении объектов муниципальной собственности, рыночная стоимость которых превышает 5 млн. руб., принимается Оренбургским городским Советом в рамках осуществления им полномочий собственника муниципального имущества. Тогда как согласие Оренбургского городского Совета на совершение такой крупной сделки - соглашения об отступном от 25.09.2007 26/4, отсутствует. Также истец полагает, что действия ответчиков по совершению нескольких взаимосвязанных между собой сделок в отношении имущества - спортивного стадиона "Локомотив", преследовали цель отчуждения муниципального имущества в обход законодательства о приватизации. Предприятие приняло на себя обязательство по договору уступки права требования с целью дальнейшего отчуждения в собственность общества спорной недвижимости, тогда как законодательство о приватизации запрещает прямую продажу муниципального имущества без проведения торгов. Прокурор указывает, что Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) не предусматривает в качестве способа приватизации муниципального имущества передачу имущества в счет погашения долга.
УФРС представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным, с правовым обоснованием решения согласно в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Представитель прокурора в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представители МУП "СпортСтройСервис", ООО "Изумруд", администрации, комитета и управления землепользования с указанными доводами не согласились.
Оренбургский городской Совет, УФРС явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц, участвующих в деле, - Оренбургского городского Совета и регистрирующего органа.
Законность судебного акта проверена в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке ст.ст. 268, 269, 271 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 ГК). Учитывая, что ГК РФ не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица. Последствия недействительности ничтожной сделки применяются судом по требованию любого заинтересованного лица либо по собственной инициативе.
В рассматриваемом случае право на обращение прокурора в арбитражный суд с иском о признании сделки недействительной прямо предусмотрено нормой ст. 52 АПК РФ.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что настоящий иск заявлен прокурором правомерно, с соблюдением положений ст. 52 АПК РФ, и требует рассмотрения его по существу.
Как следует из материалов дела, в качестве основания искового требования о признании недействительным соглашения об отступном от 25.09.2007 N 26/4 истец указывает на реализацию спорного недвижимого имущества по данному соглашению с нарушением требований закона к совершению муниципальными предприятиями крупных сделок, а также с нарушением положений ст. 13 Закона N 178-ФЗ. Как следствие, истец полагает недействительными также сделки по купле-продаже земельных участков, расположенных под указанными объектами недвижимости (ст. 36 ЗК РФ).
По мнению истца, в результате совершения указанных сделок предприятие вышло за пределы своей правоспособности, в результате чего лишилось возможности выполнять свои функции с учетом положений Устава предприятия, а муниципальное имущество реализовано с нарушением требований закона.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что в силу п. 5.4. Положения N 82 решение об отчуждении объектов муниципальной собственности в рамках оспариваемого соглашения должно было приниматься Оренбургским городским Советом в рамках осуществления им полномочий собственника муниципального имущества, в силу следующего.
В силу положений п. 2 ст. 113 ГК РФ имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 294 ГК РФ муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с названным Кодексом. При этом положения ст. 295 ГК РФ, регламентирующие права собственника находящегося на праве хозяйственного ведения имущества, предусматривают для собственника правомочие дать согласие на распоряжение недвижимым имуществом.
Пунктом 40 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ и иными законами. При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
Таким образом, указанные полномочия муниципальное предприятие осуществляет самостоятельно (от своего имени), но с предварительно полученного согласия собственника недвижимого имущества. Из материалов дела усматривается, что на момент заключения соглашения об отступном от 25.09.2007 N 26/4 спорное недвижимое имущество принадлежало МУП "СпортСтройСервис" на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 10.08.2007 серии 56 АА NN 523171, 523174, 523153, 523175, 523140, 523141, 523163, от 14.08.2007 серии 56 АА N 523521(т. 2 л. д. 62-68). На совершение указанной крупной сделки было получено Согласие на совершение указанной крупной сделки было получено согласие комитета (1 л. д. 91, 92). В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" произведена оценка спорного имущества уполномоченным субъектом оценочной деятельности, что подтверждается отчетом об оценке рыночной стоимости N 18/07, составленном ООО "Уралоценка" 24.09.2007 (т. 3 л. д. 16-18).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы позиции сторон в отношении порядка согласования рассматриваемого соглашения, и соглашается с выводом суда о том, что уполномоченным органам собственника, чьё согласие необходимо на совершение муниципальным предприятием крупной сделки, является комитета, но не Оренбургский городской Совет.
В силу положений ст.ст. 18, 20, 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Действительно, в соответствии с п. 5.4 Положения N 82 (в редакции, действовавшей на момент подписания соглашения об отступном от 25.09.2007 г. N 26/4, то есть в редакции Постановления Оренбургского городского Совета от 15.03.2005 N 52) предусмотрено, что решения об отчуждении объектов муниципальной собственности, балансовая (оценочная) стоимость которых на начало года более 50-тысячекратного размера минимальной оплаты труда на момент отчуждения, принимаются Оренбургским городским Советом. Однако, исходя из системного толкования положений ст. ст. 26, 27 Устава города Оренбурга, имеющим большую юридическую силу по сравнению с Положением N 82, Оренбургский городской Совет является представительным органом муниципального образования "город Оренбург", наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Его компетенция определена ст. 27 Устава города Оренбурга, и в отношении муниципального имущества и муниципальных предприятий в его функции входит установление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 34 Устава города Оренбурга все исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования осуществляет Администрация города Оренбурга, в том числе разрабатывает порядок владения, пользования и распоряжения имущества, находящегося в муниципальной собственности, разрабатывает порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, создает муниципальные предприятия и учреждения.
Согласие на продажу имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, а также согласие на совершение муниципальными унитарным предприятиями крупной сделки в соответствии с п. 3.22 Положения О Комитете по управлению имуществом города Оренбурга, утвержденном постановления Оренбургского городского Совета от 26.01.2005 г. N 2, дает именно комитет.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что отчуждение спорного недвижимого имущество повлекло (могло повлечь) невозможность дальнейшего достижения уставных целей муниципального унитарного предприятия или ухудшения его финансово-экономического положения, как не подтвержденный материалами дела.
Вывод суда первой инстанции о том, что представленные в материалы дела доказательства, в частности данные бухгалтерских балансов предприятия на 31.12.2007, на 30.07.2008, отчеты о прибылях и убытках за период с 01.01.2007 по 31.12.2007, с 01.01.2008 по 30.06.2008 (т. 3, д. 35-38) свидетельствуют о том, что после отчуждения спорных объектов недвижимого имущества в соответствии с соглашением об отступном от 25.09.2007 г. N 26/4, МУП "СпортСтройСервис" сохранило возможность исполнения своих функций в рамках уставной деятельности с учетом оставшейся части оборудования, деятельность предприятия остается прибыльной, ухудшение финансово-экономического положения МУП "СпортСтройСервис" отсутствует.
Несостоятельно также утверждение истца о том, что оспариваемое соглашение совершено с нарушением положений Закона N 178, поскольку в соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 3 названного закона его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Иных оснований ничтожности соглашения об отступном от 25.09.2007 N 26/4 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения акцессорных требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности ООО "Изумруд" на недвижимое имущество у суда первой инстанции отсутствовали.
Соответственно, суд первой инстанции правомерно отказал также в удовлетворении исковых требований о признании ничтожными договоров купли-продажи земельных участков, заключенных между управлением землепользования и ООО "Изумруд", и в удовлетворении акцессорных требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности ООО "Изумруд" на указанные земельные участки, поскольку данные требования основаны на том, что ввиду отсутствия права собственности на объекты недвижимости, находящихся на земельных участках и приобретенных по ничтожным сделкам, ООО "Изумруд" утрачивает соответствующее право на приобретение в установленном порядке земельных участков под указанными объектами недвижимости в силу ст. 36 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах по делу суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11 января 2009 г. по делу N N А47-7353/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокуратуры Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Л.П.Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7353/2008
Истец: Прокуратура Оренбургской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области, Управление землепользования и развития природного хозяйства Администрации г. Оренбурга, Общество с ограниченной ответственностью "Изумруд", Муниципальное унитарное предприятие "СпортСтройСервис"
Третье лицо: Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г.Оренбурга, Оренбургский городской Совет, Комитет имущественных отношений и природных ресурсов муниципального образования "Город Оренбург", Администрация муниципального образования "Город Оренбург"
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1401/2009