Вход
Проект типового положения о Службе управления персоналом
"Утверждено"
Президент Банка
"____" ________ 20__ г.
1. Общая часть
1.1. Полное наименование Подразделения _____________________________
(департамент, управление,
_________________________________________________________________________
отдел и т.п.)
управления персоналом __________________________________________________.
(наименование Банка)
1.2. Подчиненность Подразделения:
административная - Президенту Банка;
функциональная (техническая) - Президенту Банка.
1.3. Основанием для создания и ликвидации Подразделения является
решение Совета директоров Банка, оформленное приказом его Председателя.
Подразделение осуществляет свою деятельность, руководствуясь
действующим трудовым законодательством, настоящим Положением, другими
внутренними регламентами Банка, а также разовыми распоряжениями его
руководства.
1.4. Подразделение ____________________________, возглавляется______
________________________________________________________________________.
2. Функциональные обязанности Подразделения
2.1. Подразделение управления персоналом функционирует в Банке как
специализированная штабная служба, непосредственно ответственная за
кадровое направление его деятельности.
2.2. Служба обеспечивает разработку предложений по формированию и
оперативной корректировке долгосрочной стратегии управления персоналом
Банка, готовит их к утверждению Правлением и несет ответственность за
практическую реализацию.
В рамках вышеуказанной стратегии Служба осуществляет разработку,
внедрение и текущую эксплуатацию целостной системы управления персоналом,
распространяющейся на все структурные подразделения Банка, включая
региональные филиалы и отделения.
2.3. В перечень основных функциональных обязанностей Службы по
конкретным направлениям системы управления персоналом настоящим
Положением включаются:
2.3.1. перспективное и текущее планирование персонала, отражающее:
- формализованные требования Банка к квалификационным и личностным
качествам кандидатов на замещение конкретных рабочих мест (должностей);
- потребности Банка в целом и его структурных подразделений в
создании или сокращении рабочих мест;
2.3.2. регулирование численности персонала, включая:
- маркетинговые исследования на рынке трудовых ресурсов
соответствующей специализации;
- установление необходимых (в том числе - долгосрочных) связей с
профильными образовательными учреждениями, службами трудоустройства,
другими элементами инфраструктуры на рынке труда банковской сферы;
- разработку и своевременное обновление методик привлечения
различных категорий персонала, обеспечивающих возможность отбора
кандидатов исключительно на конкурсной основе;
- разработку и постоянное совершенствование методик отбора
кандидатов на замещение вакантных рабочих мест в Банке;
- организацию процесса непосредственного привлечения и отбора
персонала в соответствии с вышеуказанными плановыми документами и
методиками;
- разработку мероприятий, обеспечивающих профилактику массовых
сокращений персонала, а также мер, компенсирующих экономический и
моральный ущерб сокращаемых сотрудников Банка;
2.3.3. организация, методическое руководство и координация процесса
оценки результатов деятельности сотрудников как необходимого условия их
последующего развития, включающего:
- разработку унифицированной для Банка методики обобщающей оценки
результатов деятельности конкретного сотрудника за определенный период
времени, контроль за ее практическим применением в структурных
подразделениях, регистрацию, систематизацию и анализ полученных
результатов;
- формирование типовой процедуры регулярной и досрочной аттестации
всех категорий сотрудников Банка, подготовку календарных графиков их
проведения, непосредственное участие в заседаниях аттестационных
комиссий, регистрацию и контроль над реализацией соответствующих решений;
2.3.4. планирование и координация процесса развития персонала как
комплекса организационно-технических мероприятий по последовательному
приведению фактического состояния трудовых ресурсов Банка в соответствие
с его перспективными и текущими потребностями, включающему:
- первичное развитие вновь принятых на работу сотрудников,
обеспечивающее возможность их наиболее полной и оперативной адаптации к
новым условиям деятельности;
- постоянное обучение (повышение квалификации, углубление
профессиональной специализации, переподготовку) сотрудников Банка по
дифференцированным для каждой из категорий персонала образовательным
программам, реализуемым на основе специальных планов, регулярно
разрабатываемым Службой;
- формирование и оперативное управление резервом на выдвижение,
обеспечивающее удовлетворение потребностей Банка в управленческих кадрах,
подготовленных из числа собственных сотрудников;
- подготовку формализованной номенклатуры типовых управленческих
решений, связанных с вертикальными и горизонтальными должностными
перемещениями сотрудников Банка по результатам проведенной оценки;
2.3.5. формирование и дальнейшее развитие механизмов организации и
оплаты труда, а также социально-экономической поддержки сотрудников,
обеспечивающих относительный паритет интересов Банка и его персонала, в
том числе:
юридически отработанного механизма индивидуальной контрактации
сотрудников;
формализованных отношений соподчиненности в рамках утвержденных
организационных структур управления (ОСУ) конкретных структурных
подразделений Банка;
формализованных процедур решения трудовых споров, связанных с
конкретными решениями в управления персоналом;
применяемой в Банке номенклатуры форм основной и дополнительной
оплаты труда, а также социально-экономической поддержки,
дифференцированных по базовым категориям персонала;
2.3.6. организация и координация процесса психологической поддержки
персонала, направленного на формирование и поддержание
благоприятствующего решению уставных задач Банка
социально-психологического климата в трудовых коллективах и включающего:
- периодический контроль над фактическим состоянием психологического
климата в форме регулярных обследований, результаты которых доводятся до
сведения как руководства соответствующих структурных подразделения, так и
непосредственно Правления Банка;
- оперативную коррекцию психологического климата в конкретных
структурных подразделениях Банка с использованием типовой номенклатуры
методов коллективного и индивидуального (выборочного) характера.
2.4. Наряду с эксплуатацией конкретных операционных подсистем
управления персоналом Служба обеспечивает:
2.4.1. оперативное выполнение регистрационных функций по всем
аспектам кадрового направления деятельности Банка, включая:
- подготовку проектов соответствующих приказов и распоряжений,
обеспечение их утверждения вышестоящим руководством Банка, а также
контроль за полным и своевременным исполнением этих решений;
- оформление индивидуальных контрактов;
- ведение индивидуальных досье сотрудников;
2.4.2. разработку, согласование, внедрение и последующее развитие
всех внутренних регламентов, методик, а также типовых форм и рабочих (в
том числе оперативных, плановых) документов в составе системы управления
персоналом Банка*;
2.4.3. методическую помощь руководству структурных подразделений
Банка по всем вопросам, связанным с эксплуатацией системы управления
персонала;
2.4.4. функциональное руководство деятельностью децентрализованных
кадровых служб в территориальных подразделениях Банка, включая прямой
контроль над ее результатами и оперативную организационно-методическую
помощь, в том числе в форме обучения их сотрудников;
2.4.5. формирование, внедрение и контроль над эффективностью
функционирования подсистемы информационного обеспечения по кадровому
направлению деятельности Банка, в дальнейшем - с возможностью ее
подключения к региональным и межрегиональным информационным сетям и базам
данных;
2.4.6. взаимодействие между администрацией и общественными
организациями, а также отдельными сотрудниками, в том числе по вопросам
трудовых споров;
2.4.7. установление и поддержание контактов Банка со сторонними
организациями, направленных на решение любых задач по кадровому
направлению его деятельности;
2.4.8. последующее развитие системы управления персоналом Банка, в
том числе в направлении ее комплексной автоматизации.
3. Функциональные права Подразделения
3.1. Настоящим разделом Положения определяются права, необходимые
Службе управления персоналом для наиболее эффективного исполнения
установленных выше функциональных обязанностей.
3.2. Руководитель Службы имеет право принимать участие в обсуждении
любых вопросов, имеющих отношение к кадровому направлению деятельности
Банка, на заседаниях его высших управляющих органов.
Руководитель Службы вправе также просить о включении в повестку
очередного заседания этих органов вопросов, отнесенных к его компетенции.
3.3. Служба имеет право на централизованное выделение материальных и
финансовых ресурсов, необходимых для исполнения установленных ей
функциональных обязанностей в соответствии с предварительно
представленными и утвержденными сметами.
3.4. Руководитель Службы вправе самостоятельно утверждать внутренние
нормативно-методические документы по всем аспектам управления персоналом,
за исключением части их, отнесенной решением Совета директоров к
собственной компетенции или компетенции Президента Банка.
Служба вправе контролировать соблюдение всеми структурными
подразделениями и должностными лицами Банка требований утвержденных
внутренних нормативно-методических документов по вопросам управления
персоналом.
3.5. Сотрудники Службы в рамках своей компетенции имеют право
требовать от руководства структурных подразделений Банка своевременной и
полной передачи управленческой информации, необходимой для исполнения
установленных им должностных функций.
3.6. Руководитель Службы вправе предлагать кандидатуры руководителей
децентрализованных кадровых служб территориальных подразделений Банка и
вносить предложения об освобождении их от должности.
3.7. Руководитель Службы в качестве вице-президента имеет право от
имени Банка заключать (в пределах утвержденных Службе финансовых лимитов)
договора и соглашения со сторонними юридическими и физическими лицами на
выполнение работ, связанных с эксплуатацией и развитием системы
управления персоналом, контролировать их выполнение, осуществлять приемку
установленных результатов.
3.8. Служба имеет право осуществлять функциональное (техническое)
руководство деятельностью службы безопасности Банка по всем вопросам,
связанным с управлением персоналом, за исключением отнесенных к
исключительной компетенции Президента.
В компетенцию Службы входит также решение вопросов о степени
конфиденциальности всех документов и баз данных, имеющих отношение к
кадровому направлению деятельности Банка.
3.9. Специалисты Службы имеют право на участие в заседаниях всех
аттестационных комиссий Банка, в том числе - при формировании
соответствующих их решений.
При несогласии представителя Службы с решением Аттестационной
комиссии по представлению его руководителя вопрос должен быть передан на
обсуждение Центральной аттестационной комиссии Банка.
4. Ответственность Подразделения
4.1. Служба управления персоналом несет установленную настоящим
Положением административную и экономическую ответственность за
неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных ей функциональных
обязанностей.
4.2. Основанием для применения к Подразделению административных или
экономических санкций могут выступать:
- негативная оценка итоговых или промежуточных результатов по
кадровому направлению деятельности Банка со стороны его высших
руководящих органов;
- нарушения в деятельности Подразделения, отмеченные непосредственно
Президентом Банка;
- обоснованные претензии к деятельности Подразделения со стороны
других вице-президентов или руководителей структурных подразделений
Банка.
Решение о применении к Подразделению соответствующих
административных или экономических санкций принимается непосредственно
Президентом Банка.
4.3. Административная ответственность Подразделения реализуется в
форме различных форм дисциплинарных санкций, применяемых Президентом
Банка в установленном в Банке порядке непосредственно к руководителю
Службы.
Руководитель Службы от своего имени и в рамках собственной
компетенции вправе применить аналогичные санкции к виновным сотрудникам
Подразделения.
4.4. Экономическая ответственность Подразделения реализуется в форме
централизованного уменьшения выделяемой ему суммы квартальной премии. При
этом на него распространяется действующий в Банке унифицированный
механизм экономического стимулирования штабных служб.
Руководитель Службы самостоятельно определяет конкретные размеры
дестимулирования подчиненных ему сотрудников, непосредственно виновных в
применении к Подразделению соответствующих экономических санкций.
Приложение 1. Организационная структура управления Службы управления
персоналом
Приложение 2. Штатное расписание Службы управления персоналом Банка
по состоянию на "___" ____________ 20__ года
------------------------------
* До момента утверждения рабочих документов, способных оказать влияние на основную деятельность структурных подразделений Банка (например, графика обучения сотрудников с отрывом от производства и т.п.), Служба обязана в установленном порядке согласовать их с руководством этих подразделений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проект типового положения о Службе управления персоналом (Книга Алавердова А.Р.)
Извлечение из книги Алавердов А.Р. Организация управления персоналом современного российского банка. 2-е издание, переработанное и дополненное. - Издательская группа "БДЦ-пресс", 2003 г.