г. Челябинск
19 марта 2009 г. |
N 18АП-1062/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Махровой Н.В., судей Карпусенко С.А., Логиновских Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Логиновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.12.2008 по делу N А76-24524/2008 (судья Костарева И.В.), при участии: от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" - Деряги А.С. (доверенность от 17.12.2008),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Гайский горно-обогатительный комбинат" (далее - ОАО "Гайский ГОК", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 12 663 руб. 36 коп. пени за просрочку доставки груза перевозчиком.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.12.2008 исковые требования ОАО "Гайский ГОК" удовлетворены.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что к перевозке был предъявлен опасный груз, в связи с чем срок доставки груза должен быть увеличен на одни сутки (п.5.12 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила исчисления сроков). Кроме того, судом допущена ошибка при расчете нормативного срока доставки груза. Нормативный срок доставки грузов по спорной железнодорожной накладной составляет (1556:310 =5,02 (6 суток) + 2 суток по п. 5.1 Правил исчисления сроков +1 сутки по п. 5.12 Правил исчисления сроков) = 9 суток. Фактически груз был доставлен за 10 суток (16.07.2008 -26.07.2008), то есть просрочка доставки груза составляет одни сутки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель истца не явился.
С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" в июле 2008 г. осуществляло перевозку грузов для истца по железнодорожной накладной N ЭС 486354 (л.д.10).
Ссылаясь на нарушение перевозчиком сроков доставки грузов, истец обратился к ОАО "РЖД" с претензией от 01.08.2008 N 19-3769 об уплате пени начисленной в соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в размере 12 663 руб. 36 коп. (л.д. 8).
В ответ на указанную претензию ответчик направил в адрес истца письмо ДЦФТОУК-2/4-231 от 03.09.2008, в котором отказался от удовлетворения требований претензии (л.д. 9).
Ссылаясь на неоплату неустойки в размере 12 663 руб. 36 коп. за просрочку доставки груза, истец обратился в суд. В качестве нормативного правового обоснования исковых требований истец указал ст. 97, 125 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав).
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что факт просрочки доставки груза, перевозка которого осуществлялась по железнодорожной накладной N ЭС 486354, подтверждён материалами дела, требования истца о взыскании пени в размере 12 663 руб. 36 коп подлежат удовлетворению на основании ст. 33, 97 Устава.
На основании ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно ст. 33 Устава грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
В соответствии с п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
На основании ст. 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определяется Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила), разработанными в соответствии со ст. 33 Устава.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
В соответствии с абз. 5 п.2 Правил исчисления сроков, неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5.1 Правил исчисления сроков срок доставки увеличивается на двое суток на операции, связанные с отправлением - прибытием грузов.
Пунктом 5.12.1 Правил исчисления сроков предусмотрено, что срок доставки увеличивается на 1 сутки при перевозке опасных грузов.
В соответствии с п. 4.1, 4.2, 4.3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах -цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 25 при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель представляет на каждую цистерну, бункерный полувагон или группу таких вагонов транспортную железнодорожную накладную (далее - накладная), заполненную в соответствии с правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте и настоящими Правилами. В графе "Наименование груза" накладной грузоотправителем указывается точное наименование груза согласно Алфавитному указателю (приложение N 1 к настоящим Правилам) либо указывается номер разрешающего указания и номер аварийной карточки.
Если в алфавитном указателе номер соответствующей грузу аварийной карточки отсутствует, то аварийная карточка, составленная грузоотправителем на предъявленный груз, прилагается грузоотправителем к накладной. В накладной в графе "Наименование груза" грузоотправитель в этом случае делает отметку "А.К. приложена". В верхней части накладной грузоотправитель проставляет штемпеля красного цвета, предусмотренные для данного груза в графе 7 "Штемпеля на перевозочных документах" (приложение N 1 к настоящим Правилам). На основании указанных грузоотправителем в накладной штемпелей аналогичные штемпеля проставляются уполномоченным лицом перевозчика на станции отправления в вагонном листе.
Учитывая, что в железнодорожной накладной ЭС 486354 имеются знаки опасности, указанные в соответствии с п. 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, судом первой инстанций необоснованно не применен пункт 5.12.1 Правил исчисления сроков об увеличении срока доставки груза на 1 сутки. Тем самым неправильно определен срок просрочки доставки груза и сумма пени за просрочку доставки груза.
Нормативный срок доставки груза по накладной ЭС 486354 составляет 6 суток ( 1556 км (расстояние перевозки) : 310 км (норма суточного пробега) = 5,02(6 суток). Таким образом вагон должен был находится в пути следования 6 суток( нормативный срок) +2 суток (отправление/прибытие) + 1 сутки (по п.5.12 Правил исчисления сроков) то есть срок доставки груза по указанной накладной - 25.07.2008.
Согласно отметке в железнодорожной накладной ЭС 486354 груз прибыл и был подан для выгрузки 26.07.2008, следовательно, просрочка доставки груза составила 1 сутки.
Согласно статье 97 Устава за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере провозной платы.
При этом перевозчик освобождается от уплаты пени за просрочку доставки, если докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 Устава обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств.
Перевозчик может быть освобожден от уплаты пени, если докажет, что просрочка произошла по не зависящим от него обстоятельствам
ОАО "РЖД" не представило надлежащих доказательств обоснованности задержки в пути спорного вагона.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 6 331 руб. 68 коп. (70352 руб. х 9% х1 сутки) подлежат удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по исковому заявлению в размере 253 руб. 26 коп. и 1000 руб. по апелляционной жалобе подлежит взысканию с истца в пользу ответчика .
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.12.2008 по делу N А76-24524/2008 изменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" пользу открытого акционерного общества "Гайский горно-обогатительный комбинат" 6 331 руб. 68 коп. пени и 253 руб. 26 коп. государственной пошлины по иску.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Гайский горно-обогатительный комбинат" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" 1000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Махрова Н.В. |
Судьи |
Карпусенко С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-24524/2008
Истец: ОАО "Гайский ГОК"
Ответчик: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала ЮУЖД, ОАО "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1062/2009