г. Челябинск |
|
23 марта 2009 г. |
Дело N А07-14095/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Панорама" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2008 по делу N А07-14095/2008 (судья Сафиуллина Р.Н.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Панорама" - Муллагалеевой Р.Р. (доверенность от 15.09.2008),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Панорама" (далее - ООО "ИСК "Панорама", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Кармаскалинского района Республики Башкортостан (далее - Администрация), выразившегося в необоснованном длительном необеспечении выбора земельного участка площадью 15 га, расположенного в 20 км севернее районного центра с. Кармаскалы, в 15 км от ближайшей ж.д. станции Карламан, в пляжной части левобережной поймы р. Белой, напротив д. Шипово, а также о возложении на Администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления выбора указанного земельного участка, а также оформления акта выбора этого участка.
В последующем заявитель в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования в части признания незаконным бездействия Администрации - просил признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в необоснованном необеспечении выбора земельного участка площадью 15 га, расположенного в 20 км севернее районного центра с. Кармаскалы, в 15 км от ближайшей ж.д. станции Карламан, в пляжной части левобережной поймы р. Белой, напротив д. Шипово, а именно: по выдаче проекта акта выбора земельного участка. Уточнение заявленных требований принято судом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора привлечен Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Кармаскалинскому району.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2008 в удовлетворении требований ООО "ИСК "Панорама" отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ИСК "Панорама" обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит следующие доводы: обязанность оформить право аренды указанного земельного участка предусмотрено п.6.2 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами к выданной заявителю лицензии N 02424; обращение заявителя от 18.07.2008 о выделении земельного участка в аренду и оформлении акта выбора земельного участка оставлено Администрацией без ответа; процедура обращения с заявлением о предоставлении земельного участка заявителем не нарушена; неприложение к заявлению каких-либо документов не является основанием для оставления заявления без рассмотрения и не лишает Администрацию права запросить недостающие документы у заявителя; в силу п.4 ст.10 и ст.12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение заявителя должно было быть рассмотрено в 30-дневный срок; у заявителя имелись все необходимые документы и он мог их представить в случае их запроса Администрацией; судом не дана оценка письму Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 24.12.2008 N 02/6917, разъясняющего процедуру утверждения проекта работ по недропользованию; факт выдачи заявителю проекта акта выбора земельного участка не доказан; вследствие бездействия Администрации заявитель вынужден нести убытки, так как лишен возможности использовать недра в соответствии с условиями лицензии.
В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что необходимость представления ему проекта акта выбора земельного участка следует из возложенной на него положениями п.п.2.5, 4.8 Положения "О порядке подготовки и выдачи исходных данных на проектирование объектов недвижимости в градостроительстве в Республике Башкортостан", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29.10.2002 N 318, п.п.2.1, 2.2 Временного положения "О порядке предоставления земельных участков для строительства объектов нежилого назначения с предварительным согласованием места размещения объекта", утвержденного Постановлением Главы Администрации городского округа город Уфа Республик Башкортостан от 15.11.2007 N 7182 обязанности по проведению необходимых процедур согласования выданного проекта акта выбора земельного участка. Проведение процедур согласования органами исполнительной власти в силу п.2 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации возможно только в случаях, предусмотренных федеральными законами и только в отношении государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель имеет лицензию N 02424 от 24.08.2005 на пользование недрами с целевым назначением - добыча песчано-гравийного материала на Шиповском участке недр в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан площадью 15 га, расположенном в 20 км севернее с Кармаскалы Кармаскалинского района Республики Башкортостан.
Пунктом 6.2 Лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи гравийно-песчаного материала на Шиповском участке в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан, заявитель обязан до начала работ оформить аренду соответствующего земельного участка.
11.08.2005 Министерством природных ресурсов Республики Башкортостан заявителю выдан горноотводный акт N 590 на разработку общераспространенного полезного ископаемого - песчано-гравийного материала на Шиповском участке площадью 15 га, расположенном в 20 км северо-восточнее р. ц. с. Кармаскалы.
Письмом исх.N 18.4/07 от 18.07.2008 ООО "ИСК "Панорама" со ссылкой на необходимость оформления арендных прав на земельный участок в соответствии с условиями Лицензионного соглашения обратилось к Администрации с просьбой о принятии решения по оформлению акта выбора земельного участка. С письмом заявителем представлены копии лицензии, горноотводного акта и лицензионного соглашения.
Непредставление Администрацией акта выбора земельного участка послужило основанием для обращения заявителем 22.09.2008 в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии у Администрации возможности рассмотреть обращение заявителя в связи с непредставлением заявителем в Администрацию проекта работ по недропользованию.
В силу ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления при возникновении спора о законности его действий либо бездействия обязан доказать, что осуществлял свои действия (бездействовал) в соответствии с требованиями закона и исходил из обстоятельств, наличие которых позволяли ему действовать (бездействовать) таким образом.
Частью 1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Именно указанные обстоятельства могут быть положены в основание требований о признании решений и действий органов местного самоуправления незаконными. О необходимости изложения этих обстоятельств в тексте заявления об оспаривании решений и действий органов местного самоуправления прямо указано в пунктах 3 и 4 ч.1 ст.199 АПК РФ.
Заявление ООО "ИСК "Панорама" и уточнение заявления не позволяют определить правовые нормы, нарушенные, по мнению заявителя, бездействием Администрации, выразившемся в невыдаче проекта акта выбора земельного участка, что само по себе исключает возможность удовлетворения требований заявителя в заявленном виде.
Оценив доводы заявителя по существу заявленных требований, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Учитывая необходимость осуществления на испрашиваемом заявителем земельном участке строительства карьера для добычи песчано-гравийного материала, порядок предоставления такого земельного участка регулируется положениями ст.ст.28-32 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.11 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", Положением "О порядке подготовки и выдачи исходных данных на проектирование объектов недвижимости в градостроительстве в Республике Башкортостан", утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29.10.2002 N 318.
Ссылка заявителя на нормы Временного положения "О порядке предоставления земельных участков для строительства объектов нежилого назначения с предварительным согласованием места размещения объекта", утвержденного Постановлением Главы Администрации городского округа город Уфа Республик Башкортостан от 15.11.2007 N 7182 не может быть признана обоснованной, поскольку сфера действия указанного нормативного правового акта ограничивается территорией иного административно-территориального образования (п.1.2 Временного положения).
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с п.п.1, 4 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч.2 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (ч.ч.6, 7 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Установленный указанными нормами порядок оформления выбора земельного участка является единым для всех субъектов гражданских правоотношений. В этой связи содержащийся в дополнении к апелляционной жалобе заявителя довод о возможности применения установленного ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации порядка оформления выбора земельного участка лишь в случаях прямо предусмотренных федеральным законом и только в отношении государственных органов, органов местного самоуправления и муниципальных организаций представляется основанным на неверном толковании закона.
Указанные нормы возлагают на Администрацию в случае поступления заявления о выборе земельного участка совершить действия по обеспечению выбора земельного участка, оформлению акта выбора земельного участка, принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, и выдаче этого решения заявителю в установленный законом срок.
Обязанности по выдаче заявителю проекта акта выбора земельного участка в силу названных норм Администрация не несет.
Пунктом 4.8 Положения "О порядке подготовки и выдачи исходных данных на проектирование объектов недвижимости в градостроительстве в Республике Башкортостан", утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29.10.2002 N 318, установлена обязанность заказчика или уполномоченного им лица по согласованию с органом архитектуры и градостроительства самостоятельно осуществлять сбор исходных данных, к числу которых в силу п.2.5 этого Положения относятся оформляемые актом выбора земельного участка материалы о выборе земельного участка для строительства, включающие: согласования, условия, требования органов управления и надзора по соблюдению градостроительного, земельного, экологического законодательства, законодательства о недрах, санитарно-эпидемиологических, противопожарных, социальных условий, норм и правил, по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций; технические условия (предварительные технические условия) на присоединение (подключение) объекта строительства к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям; графические материалы, предоставляемые органами архитектуры и градостроительства; обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (далее - обоснования инвестиций); сведения о проведенных с общественностью обсуждениях решений о строительстве, а также другие документы.
Текст указанной нормы, возлагая на заявителя обязанность самостоятельно осуществлять сбор необходимых для согласования акта выбора исходных данных, также не содержит обязания Администрации предоставлять заявителю проект акта выбора.
Учитывая изложенное, требования заявителя в уточненном виде (о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в необоснованном необеспечении выбора земельного участка, а именно: по выдаче проекта акта выбора земельного участка) представляются не основанными на законе.
Кроме того, в соответствии с ч.6 ст.11 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (в редакции, действовавшей на дату обращения заявителем в Администрацию), предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Аналогичная норма содержится в ч.5 Кодекса Республики Башкортостан "О недрах" от 28.1992 N ВС-13/26.
Анализ указанных норм позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о необходимости утверждения проекта работ по недропользованию до оформления земельных прав недропользователя в установленном законом порядке.
Учитывая, что такой проект работ не был представлен заявителем в Администрацию при обращении с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка, содержащийся в апелляционной жалобе довод о соблюдении заявителем порядка обращения также является несостоятельным.
Поскольку законодательно установленная обязанность Администрации истребовать у заявителя недостающие документы для целей оформления выбора земельного участка отсутствует, не может быть принят судом довод апелляционной жалобы о фактическом наличии у заявителя проекта работ, связанных с использованием недр, и о наличии возможности представления этого проекта по требованию Администрации.
Ссылка заявителя на разъяснения процедуры утверждения проекта работ, содержащиеся в письме заместителя Министра природопользования и экологии Республики Башкортостан от 24.12.2008 N 02/6917, в соответствии с которыми утверждение проекта осуществляется его заказчиком, также не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку, во-первых, это письмо содержит исключительно мнение должностного лица, основанное на положениях недействующего СНиПа 11-01-95, а во-вторых, содержащиеся в нем сведения противоречат письму этого же должностного лица от 04.06.2008 N 14/2835, в соответствии с которым Минприроды РБ согласовывает заявителю проект карьера для добычи песчано-гравийного материала на Шиповском участке в части рационального использования запасов и охраны окружающей среды, отмечая при этом имеющиеся недостатки проекта в части соблюдения правил охраны жизни людей на воде, благоустройства водоема и охраны водных ресурсов.
Не может быть принята судом также содержащаяся в апелляционной жалобе ссылка на нарушение Администрацией 30-дневного срока рассмотрения органом местного самоуправления обращений, установленного ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, поскольку, в силу п.1 ст.1 указанного закона, этим законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией прав граждан Российской Федерации, тогда как в рассматриваемой ситуации предметом рассмотрения является бездействие Администрации в связи с обращением коммерческой организации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки содержащегося в обжалованном судебном акте вывода о необоснованности заявленных ООО "ИСК "Панорама" требований.
Доводы апелляционной жалобы судом не принимаются как не основанные на законе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2008 по делу N А07-14095/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Панорама" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14095/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Панорама"
Ответчик: Администрация Кармаскалинского района РБ
Третье лицо: КУС МЗИО РБ по Кармаскалинскому району