г. Челябинск
02 апреля 2009 г. |
N 18АП-1741/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 02 апреля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 февраля 2009 г. по делу N А07-18156/2008 (судья Хайдаров И.М.), при участии: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Борисова Н.Н. (доверенность N 75 от 31.12.2008),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "УфаАгроСнаб" (далее - заявитель, ОАО "УфаАгроСнаб", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление ФАС по Республике Башкортостан, антимонопольный орган) от 01.11.2008 N АА-043/08 о привлечении к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 10.12.2008 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Башкомснаб" (далее - ОАО "Башкомснаб"), открытое акционерное общество "Трест "УфаГражданСтрой" (далее - ОАО "Трест "УфаГражданСтрой") (т.1 л.д. 46-47).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.02.2009 требования ОАО "УфаАгроСнаб" удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление Управления ФАС по Республике Башкортостан от 01.11.2008 N АА-043/08 о привлечении заявителя к административной ответственности.
Антимонопольный орган не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган указывает, что основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужило нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "135-ФЗ), выразившееся в допуске работника ОАО "Трест "УфаГражданСтрой" до объекта электрохозяйства, отключившего от электроснабжения ОАО "Башкомснаб".
Полагает, что антимонопольным органом нарушения при составлении протокола об административном правонарушении не допущены.
Считает, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено в присутствии представителя ОАО "УфаАгроСнаб" Фатхутдинова Т.Н., действующего на основании надлежаще оформленной доверенности.
В связи с чем, антимонопольный орган в апелляционной жалобе просил решение арбитражного суда от 06.02.2009 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления ФАС по Республики Башкортостан в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что на заседание административной комиссии 14.10.2008 представитель общества не явился, от генерального директора по факсу поступило ходатайство о переносе разбирательства дела, ввиду неполучения обществом уведомления о его назначении. Антимонопольный орган счел необходимым удовлетворить поступившее ходатайство и отложить разбирательство дела. Определение об отложении направлено по почте, посредством факсимильной связи, дополнительно вручено нарочно представителю общества - главному инженеру Фатхутдинову. Поскольку на заседание законный представитель общества не явился, протокол об административном правонарушении составлялся без участия законного представителя общества, при надлежащем извещении о времени и месте его проведения. Таким образом, все меры для всестороннего и полного рассмотрения дела антимонопольным органом были предприняты. Состав и событие административного правонарушения материалами дела подтверждены, злоупотребление доминирующим положением установлено. Со стороны антимонопольного органа нарушения отсутствуют
В судебное заседание ОАО "УфаАгроСнаб", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя не направило. Представил возражения по апелляционной жалобе, в которых заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
Третьи лица - ОАО "Башкомснаб", ОАО "Трест "УфаГражданСтрой" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя антимонопольного органа, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего заявления от 17.07.2008 N 191 от генерального директора ОАО "Башкомснаб" (т.1, л.д.95) Управлением ФАС по Республики Башкортостан проведена проверка ОАО "УфаАгроСнаб" по соблюдению законодательства о защите конкуренции.
При проведении проверки антимонопольным органом установлено, что в результате отключении электроэнергии ОАО "Башкомснаб", заявитель препятствовал перетоку через свои объекты электроэнергии для потребителя - ОАО "Башкомснаб", а также установлено, что заявитель допустил работника ОАО "Трест "УфаГражданСтрой" до объекта электрохозяйства, отключившего от электроснабжения оборудование, посредством которого получал электроэнергию ОАО "Башкомснаб".
15.08.2008 антимонопольным органом принято решение о признании действий ОАО "УфаАгроСнаб" нарушающих пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, выраженных в создании препятствий для получения ОАО "Башкомснаб" электрической энергии при наличии заключенного договора от 23.08.2007 N 170 с гарантирующим поставщиком, в результате произведенного отключения от электроснабжения оборудования, посредством которого ОАО "Башкомснаб" получал электроэнергию (т.1, л.д.33-37).
15.08.2008 Управлением ФАС по Республике Башкортостан заявителю выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации.
На основании материалов проверки административным органом 19.09.2008 вынесено определение N 5/4607 о возбуждении дела об административном правонарушении NАА-043/08 по статье 14.31 КоАП РФ (т.1, л.д.50-54). Дело назначено к рассмотрению 14.10.2008.
14.10.2008 в адрес Управления ФАС по Республике Башкортостан от заявителя направлено ходатайство о переносе заседания административной комиссии с 14.10.2008 на другой срок в связи с неполучение уведомления о времени проведения (т.1, л.д. 55).
14.10.2008 антимонопольным органом вынесено определение N 5/5281 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении N АА-043/08 на 24.10.2008 (т.1 л.д.56-57). Данное определение получено ОАО "УфаАгроСнаб" 24.10.2008 (т.1 л.д. 58)
В отношении ОАО "УфаАгроСнаб" 24.10.2008 в отсутствии законного представителя общества составлен протокол N 5/5652 об административном правонарушении N АА-043/08, рассмотрение дела од административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ, назначено на 01.11.2008 (л.д.112-117).
01.11.2008 в присутствии представителя общества Фархутдинова Т.Н., действующего на основании доверенности от 01.11.2008 N 68 (т.1 л.д.69) вынесено постановление N 5/5926 от 01.11.2008 о привлечении ОАО "УфаАгроСнаб" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 10% от размера суммы выручки общества от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого совершено правонарушение, определенной в соответствии со статьями 248-249 Налогового кодекса Российской Федерации, что составляет 49 921 руб. 78 коп. (т.1 л.д. 72-77).
Не согласившись с постановлением Управления ФАС по Республике Башкортостан от 01.11.2008 ОАО "УфаАгроСнаб" обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования о признании недействительным и отмене постановления от 01.11.2008, арбитражный суд первой инстанции указал на допущенное антимонопольным органом существенное процессуальное нарушение в связи с отсутствием надлежащего извещения законного представителя о времени и месте составления протокола, а также на недоказанность вины общества в отключении электроэнергии.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции о допущенных правонарушениях при составлении протокола и рассмотрения административного дела не соответствуют материалам дела.
В силу положений статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
На основании пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что законный представитель общества был извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола на 24 октября 2008 г. в 14 часов 45 минут. Доказательством указанного является: ходатайство ОАО "УфаАгроСнаб" от 14.10.2008, подписанное генеральным директором, об отложении составления протокола (т.1 л.д.55); определение об отложении от 14.10.2008 и назначении составления протокола на 24.10.2008 в 14 часов 45 минут, полученное 15.10.2008 под роспись работником общества - главным инженером Фатхутдиновым (т.1 л.д. 56,57), действующим по доверенности на представление интересов ОАО "УфаАгроСнаб" в Управлении ФАС по Республике Башкортостан (т1 л.д.67). Кроме того, определение об отложении было направлено в адрес общества посредством почтовой связи и получено 24.10.2008, что подтверждается карточкой уведомления о вручении (т.1 л.д.58).
На основании указанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что антимонопольным органом были предприняты необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, месте и времени составления протокола.
В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и, если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо, если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
В силу части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Часть 3 статьи 25.4 КоАП РФ устанавливает, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство.
Исходя из материалов дела, 01.11.2008 УФАС по Республике Башкортостан вынесено постановление по делу N АА-043/08 в присутствии главного инженера общества Фатхутдинова Т.Н., действующего на основании доверенности от 01.11.2008 N 68. Согласно данной доверенности Фатхутдинову Т.Н. предоставлены полномочия представлять ОАО "УфаАгроСнаб" в Управлении ФАС по Республике Башкортостан по делу N АА-043/08 со всеми процессуальными правами в соответствии с КаАП РФ.
Из указанных обстоятельств следует, что дело об административном правонарушении в отношении ОАО "УфаАгроСнаб" рассмотрено в присутствии представителя общества, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем.
Таким образом, нарушений требований административного законодательства, направленных на защиту прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, антимонопольным органом не допущено.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает, что антимонопольным органом ошибочно квалифицированы действия общества как состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусматривает наложение административного штрафа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом установлено доминирующее положение ОАО "УфаАгроСнаб" на рынке услуг по передаче электрической энергии по кругу потребителей, присоединенных к его сетям, на основании представленных договора электроснабжения N 170 от 23.08.2007 и приложения N 10 к нему, а также части 5 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ. Руководствуясь указанными документами и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, антимонопольным органом сделан вывод, что общество является сетевой организацией по отношению к ОАО "Башкомснаб".
В соответствии с части 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Вместе с тем, материалами дела не подтверждено, что общество включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе. Договор электроснабжения от 23.08.2007 N 170 (т.2 л.д.9-19) заключен между ОАО "Башкирэнерго" и ОАО "Башкомснаб", приложение N 10 к договору (т.1 л.д. 132) содержит однолинейную схему электроснабжения.
Таким образом, антимонопольным органом не доказано доминирующее положение ОАО "УфаАгроСнаб", из чего следует, что данное общество не является субъектом правонарушения по статье 14.31 КоАП РФ.
В качестве злоупотребления доминирующим положением антимонопольным органом определены действия по направлению ОАО "УралАгроСнаб" письма о возможном отключении электроэнергии и допуску работника ОАО "Трест "Уфагражданстрой" к объекту электрохозяйства, который произвел отключение электроэнергии. Указанными действиями, по мнению антимонопольного органа, общество препятствуют перетоку электроэнергии к потребителю - ОАО "Башкомснаб". Между тем приведенные антимонопольным органом факты не свидетельствуют о том, что действия по отключению электроэнергии совершены ОАО "УралАгроСнаб" (или его работниками). Доказательств проведения отключения обществом в материалы дела не представлены.
На основании указанного суд первой инстанции обоснованно указал на недоказанность вины ОАО "УфаАгроСнаб" в совершении правонарушения.
Таким образом, антимонопольным органом не доказан состав правонарушения, предусмотренный статьей 14.31 КоАП РФ, в действиях ОАО "УфаАгроСнаб".
Следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения ОАО "УфаАгроСнаб" к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 14.31 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в действиях ОАО "УфаАгроСнаб" состава правонарушения основаны на неверном толковании норм права и опровергаются материалами дела, в связи с чем подлежат отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 февраля 2009 г. по делу N А07-18156/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18156/2008
Истец: ОАО "УфаАгроСнаб"
Ответчик: УФАС по РБ
Третье лицо: ОАО Трест "УфаГражданСтрой", ОАО "Трест Уфагражданстрой", ОАО "Башкомснаб"