г. Челябинск
02 апреля 2009 г. |
N 18АП-1889/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Бабкиной С.А., Сундаревой Г.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиным И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 27 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2009 по делу N А07-18426/2008 (судья Нигмаджанова И.И.), при участии: от отдела архитектуры и градостроительства Туймазинского района и города Туймазы Республики Башкортостан - Сарвартдинова И.А. (приказ N 23 от 01.03.2008), Зиятдинова А.Ф. (доверенность от 23.06.2008), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан - Гильманова А.С. (доверенность от 09.01.2009 N 01-13),
УСТАНОВИЛ:
отдел архитектуры и градостроительства Туймазинского района и города Туймазы Республики Башкортостан (далее - ОАиГ Туймазинского района и города Туймазы РБ, отдел архитектуры, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан (далее - МИФНС N 27 по РБ, регистрирующий орган, инспекция) с заявлением о признании решения регистрирующего органа от 10.11.2008 об отказе в государственной регистрации в связи с его ликвидацией незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию в связи с ликвидацией путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.01.2009 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной жалобе МИФНС N 27 по РБ просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на нарушение арбитражным судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Суд первой инстанции не принял во внимание, что заявителем в регистрирующий орган представлен ненадлежащее оформленный ликвидационный баланс, который не имеет нумерации, на обороте последнего листа отсутствует указание на общее количество листов, отсутствует подпись уполномоченного лица и оттиск печати заявителя. Податель жалобы считает, что невыполнение требований к оформлению документов означает непредставление в регистрирующий орган документов, необходимых для регистрации и является основанием для отказа в государственной регистрации. МИФНС N 27 по РБ не согласна с выводом арбитражного суда о том, что заявителем выполнены все требования Гражданского кодекса Российской Федерации, установленные при ликвидации юридического лица. Суд первой инстанции не принял во внимание, что доказательства погашения задолженности по налогам и сборам отделом архитектуры не представлены. Вывод арбитражного суда об отсутствии направленных в адрес заявителя требований об уплате налога, является необоснованным. За период с 01.01.2006 по 31.10.2008 инспекцией в адрес ОАиГ Туймазинского района и города Туймазы РБ, направлялись требования об уплате налога, принимались решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и имущества налогоплательщика. В службе судебных приставов имеется неоконченное исполнительное производство. Наличие у ОАиГ Туймазинского района и города Туймазы РБ непогашенной задолженности является основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд о признании его несостоятельным (банкротом).
ОАиГ Туймазинского района и города Туймазы РБ представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Отдел архитектуры считает несостоятельным довод подателя жалобы о том, что учредителем отдела архитектуры не утвержден бухгалтерский баланс истца по состоянию на 01.01.2007. Администрация Туймазинского района и города Туймазы ликвидирована 05.07.2006, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ. По указанной причине утверждать ликвидационный баланс истца по состоянию на 01.01.2007 учредитель не имел возможности. Ликвидационный баланс ОАиГ Туймазинского района и города Туймазы РБ представлялся в регистрирующий орган 02.02.2007, однако запись о ликвидации отдела внесена не была. Процедура ликвидации, установленная Гражданским кодексом Российской Федерации, отделом архитектуры соблюдена. Сообщение о ликвидации опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" от 15.03.2006 N 10. Несоблюдение инспекцией установленного порядка предъявления требований при ликвидации влечет погашение требований кредитора. Отсутствие требований кредиторов привело к включению в ликвидационный баланс по состоянию на 01.01.2007 сумм, указанных в бухгалтерском балансе по состоянию на 01.01.2006. Требования об уплате налогов предъявлены налоговым органом за пределами установленного двухмесячного срока, установленного для предъявления требований кредиторов. Доказательств направления в адрес ликвидируемой организации требований об уплате налогов не представлено.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей регистрирующего органа, отдела архитектуры не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, администрацией Туймазинского района и города Туймазы Республики Башкортостан принято постановление от 12.12.2005 N 1803 о ликвидации ОАиГ Туймазинского района и города Туймазы РБ с 01.01.2006.
На основании данного решения в журнале "Вестник государственной регистрации" за 15.03.2006 N 10 опубликована информация о ликвидации отдела архитектуры, кредиторам предложено обращаться с требованиями в течение двух месяцев с момента публикации по адресу: город Туймазы Республики Башкортостан, улица Гагарина, дом N 38.
07.03.2006 в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица.
30.05.2006 в ЕГРЮЛ внесены сведения о формировании ликвидационной комиссии.
28.07.2006 в МИФНС N 27 по РБ представлен промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 01.07.2006 (т.1, л.д. 12, 13). В балансе отдела архитектуры на начало отчетного периода отражена задолженность в сумме 18 000 руб. перед внебюджетными фондами, задолженность в сумме 280 000 руб. по налогам и сборам. На конец отчетного периода задолженность перед внебюджетными фондами не отражена, задолженность по налогам и сборам отражена в сумме 155 000 руб. Из письменных пояснений представителя отдела архитектуры (т.1, л.д. 68-72) следует, что в ликвидационную комиссию требование инспекции о включении в промежуточный ликвидационный баланс задолженности по обязательным платежам в срок до 15.05.2006 не поступило. Отдел архитектуры в стадии ликвидации находился с 01.01.2006, поэтому в промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 01.07.2007 включена задолженность, отраженная в бухгалтерском балансе по состоянию на 01.01.2006 (т.1, л.д. 76).
31.10.2008 отдел архитектуры обратился в МИФНС N 27 по РБ с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с его ликвидацией. К заявлению были приложены: ликвидационный бухгалтерский баланс по состоянию на 01.01.2007, в котором отсутствует задолженность по долгосрочным и краткосрочным обязательствам, в том числе, по обязательным платежам; документ об уплате государственной пошлины; справка из Пенсионного фонда.
МИФНС N 27 по РБ, рассмотрев представленные документы, приняла решение от 10.11.2008 (т.1, л.д. 8) об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов. В обоснование принятого решения об отказе в государственной регистрации инспекция указала на отсутствие ликвидационного баланса.
Полагая, что отказ в государственной регистрации юридического лица является незаконным, ОАиГ Туймазинского района и города Туймазы РБ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения регистрирующего органа от 10.11.2008 об отказе в государственной регистрации отдела архитектуры в связи с его ликвидацией незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию в связи с ликвидацией путем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что требования Гражданского кодекса Российской Федерации, установленные при ликвидации юридического лица, отделом архитектуры выполнены. Оснований для отказа в государственной регистрации у регистрирующего органа не имелось. Доказательства обращения в ликвидационную комиссию с требованием о погашении задолженности в материалы дела не представлены.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.
В соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 5 статьи 64 названного Кодекса требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными (пункт 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод регистрирующего органа об ошибках при оформлении ликвидационного бухгалтерского баланса не принимается во внимание арбитражным судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Ликвидационный баланс отдела архитектуры составлен на одном листе, подписан председателем ликвидационной комиссии Сарвардиновым И.А., содержит оттиск печати ликвидируемого юридического лица. Утверждение ликвидационного баланса всеми членами ликвидационной комиссии не предусмотрено нормами пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса российской Федерации.
Ликвидационный баланс не мог быть утвержден учредителем согласно пункту 5 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку на дату составления ликвидационного баланса администрация Туймазинского района и города Туймазы, являющаяся учредителем отдела архитектуры, была уже ликвидирована.
Доказательства наличия у отдела архитектуры задолженности по обязательным платежам инспекция в арбитражный суд первой инстанции не представила. В арбитражный суд апелляционной инстанции инспекцией представлены справки N 599, N 600 (т.2, л.д. 17-32) о состоянии расчетов по налогам по состоянию на 26.07.2006, на 31.10.2008. Данные документы надлежащими доказательствами наличия и размера задолженности по обязательным платежам не являются, поскольку не подтверждены первичными документами, составлены после истечения срока предъявления требования ликвидационной комиссии.
В арбитражный суд апелляционной инстанции вместе с апелляционной жалобой представлены требования об уплате налога, составленные до принятия решения о ликвидации отдела архитектуры. Доказательства направления данных требований в адрес отдела архитектуры или ликвидационной комиссии в материалы дела не представлены. Получение этих требований заявитель отрицает. Данные требования не подтверждены первичными документами. Поэтому указанные требования не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве доказательств наличия и размера задолженности по обязательным платежам.
В арбитражный суд апелляционной инстанции вместе с апелляционной жалобой представлены требования об уплате налога, составленные после принятия решения о ликвидации отдела архитектуры. Доказательства направления данных требований в адрес отдела архитектуры или ликвидационной комиссии в материалы дела не представлены. Получение этих требований заявитель отрицает. Данные требования не могут быть приняты в качестве доказательств наличия и размера задолженности по обязательным платежам в силу следующего.
Согласно статье 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица установлена статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Расчеты по обязательным платежам в бюджет производятся в третью очередь.
Положения указанных норм права не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Следовательно, после принятия учредителем решения о ликвидации отдела архитектуры и создания ликвидационной комиссии, внесения в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии инспекция не вправе была осуществлять действия по принудительному взысканию налогов и сборов в бесспорном порядке, поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов ликвидируемого юридического лица.
В материалы дела в арбитражный суд апелляционной инстанции в обоснование довода о наличии у отдела архитектуры непогашенной задолженности по обязательным платежам представлено требование N 06-11/567 (т.2, л.д. 68-70) от 16.06.2008 об уплате налога, сбора и налоговых санкций на общую сумму 283 855 руб. 86 коп. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2008 (резолютивная часть от 18.12.2008) указанное требование признано недействительным как не соответствующее требованием Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на наличие у отдела архитектуры задолженности перед бюджетом, инспекция вместе с тем свое требование ликвидационной комиссии не предъявила. Следовательно, информация о задолженности по обязательным платежам не подлежала отражению ни в промежуточном, ни в ликвидационном балансе. Несмотря на данное обстоятельство, отдел архитектуры отразил задолженность по обязательным платежам в промежуточном ликвидационном балансе и представил в материалы настоящего дела доказательства уплаты обязательных платежей, отраженных в промежуточном ликвидационном балансе (т. 1, л.д. 77-139).
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Материалы дела содержат доказательства того, что порядок ликвидации отделом архитектуры соблюден, документы для государственной регистрации представлены в надлежащий регистрирующий орган и в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации ОАиГ Туймазинского района и города Туймазы РБ в связи с его ликвидацией.
Ссылка инспекции о наличии в службе судебных приставов неоконченного исполнительного производства опровергается справкой старшего судебного пристава Туймазинского межрайонного отдела судебных приставов от 23.03.2009 N 9485.
Довод регистрирующего органа о необходимости обращения должника с заявлением в арбитражный суд о признании несостоятельным (банкротом) противоречит материалам дела и положениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве), в силу которого действие закона не распространяется на учреждение. Отдел архитектуры является учреждением.
При названных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2009 по делу N А07-18426/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 27 по Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
З.Н.Серкова |
Судьи |
С.А.Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18426/2008
Истец: Отдел архитектуры и градостроительства Туймазинского района и г. Туймазы
Ответчик: МИФНС России N37 по РБ, МИФНС России N27 по РБ