г. Челябинск
08 апреля 2009 г. |
N 18АП-1433/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Арямова А.А., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 января 2009 года по делу N А76-24195/2008 (судья Костылев И.В.), при участии: от Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Челябинской области" - Рагулина В.В. (доверенность N 1 от 12.01.2009),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе Челябинской области (далее - заявитель, ГУ УПФ в Октябрьском районе Челябинской области, управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к федеральному государственному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Челябинской области" (далее - ФГУ Управление "Челябмелиоводхоз", учреждение) о взыскании недоимки по страховым взносам в размере 65 269 руб. и пени в размере 56 851, 77 руб., в том числе на страховую часть 54 903, 34 руб., на накопительную часть 1 948 руб., всего - 122 120, 77 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11 января 2009 года по настоящему делу заявленные управлением требования удовлетворены частично, с учреждения взыскано в доход Пенсионного фонда Российской Федерации пени в размере 17 428, 79 руб. и в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 697, 15 руб. В остальной части требований заявителю отказано.
Учреждение, не согласившись с таким решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что управлением не соблюдены требования, предъявляемые к требованию, а именно не указаны сроки с какого по какое число начислены пеня в размере 17 293, 73 руб., в связи с чем, считает решение арбитражного суда первой инстанции от 11.01.2009 о размере присужденной пени подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители управления не явились, заявитель представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы учреждения в отсутствие своего представителя.
С учетом мнения представителя учреждения и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей управления.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст. ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя учреждения, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Челябинской области" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по Курчатовскому району г. Челябинска 12.07.2002, ОГРН 1027402537337.
Учреждение в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Закон N167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, что учреждением не оспаривается.
Управлением требованием от 01.07.2008 N 5 страхователю предложено в срок до 14.07.2008 уплатить задолженность по страховым взносам и пени по состоянию на 01.07.2008, которая составила 194 508, 77 руб. (л.д. 5).
В обоснование данного требования заявитель представил ведомости уплаты страховых взносов (л.д. 8 - 10), расчет сумм иска (л.д. 11), акт сверки суммы задолженности по страховым взносам (л.д. 53) из которых следует, что управлением взыскивается задолженность по страховым взносам в сумме 65 269 руб., возникшая в 2006 году, что также подтверждено заявителем в пояснениях (л.д. 58 - 60).
В связи с неисполнением требования от 01.07.2008 N 5 в добровольном порядке управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные управлением требования частично арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из обоснованности требований управления в части взыскания пени в размере 17 293, 73 руб. на страховую часть пенсии и 135, 06 руб. на накопительную часть пенсии, вместе с тем, поскольку недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 65 269 руб. возникла в 2006 году, требования в данной части не подлежали удовлетворению.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, основанными на правильном применении действующего законодательства и подтверждаются установленными фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами, а взыскание недоимки по страховым взносам и пени осуществляется фондом в судебном порядке при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом - статья 2 Закона N 167-ФЗ.
По перечню администраторов поступлений в бюджет Российской Федерации согласно приложению 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В соответствии со ст. 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, а по итогам этого периода - рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода.
Пунктом 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ определено, что страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Федерального закона. В случае если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу статьи 26 названного закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, которыми признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога (взноса) не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Следовательно, при нарушении установленных сроков уплаты страховых взносов по итогам отчетного периода подлежат начислению пени.
Обязанность по направлению требований в силу прямого указания в статье 25.1 Закона N 167-ФЗ возложена на органы Пенсионного фонда РФ.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу пункта 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В пункте 1 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 25.1 Закона N 27-ФЗ и пунктом 4 статьи 69 НК РФ в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, спорная недоимка возникла в 2006 году, что управлением не оспаривается. Требование об уплате спорной недоимки N 5 было выставлено заявителем 01.07.2008, т.е. с нарушением срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ.
С заявлением по настоящему делу управление обратилось в арбитражный суд 04.09.2008, т.е. с пропуском срока взыскания недоимки, что заявителем также не оспаривается.
При указанных обстоятельствах, является обоснованным вывод арбитражного суд первой инстанции о том, что требования управления о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 65 269 руб., удовлетворению не подлежат.
Из материалов дела также следует, что за несвоевременное перечисление страховых взносов учреждению начислена пеня в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Банком России от суммы невнесенного страхового взноса за каждый день просрочки в сумме 56 851, 77 руб., в том числе на страховую часть 54 903, 34 руб., на накопительную 1 948, 43 руб. В подтверждение сумм начисленных пени, заявителем представлена таблица начисления пени (л.д. 12 - 15), пени исчислены за период с 01.07.2006 по 21.04.2008.
Первоначальная пенеобразующая недоимка составляла по страховой части 110 892 руб. с последующим увеличением до 235 208, 43 руб., по накопительной части в сумме 866 руб., с последующим увеличением до 13 104 руб.
В подтверждение оснований возникновения пенеобразующей недоимки заявителем представлено в материалы дела решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.11.2006 по делу N А76- 20895/2006-37-726 (л.д. 49 - 50) и исполнительный лист N 157544 (л.д. 51), из которых следует, что с учреждения были взысканы страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 110 892 руб. по страховой части и в сумме 866 руб. по накопительной части.
В отношении остальной пенеобразующей недоимки заявителем документы, подтверждающие факт ее взыскания не представлены.
При таких обстоятельствах, является правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что в данном случае управление имеет право взыскивать пени, исчисленные на недоимку, взысканную с учреждения в установленном порядке, а именно на недоимку по страховым взносам в сумме 110 892 руб. по страховой части и в сумме 866 руб. по накопительной части.
Заявитель представил в материалы дела расчет пени, исчисленных на недоимку, в отношении которой соблюден установленный срок взыскания (л.д. 66, 71).
Представленные в деле документы указывают на то, что фонд начислил пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.07.2006 по 21.04.2008. Исходя из даты обращения управления в арбитражный суд - 09.10.2008, сроки для взыскания пеней, установленные статьями 46 и 70 НК РФ, за период с 01.07.2006 по 24.12.2007 пропущены; за период с 25.12.2007 по 21.04.2008 - не истекли.
При указанных обстоятельствах, поскольку наличие пенеобразующей недоимки подтверждается материалами дела, вывод арбитражного суда первой инстанции об обоснованности требований управления в части взыскания суммы 17 428, 79 руб., является правильным.
При указанных обстоятельствах, вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии обязанности предприятия по уплате страховых взносов и неисполнения указанной обязанности с установленный срок, является обоснованным.
Вместе с тем, из текста апелляционной жалобы не представляется возможным установить ее доводы, а также мотивы, по которым учреждение не согласно с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель учреждения не смог пояснить, по каким именно причинам податель апелляционной жалобы не согласен с решением суда первой инстанции, какие выводы суда первой инстанции являются ошибочными. Также представитель подателя апелляционной жалобы не смог пояснить, ссылка на какой судебный документ приводится в тексте апелляционной жалобы.
При указанных обстоятельствах, аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, учреждением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит, а решение суда первой инстанции вынесено законно и обоснованно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 января 2009 года по делу N А76-24195/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-24195/2008
Истец: ГУ УПФР в Октябрьском районе Челябинской области
Ответчик: ФГУ Управление "Челябмелиоводхоз"
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1433/2009