г. Челябинск
09 апреля 2009 г. |
N 18АП-1972/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рачкова В.В., судей Махровой Н.В., Логиновских Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения "Оренбургское городское Управление ветеринарии" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.01.2009 по делу N А47-8319/2008 (судья Лапшина Н.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Оренбургской области (далее - заместитель прокурора) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к государственному учреждению "Оренбургское городское Управление ветеринарии" (далее - ГУ "Оренбургское городское Управление ветеринарии") и индивидуальному предпринимателю Самойловой Ирине Егоровне (далее - ИП Самойлова И.Е.) о признании недействительными п.п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.8, 3.1 договора N 113 от 26.12.2005 и договора N 95 от 29.12.2006.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.01.2009 исковые требования заместителя прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ "Оренбургское городское Управление ветеринарии" просит решение суда отменить в части признании недействительными п.п. 3.1 договора N 113 от 26.12.2005 и договора N 95 от 29.12.2006 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что указанные в п.п. 2.1., 2.1.2 и 2.1.3 договоров услуги закон позволяет отнести к платным видам услуг. Пояснил, что п. 2.4 Перечня услуг, относящий к платным услугам исследования и другие ветеринарные мероприятия, связанные с поставками на племпродажу, выставки, соревнования, экспорт и другие коммерческие цели, подлежит расширительному толкованию и применим к другим ветеринарным мероприятиям, проводимым ветеринарными специалистами бюджетных учреждений на предприятиях по хранению и реализации продукции и сырья животного происхождения. Утверждает, что оказание ветеринарных услуг, предусмотренных спорными пунктами договоров, не являются функциями государственного ветеринарного надзора.
Заместитель прокурора представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также истец в отзыве пояснил, что предоставляемые по оспариваемым пунктам договоров платные и бесплатные услуги не включены в Перечень платных и бесплатных услуг, оказываемых государственной ветеринарной службой Российской Федерации, а также отсутствуют данные услуги в качестве платных и в Правилах оказания платных ветеринарных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898. Считает, что подконтрольное предприятие не финансирует деятельность подразделения государственного ветеринарного надзора, включая оплату труда его работников.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание стороны не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
В отсутствие возражений сторон в соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой ответчиком части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26.12.2005 и 29.12.2006 между ГУ "Оренбургское городское Управление ветеринарии" (учреждение) и ИП Самойловой И.Е. (предприятие) подписаны договоры N N 113, 95 предметом которых является выполнение комплекса работ и услуг по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы изготавливаемого сырья (продуктов) животного происхождения и осуществление ветеринарного контроля при заготовке, переработке, хранению, перевозке и оптово-розничной реализации сырья животного происхождения.
Пунктами 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.8 договоров стороны согласовали, что в обязанности ветеринарных специалистов входит осуществление ежедневного контроля за соблюдением на предприятии ветеринарно-санитарных правил и требований при приёмке, технологических процессах, хранении и реализации сырья животного происхождения и готовой продукции, проведение проверок на наличие и правильность оформления ветеринарно-сопроводительных документов на поступающую продукцию животного происхождения, обеспечение выпуска в реализацию кожевенного сырья безопасного в ветеринарно-санитарном отношении, обеспечение выполнения гос.вет.специалистом правил внутреннего трудового распорядка, установленного на предприятии, в части режима рабочего времени, требований правил техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии.
В соответствии с п. 3.1 договоров предприятие оплачивает управлению стоимость работ и услуг ежемесячно наличными или перечислением денежные средства в размере 3 000 руб. и 3 500 руб. с учётом НДС.
Ссылаясь на несоответствие п.п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.8, 3.1 договоров пункту 1 ст. 49, п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 5, 8 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", ст. 4, п. 2 ст. 9 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.1994г. N 706 "Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации", истец обратился в суд. В качестве нормативного правового обоснования исковых требований указал ст.ст. 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 5, 8 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", ст. 4, п. 2 ст. 9 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности, указав на то, что взимание ГУ "Оренбургское городское Управление ветеринарии" платы за оказание услуг, перечисленных в п.п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.8 договоров, является незаконным, поскольку данные услуги являются функциональными обязанностями управления ветеринарии, которое оно должно осуществлять в силу закона, причём на основании бюджетного финансирования. Пункт 3.1 договоров также противоречит действующему законодательству, поскольку во - первых предусматривает возможность компенсации любых издержек учреждения, связанных с содержанием ветеринарных специалистов (а не только тех, возможность компенсации которых предусмотрена п. 1.12 Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства), а во вторых п. 3.1 предусматривает ежемесячную оплату предпринимателем услуг, обусловленных п.п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.8, в то время как соответствующие услуги должны оказываться за счёт бюджетных средств.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на материалах дела и требованиях закона.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. N 706, установлено, что государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдением:
предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, иностранными юридическими лицами, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства планов противоэпизоотических мероприятий (включая мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных), за организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных заразными и незаразными болезнями;
ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства.
Создание подразделений государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства предусмотрено пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О ветеринарии".
Согласно п.п. 1.1, 3.1 устава ГУ "Оренбургское городское Управление ветеринарии" является некоммерческой организацией, подведомственной Министерству сельского хозяйства Оренбургской области, предметом деятельности учреждения является организация ветеринарного дела, обеспечение эпизоотического благополучия предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов независимо от их ведомственной подчинённости и форм собственности, а также личных подсобных хозяйств граждан, повышение и продуктивности сельскохозяйственных животных, охрана населения от болезней общих для человека и животных на территории города.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В силу абзаца 2 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 14 октября 1994 г. утверждено Положение о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства. Настоящее Положение разработано на основе Закона Российской Федерации "О ветеринарии" и "Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.94 N 706.
Пунктами 1.9, 2.1, 3.1 Положения предусмотрено, что специалисты подразделения работают по правилам внутреннего распорядка предприятия, в части режима рабочего времени, охраны труда, санитарного режима и эксплуатации помещений, оборудования, другого имущества и средств связи, представляемых администрацией предприятия подразделению для выполнения его функций.
К задачам подразделении государственного ветеринарного надзора отнесена организация и проведение государственного ветеринарного надзора за соблюдением предприятием требований ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства на всех производственных участках и объектах.
В обязанности подразделения государственного ветеринарного надзора входит государственный ветеринарный надзор за поступлением на предприятие убойного скота (птицы), мясосырья и вспомогательных подконтрольных материалов, включая проверку правильности оформления ветеринарных документов, их соответствие фактически поступившему поголовью (количеству груза), соблюдения правил транспортировки.
Таким образом, перечисленные пунктами 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.8 договоров обязанности ГУ "Оренбургское городское Управление ветеринарии" отнесены Положением к функциональным обязанностям подразделения государственного ветеринарного надзора.
В соответствии с п. 5.6 устава ГУ "Оренбургское городское Управление ветеринарии" управлению предоставлено право на договорной основе оказывать платные услуги, осуществлять иную предпринимательскую деятельность, соответствующую целям и задачам учреждения и не запрещённую действующим законодательством.
Пунктами 1.11, 1.12 Положения предусмотрено, что в случае согласия местной администрации Подразделение содержится за счет средств бюджета территории, а также средств, получаемых на основе заключения договора по оказанию ветеринарных услуг, перечень которых утверждается Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с производством, хранением, перевозкой и реализацией животных, продуктов животноводства и кормов, обязаны предоставлять безвозмездно в пользование учреждениям и организациям Государственной ветеринарной службы служебные помещения, необходимое оборудование и средства связи, а также компенсировать затраты на их эксплуатацию.
Пунктом 4.7, 4.9 устава ГУ "Оренбургское городское Управление ветеринарии" предусмотрено финансирование учреждения за счёт средств областного бюджета.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
имущество, переданное и закреплённое собственником или уполномоченным органом в установленном порядке,
имущество, приобретённое за счет бюджетных средств,
бюджетные ассигнования,
иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оказание ветеринарных услуг на основе договора не может расцениваться как финансирование деятельности подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятии и нарушение требований законодательства.
Пункт 1.11 Положения, определяющий источники финансирования подразделений государственного ветеринарного надзора, в том числе за счет средств, получаемых на основе заключения договора по оказанию ветеринарных услуг, также не содержит никаких обязательных предписаний для поднадзорных предприятий, не исключает предоставление платных ветеринарных услуг в соответствии с условиями заключенного договора.
Вместе с тем в утверждённый Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 20.01.1992 N 2-27-145 Перечень платных и бесплатных услуг, оказываемых государственной ветеринарной службой Российской Федерации перечисленные пунктами 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.8 договоров услуги не включены.
Оказание ветеринарных услуг, не включенных в перечень, утверждённый Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, за счет средств получаемых на основе заключения договора по оказанию ветеринарных услуг, не соответствует п. 1.11 Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, в связи с чем п.п. 3.1 договоров обоснованно признаны недействительными арбитражным судом первой инстанции на основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка подателя жалобы на расширительное толкование п. 2.4 Перечня услуг подлежит отклонению как не основанная на законе.
Довод ответчика о том, что оказание ветеринарных услуг, предусмотренных в п.п. 2.1 договоров не является функцией государственного ветеринарного надзора, противоречит п. 2.1 Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, в связи с чем подлежит отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.01.2009 по делу N А47-8318/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения "Оренбургское городское Управление ветеринарии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Рачков |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8319/2008
Истец: Прокуратура Оренбургской области
Ответчик: Самойлова Ирина Егоровна, Самойлова И.Е., Государственное учреждение "Оренбургское городское управление ветеринарии"
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1972/2009