г. Челябинск
24 апреля 2009 г. |
N 18АП-2630/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ширяевой Е.В., судей Хасановой М.Т., Мальцевой Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рыбаковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "РЕСО-МЕД" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2008 по делу N А76-8483/2008 (судья Ефимов А.В.), при участии: от муниципальное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница N8 - Шестакова В.А. (доверенность N 16 от 20.08.2008), Заварухиной В.Е. (доверенность N 162 от 06.02.2009), от Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования - Митякиной Е.А. (доверенность N 30 от 29.12.2008), от Министерства здравоохранения Челябинской области - Устюжаниной Н.В. (доверенность б/н от 15.01.2009)
УСТАНОВИЛ:
муниципальное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница N 8 (далее МУЗ ГКБ N 8, истец) предъявило к обществу с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "РЕСО-МЕД" в лице Челябинского филиала (далее ООО "СМК "РЕСО-МЕД", ответчик) иск о взыскании убытков в сумме 313 824 руб. 39 коп.
До принятия решения по существу спора истцом заявлено и судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уточнении исковых требований. Истец просит взыскать с ответчика 153 815 руб. задолженность по договору N 30/106 от 28.12.2007 на предоставление медицинских услуг круглосуточного стационара по обязательному медицинскому страхованию.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска привлечены Челябинский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее ЧО ФОМС), Министерство здравоохранения Челябинской области, Управление здравоохранения Администрации г. Челябинска.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2008 исковые требования удовлетворены, с ООО "СМК "РЕСО-МЕД" в пользу истца взыскана сумма 153 815 руб. основного долга, 4 576 руб. 30 коп. возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ООО "СМК "РЕСО-МЕД" просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что при вынесении решения суд должен был руководствоваться Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Челябинской области от 23.01.2008, в силу которого объёмы стационарной медицинской помощи подлежат оплате с учётом ограничений, предусмотренных планом-заданием. Планы-задания формируются на основании утверждённого муниципального заказа. Для истца был установлен муниципальный заказ помесячно. В феврале и марте 2008 данный план был превышен. Ответчик полагает, что не обязан оплачивать медицинские услуги, оказанные сверх объёмов, установленных заказом. Доказательств согласования изменения объёмов медицинской помощи истец не представил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители ООО "СМК "РЕСО-МЕД" и Управления здравоохранения администрации г. Челябинска в судебное заседание не явились. С учетом мнения представителей истца, третьих лиц: Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования и Министерства здравоохранения Челябинской области в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика и Управления здравоохранения администрации г. Челябинска.
В судебном заседании представитель истца указал, что решение суда является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы получили оценку в решении суда, в связи чем подлежат отклонению.
Представитель Министерства здравоохранения Челябинской области в судебно заседании поддержал доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ЧО ФОМС в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы согласился. В своем отзыве на апелляционную жалобу указал, что считает не доказанным факт нарушения ответчиком условий договора. Договором предусмотрена оплата страховщиком оказанных медицинских услуг в пределах плана-задания. Приказ ЧО ФОМС от 31.03.2008 N 243 и Тарифное соглашение истцом не оспаривались и подлежали применению при разрешении спора. Факт превышения истцом установленного плана - задания в спорный период считает доказанным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, Министерства здравоохранения Челябинской, ЧО ФОМС не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что между МУЗ ГКБ N 8 (Учреждение) и ООО "СМК "РЕСО-МЕД" (Страховщик) 28.12.2007 заключен договор N 30/106.
В силу п. 2.1 договора истец принял на себя обязательства оказывать застрахованным гражданам медицинскую помощь в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования (далее ОМС) по видам и объемам, согласованным и утвержденным в установленном порядке для данного Учреждения, в соответствии с требованиями медицинских стандартов, утвержденных в установленном порядке и разрешенными данному Учреждению видами медицинской деятельности, услуг и страховых программ. Ежемесячно в срок до 08 числа месяца, следующего за отчетным, Учреждение обязано выставлять Страховщику к оплате счета за оказанную застрахованным гражданам и персонифицированную информацию об объемах медицинских услуг (п. 2.1.8).
Страховщик обязался ежемесячно оплачивать оказанную учреждением медицинскую помощь в соответствии с Территориальной программой ОМС, порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе ОМС Челябинской области и Тарифным соглашением в системе ОМС Челябинской области, в пределах утвержденного учреждению плана-задания (п. 2.2.1, 2.2.2).
За период с 01.01.2008 по 31.03.2008 истцом были оказаны медицинские услуги на сумму в размере 1 905 823 руб. 39 коп. Однако ответчиком было перечислено возмещение в сумме 1 591 990 руб.
Оплачивая оказанные медицинские услуги в меньшем объеме, ООО "СМК "РЕСО - МЕД" руководствовалось Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - Тарифное соглашение) от 23.01.2008 и изданным в соответствии с ним приказом ЧО ФОМС от 31.03.2008 N 243.
Согласно приказу ЧО ФОМС от 31.03.2008 N 243 к расчетной ведомости по оплате медицинских услуг, оказанных в стационарных подразделениях медицинских учреждений в марте 2008 г., с учетом объемов медицинских услуг, оказанных в январе и феврале 2008 года, применен понижающий коэффициент.
В соответствии с данным приказом составлен реестр снятия понижающего коэффициента за март 2008 г. (л.д. 32, т. 1), согласно которому стоимость оказанных медицинских услуг по отделениям стационарного профиля МУЗ ГКБ N 8 уменьшена.
Неисполнение обязанности по оплате оказанной медицинским учреждением помощи в полном объёме явилось поводом для обращения в суд.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Приказ ЧО ФОМС N 243 от 31.03.2008 не подлежит применению, поскольку этот не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам и нарушает права и охраняемые законом интересы истца. Суд также признал не доказанным факт превышения истцом плана-задания на предоставление застрахованным ООО "СМК "РЕСО-МЕД" гражданам медицинских услуг.
Данные выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на материалах дела и требованиях закона.
В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I (далее - Основы) охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Статьей 37.1 Основ установлено, что первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Согласно ст. 37.2 Основ оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования предоставляется первичная медико-санитарная, неотложная и специализированная медицинская помощь, предусматривающая в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, болезнях уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и подкожной клетчатки, болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях, а также при беременности, родах, в послеродовой период и при абортах.
Общие положения организации и функционирования системы обязательного медицинского страхования регулируются Законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании).
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Из содержания статей 2, 4, 6, 14 Закона о медицинском страховании следует, что обязательное медицинское страхование осуществляется путем заключения страхователями (органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями по трудовому договору, иными лицами, производящими выплаты физическим лицам оп договорам гражданско-правового характера) со страховщиками - страховыми медицинскими организациями. Страховые медицинские организации, финансируемые из средств фондов обязательного медицинского страхования, в свою очередь заключают договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) застрахованным лицам с медицинским учреждением.
Согласно ст. 24 Закона тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, Советами Министров республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.
Постановлением Правительства Челябинской области от 15.08.2007 N 183-П утверждена территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи.
Во исполнение федеральных законодательных актов Постановлением Губернатора Челябинской области от 08.06.2004 N 250 утверждены Правила обязательного медицинского страхования граждан на территории Челябинской области, которыми установлено, что ЧО ФОМС финансирует страховую медицинскую организацию на основании договора ЧО ФОМС со страховой медицинской организацией, которая при недостатке средств для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС обращается в ЧО ФОМС за субвенциями в порядке, установленном ЧО ФОМС (п. 13, 15).
Медицинское учреждение, имеющее лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, использует поступившие средства в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по территориальной программе ОМС по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории Челябинской области (п. 28).
23.01.2008 ЧО ФОМС, Министерством здравоохранения Челябинской области, Межрегиональным союзом медицинских страховщиков и Челябинской областной организацией профсоюза работников здравоохранения Челябинской области заключено Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - Тарифное соглашение).
В соответствии с Тарифным соглашением для медицинских услуг в стационарных отделениях, в том числе в дневном стационаре, установлен способ оплаты по среднепрофильной стоимости пролеченного больного.
Среднепрофильная стоимость пролеченного больного применительно к первому кварталу 2008 года была установлена приказом Министерства здравоохранения Челябинской области N 453, Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования N 1683 от 25 октября 2007 года "Об индексации и применении тарифов на медицинские услуги".
Пунктом 2.12 Тарифного соглашения предусмотрено, что в случае перевыполнения объемов медицинской помощи по стационарным профилям отделений, предусмотренных планом-заданием (муниципальным заказом), может быть принято решение об уменьшении тарифов на медицинские услуги (применительно к вышеуказанным стационарным подразделениям) путем введения коэффициента к расчетной ведомости меньше 1,0 с целью сохранения общего объема финансирования, запланированного на 2008 год, и недопущения возникновения обязательств по оплате медицинских услуг, не обеспеченных финансированием.
Указанные планы-задания разрабатываются в соответствии Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией".
Пунктом 2 названного Постановления установлено, что целью разработки заданий является обеспечение соответствия объемов медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и соответствующими территориальными программами, объемам финансовых средств на оказание этой помощи.
Каких-либо указаний на то, что указанные задания устанавливают предел финансирования медицинских учреждений при оказании бесплатной для граждан медицинской помощи названное Постановление, равно как и какой-либо другой нормативно-правовой акт принятый органами государственной власти Российской Федерации или Челябинской области, не содержат.
Из содержания приведенных положений законодательства следует, что первичная медицинская помощь, оказанная медицинскими учреждениями гражданам Российской Федерации, в том числе в отделениях стационара, бесплатно, должна оплачиваться за счет средств обязательного медицинского страхования через соответствующие страховые медицинские организации в полном объеме.
Уменьшение объемов финансирования, в том числе посредством введения понижающих коэффициентов, влечет нарушение имущественных интересов названных медицинских учреждений, которые, оказывая услуги в большем объеме, получают финансирование в объеме, ограниченном планом-заданием.
Планы-задания направлены на обеспечение финансового планирования и не могут быть связаны с установлением мер имущественной ответственности за оказание медицинских услуг в большем по сравнению с запланированным объеме.
Кроме того, имеющийся в материалах дела план-задание на предоставление ГКБ N 8 гражданам Российской Федерации медицинских услуг на 2008 год по круглосуточной стационарной помощи содержит сведения об установлении учреждению плана в количестве 23 695 пролеченных больных в год без распределения этого количества по наименованиям страховых организаций, оплачивающих указанные услуги и конкретным месяцам (л.д. 78-79 т.2).
Таким образом, ответчик не доказал, что предъявление истцом к оплате 1 905 823 руб. за медицинские услуги, оказанные больным, застрахованным ООО "СМК "РЕСО-МЕД", в феврале-марте 2008 выполнены с превышением утвержденного плана-задания.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции принимает во внимание представленные в материалы дела Приказы Управления здравоохранения администрации г. Челябинска N 18/1 от 07.02.2008, N 19/2 от 08.02.2008, N 24/1 от 15.02.2008, согласно которым на истца с 10 по 25 февраля 2008 года возложена обязанность обеспечить приём больных с района обслуживания МУЗ ГКБ N 6, N 10 (т. 1, л.д. 103-105). То есть, объем медицинской помощи, оказанной истцом в рассматриваемом периоде времени не зависел от воли учреждения.
При таких обстоятельствах в соответствии с условиями договора, ст. 309, 779,781 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Довод подателя апелляционной жалобы, что при вынесении решения суд должен был руководствоваться Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Челябинской области от 23.01.2008, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку положения указанного акта противоречат действующему федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере здравоохранения.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2008 по делу N А76-8483/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "РЕСО-МЕД" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Е.В.Ширяева |
Судьи |
М.Т.Хасанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8483/2008
Истец: МУЗ "ГКБ N8"
Ответчик: ООО СМК "Ресо-мед"
Третье лицо: Челябинский областной фонд обязательного страхования, Управление здравоохранения администрации г. Челябинска, Министерство здравоохранения Челябинской области