г. Челябинск |
|
"21" апреля 2009 г. |
Дело N А76-26250/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 и открытого акционерного общества "Челябинский металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2009 по делу N А76-26250/2008 (судья Щукина С.А.), при участии: от ОАО "Челябинский металлургический комбинат" - Головко О.О. (доверенность N50-16-34 от 02.07.2008), от ГУ ЧРО ФСС РФ в лице Челябинского филиала N3 - Тарыкиной О.В. (доверенность N 64 от 24.12.2008, удостоверение N333 от 01.03.2007), от МУЗ ГКБ N6 - Петровой И.В. (доверенность б/н от 29.12.2008),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат" (далее - заявитель, ОАО "ЧМК", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 (далее - заинтересованное лицо, фонд, ГУ-ЧРО ФСС РФ) от 14.10.2008 N 1 "К", изложенное в редакции постановления от 20.01.2009, об отказе в принятии к зачету средств, произведенных заявителем на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 26598, 48 руб. (с учетом принятых судом уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 6" (далее - третье лицо, МУЗ ГКБ N6).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.02.2009 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение фонда от 14.10.2008 N 1 "К", изложенное в редакции постановления от 20.01.2009, об отказе в принятии к зачету средств, произведенных заявителем на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 26598, 48 руб.
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела, а также, что суд неправильно применил нормы материального права.
В апелляционной жалобе ГУ-ЧРО ФСС РФ просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
В обоснование доводов ГУ-ЧРО ФСС РФ указало на то, что сроки и периодичность проведения камеральной проверки обоснованности расходов на цели обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве методическими указаниями не предусмотрены. По мнению фонда в силу ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ-ЧРО ФСС РФ не является налоговым органом и проведение проверок расходования средств обязательного социального страхования не регулируется налоговым законодательством, в рассматриваемом случае фонд не вышел за пределы трехлетнего периода, проверив выплату пособий по временной нетрудоспособности работникам ОАО "ЧМК" по листкам нетрудоспособности, выданным в 2006 году.
Заявитель также не согласился с решением суда первой инстанции, в апелляционной жалобе ОАО "ЧМК" просит изменить мотивировочную часть указанного решения арбитражного суда, исключив из него следующую формулировку: "Расходы ОАО "ЧМК" по оплате пособий в сумме 26 598 руб. 48 коп, произведены с нарушением действующих правил, в связи, с чем правомерно не приняты Фондом к зачету в счет взносов на социальное страхование и относятся за счет предприятия. Довод заявителя о том, что работодатель-страхователь не уполномочен контролировать правомерность выдачи и продления медицинской организацией листка нетрудоспособности и не должен отвечать за нарушение пунктов Инструкции, судом не принимается. Из вышесказанного следует, что решение N 1 "К" от 14.10.2008, изложенное в редакции решения N 1 "К" от 20.01.2009, об отказе в принятии к зачету средств, произведенных заявителем на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 26 598 руб. 48 коп не нарушает права и законные интересы заявителя".
По мнению заявителя, страховые случаи - болезни работников ОАО "ЧМК" имели место, подтверждены правильно оформленными листками временной нетрудоспособности, у общества не имеется полномочий на осуществление соответствующего контроля выдачи и оформления больничных листов, у общества не было оснований не производить страховые выплаты и не относить произведенные расходы на счет средств фонда. Указание такой формулировки в мотивировочной части судебного решения может иметь решающее значение и обусловить решения фонда по вопросу принятия к зачету расходов, произведенных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, при проведении последующих проверок.
Фонд представил отзыв на апелляционную жалобу ОАО "ЧМК", в котором отклонил ее доводы, просит в удовлетворении требований об изменении мотивировочной части решения отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в своих апелляционных жалобах.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 31.07.2007 по 10.08.2007 в МУЗ ГКБ N 6, фондом была проведена внеплановая проверка организации и состояния экспертизы временной нетрудоспособности. По результатам проверки выявлены следующие нарушения Инструкции "О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан", утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности N 206 и Постановления Фонда социального страхования РФ N 21 от 10.10.1994: в нарушение п. 1.7 Инструкции записи первичной медицинской документации не обосновывают выдачу или продление листка нетрудоспособности, по данным листкам нетрудоспособности страхователем начислено, выплачено и отнесено на расходы по государственному социальному страхованию 36 516 руб. 82 коп; в нарушение п. 2.3 Инструкции и п. 5.2.1 Инструкции листки нетрудоспособности выданы работникам ОАО "ЧМК" на сумму 1202 руб. 01 коп.
По результатам проверки составлена справка от августа 2007 года (т. 1 л.д. 79-101).
По устранению выявленных нарушений МУЗ ГКБ N 6 составлена пояснительная записка N 759 от 04.10.2007 (т. 2 л.д. 19-31).
По результатам проведения проверки в МУЗ N 6, запрошены больничные листы, по которым были выявлены нарушения.
Кроме этого, 12 сентября 2008 года на ОАО "ЧМК" была проведена камеральная проверка по результатам поверки проведенной в МУЗ N 6. По итогам данной камеральной проверки ОАО "ЧМК" составлен акт камеральной проверки N 1 от 12.09.2008 (т. 1 л.д. 30 - 33), которым фонд не принял к зачету расходы ОАО "ЧМК" в сумме 37 718 руб. 83 коп.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения Инструкции "О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан", утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности N 206 и Постановления Фонда социального страхования РФ N 21 от 10.10.1994: в нарушение п. 1.7 Инструкции записи первичной медицинской документации не обосновывают выдачу или продление листка нетрудоспособности 22 работникам ОАО "ЧМК":
1. Строилов В.В. - листок нетрудоспособности ВВ 8022671 (557,60 руб.),
2. Ефимов Д.В. - листок нетрудоспособности ВВ 7481750 (832,40 руб.),
3. Киреева Ф.З. - листок нетрудоспособности ВГ 4656849 (1583,23 руб.),
4. Агеев В.М. - листок нетрудоспособности ВВ 7482536 (2585,76 руб.),
5. Дронь Н.Г. - листок нетрудоспособности ВВ 7482439 (837,34 руб.),
6. Огарков Ю.И. - листок нетрудоспособности ВВ 7483690 (2029,78 руб.),
7. Сайфутдинов А.Е. - листок нетрудоспособности ВВ 7624193 (1264,07 руб.),
8. Шабанов С.П. - листок нетрудоспособности ВВ 7481785 (1904,53 руб.),
9. Алексеева З.И. - листок нетрудоспособности ВВ 4067460 (2401,40 руб.),
10. Хасанов А.Х. - листок нетрудоспособности ВВ 7482289 (749,20 руб.),
11. Максимова З.Д. - листок нетрудоспособности ВГ 9062663 (575,31 руб.),
12. Карпухин С.А. - листок нетрудоспособности ВВ 5986824 (1931,90 руб.),
13. Резепин Н.М. - листок нетрудоспособности ВВ 7483023 (1308,28 руб.),
14. Жигунова Н.М. - листок нетрудоспособности ВВ 7483016 (992,19 руб.),
15. Козина Л.И. - листок нетрудоспособности ВГ 0901550, листок нетрудоспособности ВВ 7483091 (4900,30 руб.),
16. Вальгер Ю.И. - листок нетрудоспособности ВВ 8024833 (3724,26 руб.),
17. Босомыкин И.Ф. - листок нетрудоспособности ВГ 9062356 (2902,46 руб.),
18. Магафуров А.Г. - листок нетрудоспособности ВВ 7483010 (к оплате не поступал),
19. Ахмедьянов Р.А. - листок нетрудоспособности ВВ 7483656 (к оплате не поступал),
20. Шумилин В.И. - листок нетрудоспособности ВЖ 5407861 (611,87 руб.),
21. Юнусов Р.Ю. - листок нетрудоспособности ВВ 3974013, листок нетрудоспособности ВВ 3974755 (3975,44 руб.),
22. Лапшин С.И. - листок нетрудоспособности ВВ 7482379 (849,50 руб.).
Итого по данным листкам нетрудоспособности страхователем начислено, выплачено и отнесено на расходы по государственному социальному страхованию 36 516 руб. 82 коп.; в нарушение п. 2.3 Инструкции "выдача листка нетрудоспособности лечащим врачом на срок более 30 дней" и п. 5.2.1 Инструкции "продление листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи единолично врачом свыше трех дней без решения КЭК", листки нетрудоспособности выданы работникам ОАО "ЧМК" на сумму 1202 руб. 01 коп.: 1. Корякин О.П. - листок нетрудоспособности ВВ 7483745 (484,17), 2. Позняковская О.В. - листок нетрудоспособности ВВ 5405019 (717,84 руб.).
07.10.2008 ОАО "ЧМК" представлены возражения к акту проверки от 12.09.2008, в которых общество поясняет, что листки нетрудоспособности выданы с соблюдением установленного порядка оформления документов, подтверждающих временную нетрудоспособность, в связи с чем отказа в начислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности не имелось.
14 октября 2008 г. ГУ ЧРО ФСС РФ Челябинский филиал N 3 рассмотрены материалы камеральной проверки, составлен протокол о рассмотрении материалов камеральной проверки N 15 от 14.10.2008 (т. 1, л.д. 38 - 40) и вынесено решение N 1 "К" от 14.10.2008 (т. 1, л.д. 26 - 29).
Соглашением от 19.01.2009 стороны пришли к соглашению о признании выданными без нарушений нормативных документов следующие листки нетрудоспособности: Строилов В.В. - ВВ 8022671 (557,60 руб.), Ефимов Д.В. ВВ 7481750 (832,40 руб.), Шабанов С.П. - ВВ 7481785 (1904,53 руб.), Хасанов А.Х. - ВВ 7482289 (749,20 руб.), Максимова З.Д. - ВГ 9062663 (575,31 руб.), Юнусов Р.Ю. - ВВ 3974013, ВВ 3974755 (3975,44 руб.), Огарков Ю.И. - ВВ 7483690 (2029,78 руб.), Жигунова Н.М. - ВВ 7483016 (496,09 руб.), итого на сумму - 11 120 руб. 35 коп. (т. 2 л.д. 1).
Решением фонда N 1 "К" от 20.01.2009 были внесены изменения в решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, N 1 "К" от 14.10.2008 (т. 2 л.д. 12-13).
С вынесенным решением о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, либо не подтвержденные документами в установленном порядке в сумме 26598 руб. 48 коп общество не согласилось и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что у заинтересованного лица не было законных оснований для проверки листков нетрудоспособности, выданных в 2006 году, в ходе камеральной проверки, проведенной 12.09.2008, поэтому оспариваемое решение фонда противоречит законодательству и нарушает прав и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон) страховщики это некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
На основании ст. 9 Закона отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у страхователя (работодателя) и застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у страховщика - с момента регистрации страхователя.
В порядке, предусмотренном подп. 6 п. 2 ст. 12 Закона в обязанности страхователя входит обязанность выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Согласно статьям 7 и 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов страховых рисков является временная нетрудоспособность, страховым обеспечением которого определено пособие по временной нетрудоспособности.
Статьей 22 Закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В силу пункта 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6 (далее - Положение), основанием для назначения пособий по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке.
Право на выдачу листка нетрудоспособности имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы нетрудоспособности (подпункты 1.1 и 1.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.10.1994 N 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21).
Требованиями статей 100, 101 и 126 Положения установлено, что пособия назначаются по месту работы рабочего или служащего и выплачиваются администрацией предприятия в счет причитающихся с них взносов на социальное страхование.
Расходы по оплате пособий, произведенные с нарушением действующих правил и причинившие ущерб Фонду социального страхования, не принимаются к зачету в счет взносов на социальное страхование и относятся за счет предприятия.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Аналогичное правило предусмотрено п. 55 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утверждено Постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191, в котором указано, что расходы по выплате пособий, произведенные по неправильно оформленным документам, не принимаются к зачету в счет взносов на социальное страхование и относятся за счет средств предприятия, учреждения, организации.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение о Фонде), установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.
Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Согласно пункту 18 Положения о Фонде расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации N 22 от 09.03.2004, расходы на выплату работникам пособия по временной нетрудоспособности осуществляются страхователями-работодателями. Согласно пункту 8.4 указанной Инструкции расходы, произведенные страхователями - плательщиками единого социального налога и не подтвержденные документами в установленном порядке, не принимаются к зачету в счет начисленного единого социального налога.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу на основе анализа приведенных норм действующего законодательства, что обязанность проверять правильность оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия и соответствие его требованиям действующего законодательства лежит на администрации организации, которая выплачивает своему работнику пособие по временной нетрудоспособности. Только при исполнении указанной обязанности, а также при полном соответствии выдачи больничного листа установленному порядку у организации возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования.
В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 35 Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 21.05.2008 N 110, при выявлении у страхователя - плательщика единого социального налога - по результатам камеральной проверки нарушения законодательства при расходовании средств обязательного социального страхования исполнительным органом Фонда выносится решение о непринятии к зачету расходов с предложением внести корректировку в отчетность.
Суд правомерно указал, что отношения по зачету сумм пособий, выплаченных за счет средств государственного социального страхования, возникают между страхователем и страховщиком. Материалы дела подтверждают, что нарушения оформления листков нетрудоспособности имели место, обществом контроль правильности их оформления не осуществлен, соответственно расходы ОАО "ЧМК" по оплате пособий в сумме 26 598 руб. 48 коп, произведены с нарушением действующих правил.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что это обстоятельство повлекло правомерные действия фонда по непринятию к зачету в счет взносов на социальное страхование названных расходов и отнесению их за счет предприятия. Соответственно нельзя признать ошибочным указание в мотивировочной части судебного решения выводов о том, что решение N 1 "К" от 14.10.2008, изложенное в редакции решения N 1 "К" от 20.01.2009, об отказе в принятии к зачету средств, произведенных заявителем на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 26 598 руб. 48 коп не нарушает права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем судом также учтено, что в соответствии с п. 8.1 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22, контроль за расходованием средств обязательного социального страхования осуществляется отделениями (филиалами отделений) Фонда посредством проведения документальных камеральных и выездных проверок страхователей - плательщиков единого социального налога, страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе добровольно уплачивающих в Фонд страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, истребования у них документов, получения от страхователей объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Пунктом 8.2 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22 установлено, что проведение документальных камеральных и выездных проверок расходования средств обязательного социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ по обязательному социальному страхованию и в порядке, установленном Фондом.
На момент проведения камеральной проверки ОАО "ЧМК" - т.е. сентябрь - октябрь 2008 года действовали Методические рекомендации по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные Постановлением ФСС РФ от 21.05.2008 N 110. В соответствии с п. 3 названных Методических рекомендаций периодичность проведения камеральных проверок страхователей определяется исходя из установленной законодательством Российской Федерации периодичности представления отчетности.
Кроме того, отделениями Фонда проводится камеральная проверка представленных страхователями промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда и документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию, при обращении страхователей, имеющих льготы по уплате единого социального налога, а также страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, за выделением средств на осуществление (возмещение) указанных расходов.
Как установлено пунктом 5 Методических рекомендаций камеральной проверкой может быть охвачен отчетный период текущего года, а при выделении средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - также соответствующий период, отраженный в промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно ст. 240 НК РФ отчетными периодами по единому социальному налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно п. 7.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования страхователи представляют в отделение Фонда отчетность ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
На основании анализа материалов дела и действующего в период камеральной проверки законодательства суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что фондом камеральная проверка заявителя проведена за пределами установленных сроков.
Обоснованно отклонены доводы о том, что проверка проведена не за соответствующий отчетный период текущего 2008 года, а за 2006 год, поскольку, руководствуясь ч. 2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная проверка должна проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). При этом особенностью камеральной налоговой проверки как одной из форм налогового контроля, предусмотренных ст. 82 Кодекса, является то, что ее осуществление возможно в установленный абз. 2 ст. 88 Кодекса трехмесячный срок, исчисляемый со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и прилагаемых к ней документов, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Осуществление налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки вне зависимости от представления налоговому органу деклараций лицом, в отношении которого она проводится, не может быть признано допустимым и основанным на действующем законодательстве, поскольку в подобных случаях налоговым органом могут быть использованы иные формы налогового контроля. Под иными формами налогового контроля понимаются иные виды проверок, в том числе выездные проверки.
Данная позиция суда согласуется с постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 26.06.2007 N 1580/07.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в период с 14.02.2007 по 13.04.2007 фондом уже была проведена документальная проверка ОАО "ЧМК", во время которой выборочным методом проверены 4503 листка временной нетрудоспособности, выданные за период с 01.01.2004 по 31.12.2006 (т. 2 л.д. 50-63). Листки нетрудоспособности, выданные в 2006 году, также проверены Фондом в ходе камеральной проверки 12 сентября 2008 года, по результатам которой вынесено оспариваемое решение.
Эти обстоятельства свидетельствуют, что камеральная проверка 12 сентября 2008 г. охватила отчетный период, который ранее уже проверялся фондом, а также о том, что проверка проведена за пределами установленного трехмесячного срока.
Апелляционная инстанция полагает, что при установленных обстоятельствах в ходе камеральной проверки, проведенной 12 сентября 2008 года, фонд не имел законных оснований для проведения проверки листков нетрудоспособности, выданных в 2006 году. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое заявителем решение фонда противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ОАО "ЧМК".
При таких обстоятельствах доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для их удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобах, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2009 по делу N А76-26250/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 и открытого акционерного общества "Челябинский металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-26250/2008
Истец: открытое акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат"
Ответчик: ГУ ЧРО ФСС РФ в лице Челябинского филиала N3
Третье лицо: МУЗ ГКБ N6
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2436/2009