г. Челябинск |
|
28 апреля 2009 г. |
Дело N А76-29044/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.04.2009.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждение Челябинское региональное отделение фонда социального страхования в лице Челябинского филиала N 3 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.03.2009 делу N А76-29044/2008 (судья Забутырина Л.В.), при участии: от Государственного учреждение Челябинское региональное отделение фонда социального страхования в лице Челябинского филиала N 3 - Королевой И.Ю. (доверенность N 66 от 24.12.2008); от закрытого акционерного общества "Пластик" - Синенко О.С. (доверенность N 20 от 10.04.2008), Усачевой Т.С. (доверенность N 17 от 07.04.2008); от муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 6" - Петровой И.В. (доверенность от 29.12.2008),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Пластик" (далее - заявитель, ЗАО "Пластик", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения N 3 от 14.10.2008, вынесенного директором Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 (далее - ГУ ЧРО ФСС РФ, заинтересованное лицо, Фонд) о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем- плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, а также о возложении обязанности принять решение о принятии к зачету расходов на цели обязательного социального страхования по листкам нетрудоспособности Школа О.М. N 5846972 за период с 30.09.2006 по 04.10.2006 в размере 1634 руб. 30 коп., Агафоновой Е.А. N 4725233 за период с 14.09.2006 по 20.09.2006 в размере 967 руб. 42 коп.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 31.12.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 6" (далее - МУЗ ГКБ N 6, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.03.2009 требования ЗАО "Пластик" удовлетворены, решение ГУ ЧРО ФСС РФ в лице Челябинского филиала N 3 от 14.10.2008 N 3 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования ЗАО "Пластик" признано недействительным.
ГУ ЧРО ФСС РФ не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением ФСС РФ от 21.05.2008 N 110, регламентируют проведение камеральных проверок в трех случаях: представления отчетности; представления документов, касающихся начисления и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей; представления документов, подтверждающих произведенные страхователями расходы на цели обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом периодичность проверок установлена лишь для проверок отчетности и при обращении за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов, а сроки и периодичность проверок обоснованности расходов на цели обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не предусмотрены. Ссылка суд на ст.82 НК РФ, устанавливающую трехмесячный срок с момента представления декларации для проведения камеральной налоговой проверки, неправомерна, поскольку ФСС не является налоговым органом и производит проверки в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Также указал, что в соответствии со ст.15 Федерального закона от 29.12.2006 N 225-ФЗ назначенное, но не полученное пособие выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним, следовательно срок проведения проверки ограничивается трехлетним сроком. ФСС предложило лечебному учреждению возместить сумму выплаченных расходов, в связи с тем, что лечебное учреждение не возместило сумму расходов, была проведена камеральная проверка ЗАО "Пластик" и принято оспариваемое решение. Также указал, что суд неправомерно взыскал с ФСС госпошлину, поскольку от уплаты госпошлины органы ФСС освобождены.
Представитель ГУ ЧРО ФСС РФ в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель третьего лица в судебном заседании также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на незаконность оспоренного ненормативного правового акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Фонда, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что в период с 31.07.2007 по 10.08.2007 Фондом совместно с управлением здравоохранения администрации г. Челябинска в МУЗ ГКБ N 6, проведена внеплановая проверка состояния экспертизы временной нетрудоспособности.
В ходе проверки в том числе установлены нарушения Инструкции "О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан", утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности N 206 и постановления Фонда социального страхования РФ N 21 от 10.10.1994., а именно: в нарушение п.1.7 Инструкции записи первичной медицинской документации не обосновывают выдачу или продление листка нетрудоспособности работникам ЗАО "Пластик" Школа О.М., Агафоновой Е.А. (по листкам нетрудоспособности, выданным указанным работникам страхователем начислено, выплачено и отнесено на расходы по государственному социальному страхованию 2601 руб. 72 коп.).
По результатам проверки составлена справка от августа 2007 г.
24.12.2007 Фондом проведена документальная выездная проверка ЗАО "Пластик" по факту расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН в счет начисленного ЕСН, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, в том числе в отношении расходования средств на оплату листков временной нетрудоспособности работникам ЗАО "Пластик" в 2006 году.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 24.12.2007 N 137С/С, в соответствии с которым замечаний у Фонда по листкам нетрудоспособности , выданным Школа О.М. и Агафоновой Е.А. не имелось.
12.08.2008 по результатам проверки МУЗ ГКБ N 6 Фондом проведена камеральная проверка ЗАО "Пластик", в ходе которой установлены нарушения п.1.7 Инструкции "О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан", утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности N 206 и постановления Фонда социального страхования РФ N 21 от 10.10.1994., а именно: записи первичной медицинской документации не обосновывают выдачу или продление листка нетрудоспособности работникам ЗАО "Пластик" Школа О.М. N 5846972 за период с 30.09.2006 по 04.10.2006 в размере 1634 руб. 30 коп., Агафоновой Е.А. N 4725233 за период с 14.09.2006 по 20.09.2006 в размере 967 руб. 42 коп.
По результатам проверки Фондом составлен акт камеральной проверки N 11. Страхователю предложено произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов - 2601 руб. 72 коп. в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда, а также путем представления в территориальный орган ФНС уточненного расчета по авансовым платежам по ЕСН.
На основании акта вынесено решение от N 3-к от 14.10.2008 "О непринятии расходов произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования", которым решено не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем - плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке в сумме 2601,72 руб., в том числе за сентябрь 2006 г. - в размере 967, 42 руб., за октябрь 2006 - в размере 1634, 30 руб.
Общество не согласилось с указанным решением фонда и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии у Фонда оснований для проверки расходов произведенных заявителем по указанным листкам нетрудоспособности.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - иных категорий граждан.
В силу ст.9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у работодателя и застрахованных лиц с момента заключения с работником трудового договора.
В обязанности страхователя входит выплата определенных видов страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (п.2 ст.12 Закона N 165-ФЗ).
Одним из видов страховых рисков является временная нетрудоспособность. Страховым обеспечением такого риска является пособие по временной нетрудоспособности (ст.ст.7, 8 Закона N 165-ФЗ).
Согласно ст.22 Закона N 165-ФЗ, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N13-6 (далее - Положение), выплата пособий по временной нетрудоспособности работающим гражданам производится по месту работы за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно п.9 Положения, основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности. Другие документы не могут служить основанием для выплаты пособия.
Листок нетрудоспособности выдается в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N21 и Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 206/21 (далее - Инструкция).
В силу п. 1.1 Инструкции по предъявлению листка нетрудоспособности, который является документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность и подтверждающим временное освобождение от работы (учебы), в соответствии с действующим законодательством, назначается и выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
Правом выдачи листков временной нетрудоспособности наделены лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на право проведения экспертизы нетрудоспособности (п.1.3 Инструкции)
Выдача и продление документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, осуществляются врачом после личного осмотра и подтверждаются записью в медицинской документации, обосновывающей временное освобождение от работы (п.1.7 Инструкции).
При заболеваниях (травмах) листок нетрудоспособности выдается в день установления нетрудоспособности, включая праздничные и выходные дни. Не допускается его выдача за прошедшие дни, когда больной не был освидетельствован врачом. В исключительных случаях листок нетрудоспособности может быть выдан за прошедший период по решению клинико-экспертной комиссии (пункт 2.4 данной Инструкции).
За нарушение порядка выдачи листков нетрудоспособности врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в соответствии с разделом 9 Инструкции несут дисциплинарную или уголовную ответственность.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N101, установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
В силу пункта 27 Положения о Фонде социального страхования контроль за правильным и рациональным расходованием средств государственного социального страхования на предприятиях возложен на Фонд социального страхования.
В соответствии с пунктом 18 названного Положения, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона РФ "Об основах обязательного социального страхования", пунктом 8.4 Инструкции расходы, произведенные страхователями - плательщиками единого социального налога с нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) Фонда могут не приниматься к зачету в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.
Из названных положений нормативных актов следует, что обязанность проверки нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которая производит его выплату. Только при надлежащем исполнении этой обязанности у предприятия возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования Российской Федерации, а у последнего - обязательство принять выплаченные суммы к зачету.
Таким образом, ГУ ПРО ФСС РФ вправе не принять к зачету расходы заявителя, выплаченные по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства.
Однако, как обоснованно указано судом первой инстанции, камеральная проверка заявителя, итоги которой послужили основанием для принятия оспоренного решения, проведена Фондом за пределами установленного законодательством срока.
Контроль за расходованием средств обязательного социального страхования осуществляется отделениями (филиалами отделений) Фонда посредством проведения документальных камеральных и выездных проверок страхователей - плательщиков единого социального налога, страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе добровольно уплачивающих в Фонд страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, истребования у них документов, получения от страхователей объяснений, проверки данных учета и отчетности (п. 8.1 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного страхования, утверждена Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 22).
Согласно пункта 3 Методических рекомендаций по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением ФСС РФ от 21.05.2008 N 110 (далее - Методические рекомендации), действовавших в период проведения проверки заявителя, периодичность проведения камеральных проверок страхователей определяется исходя из установленной законодательством Российской Федерации периодичности представления отчетности. Кроме того, отделениями (филиалами отделения) Фонда проводится камеральная проверка представленных страхователями промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда и документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию, при обращении страхователей, имеющих льготы по уплате единого социального налога, а также страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, за выделением средств на осуществление (возмещение) указанных расходов. При обращении за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний иных категорий страхователей в случае необходимости может быть проведена, наряду с камеральной проверкой отчетности или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда, также камеральная проверка документов, подтверждающих обоснованность и правильность указанных расходов.
В соответствии с п.5 Методических рекомендаций, камеральной проверкой может быть охвачен отчетный период текущего года, а при выделении средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - также соответствующий период, отраженный в промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Установленный указанными нормами порядок определения периодичности проведения проверок охватывает все случаи проведения Фондом камеральных проверок.
В соответствии со ст.240 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Отчетность по расходованию средств обязательного социального страхования представляется страхователями в отделение Фонда не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п.7.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного страхования).
В силу п.2 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Таким образом, поведенная 12.08.2008 камеральная проверка заявителя в отношении правомерности отнесения израсходованных заявителем в сентябре-октябре 2006 года средств на средства обязательного социального страхования правомерно признана судом первой инстанции проведенной за пределами установленных сроков.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о необоснованности вывода суда первой инстанции относительно нарушения срока проведения камеральной проверки обоснованности произведенных страхователем расходов на цели обязательного социального страхования ввиду отсутствия нормативно установленных сроков для проведения такой проверки не принимается судом как не основанный на законе.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, правомерность расходования заявителем средств Фонда социального страхования в 2006 году, включая обоснованность отнесения на средства ФСС расходов, произведенных по рассматриваемым больничным листам, проверялась Фондом в ходе проведенной 24.12.2007 документальной выездной проверки, не выявившей нарушений со стороны страхователя в этой части.
При таких обстоятельствах у Фонда отсутствовали основания для проведения 12.08.2008 камеральной проверки расходов заявителя, произведенных по рассматриваемым листкам нетрудоспособности.
Решение Фонда, принятое по результатам такой проверки нельзя признать принятым с соблюдением закона.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.03.2009 по делу N А76-29044/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждение Челябинское региональное отделение фонда социального страхования в лице Челябинского филиала N 3 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-29044/2008
Истец: ЗАО "Пластик"
Ответчик: ГУ - Челябинское региональное отделение ФСС России в лице Челябинского филиала N 3
Третье лицо: МУЗ "Городская клиническая больница N 6"
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2858/2009