г. Челябинск |
|
08.05.2009 |
Дело N А07-20145/2008 |
Резолютивная часть объявлена 06.05.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.05.2009
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей: Малышева М.Б., Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарём судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2009 по делу N А07-20145/2008 (судья Давлеткулова Г.А.), при участии: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан - Лебедевой Э.М. (доверенность от 31.12.2008 N 12-07/11738), от открытого акционерного общества "Башкирская гидрогеологомелиоративная партия" - Кузнецова А.Н. (доверенность от 13.05.2008 N 58),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Башкирская гидрогеологомелиоративная партия" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан по направлению в банк инкассовых поручений от 04.12.2008 года N33375, 33376, 33377, 33378, 33379, 33380, 33381, 33382, 33383 на взыскание пени, о признании указанных инкассовых поручений не подлежащими исполнению и о возврате из бюджета незаконно списанной суммы 16715 руб. 37 коп. пени на расчетный счет заявителя.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 05.03.2009 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция, не согласившись с судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой, в которой приводит доводы о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, на этом основании налоговый орган считает правомерным взыскание пени, начисленных на недоимку.
Общество с апелляционной жалобой не согласно, указывает на недоказанность инспекцией вменяемого обязательства по уплате налогов, ссылается на то, что не получало требований на уплату налогов, то, что инспекцией не был представлен расчет пени. С учетом изложенного, считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали изложенные доводы.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции.
Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением обществом в добровольном порядке требований об уплате пени N N 11352, 11353, 11354,11355,11356, 11357,11358, 11359,11360 от 21.102008г., инспекцией вынесены 04.12.2008г. решения о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банках NN 16200, 16201, 16202, 16203, 16204, 16205, 16206, 16207, 16208 и выставлены 04.12.2008 года инкассовые поручения NN33375, 33376, 33377, 33378, 33379, 33380, 33381, 33382, 33383. Инкассовые поручения были исполнены.
Налогоплательщик, не согласившись с взысканием пени, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган не доказал основания возникновения пенеобразующей недоимки, соблюдение процедуры ее взыскания, не представил расчет пени.
Согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога налогоплательщик должен исполнить самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.
Порядок взыскания налога (сбора), а также пеней и штрафов с организации или индивидуального предпринимателя регламентирован статьями 46 и 47 НК РФ.
Такими мерами являются направление налогоплательщику требования об уплате налогов, принятие налоговым органом решений о взыскании неуплаченных сумм за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. 46, 47 НК РФ.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и пеней, начисленных за его несвоевременную уплату, выставляемое налогоплательщику на основании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
В соответствии со статьей 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, - инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (с учетом изменений, внесенных в п.3 ст. 46 НК РФ, вступивших в силу с 01.01.2007). Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При этом срок для обращения налогового органа в суд исчисляется с момента истечения двухмесячного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм, который исчисляется с даты истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Регламентация сроков взыскания налогов направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Поскольку требования выставлены на уплату пеней, в нем должны быть указаны основания их взимания.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Следовательно, основанием взимания пени является просрочка уплаты налога.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, в качестве оснований взимания пеней должны быть указаны период, за который начисляются пени, и ставка рефинансирования.
Сведения о периоде начисления пеней в требованиях на взыскание пени отсутствуют.
Кроме того, инспекцией не представлен расчет пеней, с указанием оснований для начисления пеней и подробного расчета их размера.
Названное нарушение исключает возможность определить на недоимку за какой период начислены пени и как следствие лишает возможность проверить правильность расчета пени.
Инспекцией не представлено доказательств возникновения пенеобразующей недоимки (налоговые декларации, акты проверок, решения налогового органа о доначислении налогов), соблюдения процедуры взыскания недоимки, на которую начислены пени, при этом, налогоплательщик оспаривает наличие задолженности по уплате налогов, указывает, что требования на уплату пенеобразующей недоимки не получал.
При таких обстоятельствах, налогоплательщику не предоставляется возможность проверить обоснованность начисления пени, убедиться в том, что они начислены на недоимку, срок взыскания которой не истек.
Учитывая, что налоговый орган не доказал обоснованность взыскания пени, а пени были взысканы по инкассовым поручениям, указанное обстоятельство установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, а также пояснениями представителя налогового органа, который пояснил в судебном заседании, что инкассовые поручения на взыскание пени в сумме 16715 руб. 37 коп. были исполнены, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2009 по делу N А07-20145/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Г. Степанова |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-20145/2008
Истец: ОАО "Башкирская гидрогеологомелиоративная партия"
Ответчик: МИФНС России N 30 по РБ
Хронология рассмотрения дела:
10.05.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3042/2009