г.Челябинск |
|
15 мая 2009 г. |
Дело N А76-23165/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Ермолаевой Л.П. и Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления дорожного хозяйства Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 января 2009 г. по делу N А76-23165/2008 (судья Ваганова В.В.), при участии: от Главного управления дорожного хозяйства по Челябинской области - Гордеева С.В. (доверенность N 1 от 12.01.2009); от федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Чебаркульская квартирно-эксплуатационная часть района" - Пшеничниковой Е.Ю. (доверенность N Д-1466 от 25.09.2008), Свободиной М.И. (доверенность N 12 от 14.04.2009); от Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости - Малофеевой А.Е. (доверенность N 90/09 от 02.04.2009); от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области - Бородулиной Н.А. (доверенность N 61 от 01.12.2008),
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением, в котором просит:
1) признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее - УФАКОН, Управление Роснедвижимости) по проведению государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:23:00 00 000:0002, площадью 8,48 га расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район автомобильная дорога "Мисяш-Барановка"; обязать Управление Роснедвижимости аннулировать запись в Едином государственном реестре земель запись о спорном земельном участке;
2) признать незаконными действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области (далее - ФГУ "ЗКП" по Челябинской области) по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:23:00 00 000:0002, площадью 8,48 га, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район автомобильная дорога "Мисяш-Барановка"; обязать ФГУ "ЗКП" по Челябинской области аннулировать запись в Едином государственном реестре земель запись о спорном земельном участке (т.1 л.д.3-5).
Определением от 01.12.2008 по ходатайству представителя заявителя в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена заявителя - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области заменено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее - Управление Росимущества по Челябинской области) (т.1 л.д. 84-85).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: учреждение "Чебаркульская квартирно-эксплуатационная часть" (далее - Чебаркульская КЭЧ) (определение от 24.10.2008), Администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области, Главное управление дорожного хозяйства Челябинской области (определение от 23.12.2008), Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области (определение от 15.01.2009).
Решением суда от 26.01.2009 (резолютивная часть объявлена 23.01.2009) требования заявителя удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилось Главное управление дорожного хозяйства Челябинской области и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что факт наложения границ спорных земельных участков материалами дела не подтвержден, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
На апелляционную жалобу поступил отзыв ФГКЭУ "Чебаркульская КЭЧ района". Считает решение суда законным и обоснованным.
Судебное заседание 04.05.2009 отложено на 13.05.2009 в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств по делу.
В судебном заседании представитель Главного управления дорожного хозяйства Челябинской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области с доводами апелляционной жалобы согласился, решение суда считает подлежащим отмене.
Представитель ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области решение суда первой инстанции считает необоснованным и подлежащим отмене. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела землеустроительного дела N 741 от 24.12.2007.
Судом апелляционной инстанции землеустроительное дело N 741 от 24.12.2007 приобщено к материалам дела.
Представитель ФГКЭУ "Чебаркульская КЭЧ района" просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание представители ТУ ФАУГИ по Челябинской области, Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Администрации Чебаркульского муниципального района не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ТУ ФАУГИ по Челябинской области, Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Администрации Чебаркульского муниципального района.
Законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 02.09.1980 Воинской части 86727 Чебаркульского района Челябинской области выдан государственный акт А-I N 240417 на право бессрочного и бесплатного пользования земельным участком площадью 41522 га, в границах согласно плану землепользования (т.2 л.д. 10-13).
На основании директивного указания начальника строительства и расквартирования войск - заместителя Министерства обороны Российской Федерации от 24.01.2003 N 147/3/3/22044 (т.2 л.д. 16), приказа заместителя Командующего войсками ПУрВО по строительству и расквартированию войск от 24.02.2003 N 2 (т. 2 л.д. 15) по акту приема- передачи от 06.03.2003 указанный выше земельный участок и правоустанавливающие документы на него переданы воинской Чебаркульской квартирно- эксплуатационной части ( т. 2 л.д. 14).
05.04.2005 земельный участок площадью 415220000 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район полигон воинской части N 86727 поставлен на кадастровый учет без проведения межевания, с присвоением кадастрового номера 74:23:00 00 000:0106 (т. 2 л.д. 21-22).
02.06.2005 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 415220000 кв.м. (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон воинской части N 86727, о чем выдано свидетельство серии 74 -АА N 061897 (т.1 л.д. 10).
22.08.2006 на основании распоряжения Управления Росимущества по Челябинской области N 1160-р от 13.07.2006 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области зарегистрировано право учреждения "Чебаркульская КЭЧ" на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком площадью 415220000 кв.м., расположенным по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район полигон военной части N 86727 и выдано свидетельство серии 74 АБ N 488058 (т.1 л.д. 11).
Постановлением главы Чебаркульского района Челябинской области от 04.11.2002 N 1110 Управлению дорожного хозяйства Челябинской области предоставлен земельный участок автодороги "Мисяш -Барановка" площадью 8,55 га ( т.1 л.д. 101).
13.02.2003 на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 8,48 га, расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, автомобильная дорога "Мисяш-Барановка", с присвоением кадастрового номера 74:23:00 00 000:0002 (т.1 л.д. 12-16).
Ссылаясь на то, что постановка спорного земельного участка на кадастровый учет совершена с нарушением действующего законодательства: акт согласования земельного участка не был согласован с уполномоченным представителем собственника земельного участка - Управлением Росимущества по Челябинской области и пользователем указанного участка Чебаркульской КЭЧ, что привело к наложению границ земельных участков, заявитель обратился в Арбитражный суд.
В силу части 1 части 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов государственной власти, иных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия указанных действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц при принятии решения о признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными, разрешает также вопрос об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем обязания соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений", земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 76-ФЗ "О землеустройстве" (действовала на момент постановки земельного участка на кадастровый учет), межевание объектов землеустройства (к числу которых относятся земельные участки - статья 1 названного закона) представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения, осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра и включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности, их согласование, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В силу статей 19, 22 Федерального закона от 18.06.2001 N 76-ФЗ "О землеустройстве" землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы, в том числе материалы межевания.
При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее, чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке (пункт 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий).
Согласно пункту 4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Руководителем Федеральной службы земельного кадастра России в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396), межевание объектов землеустройства проводится как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства. Межевание земельного участка включает в себя различные виды работ, в том числе и согласование его границ.
В силу пункта 14.2 названных Методических рекомендаций перед процедурой согласования границ объекта землеустройства границы предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями. На основании сведений государственного земельного кадастра определяется круг лиц (смежных землепользователей), которых необходимо пригласить на процедуру согласования.
Как установлено судом, границы спорного участка являются смежными с границами земельного участка находящемся в пользовании воинской части N 86727.
Согласно материалам межевого дела N 1 на земельный участок под автомобильной дорогой "Мисяш-Барановка" (т.1 л.д. 71-79), в материалах которого имеется акт обследования автодороги и определения начального и конечного пикетов для проведения инвентаризации земель, согласно которому ПКО - расположен в конце с. Барановка на линии ворот воинской части, ПКК - расположен в 204.5 м от оси автодороги на полигон (т.1 л.д. 78).
Несогласование акта согласования границ спорного земельного участка с уполномоченным представителем собственника земельного участка - Управления Росимущества по Челябинской области и пользователем данного участка - Чебаркульской КЭЧ, является нарушением их прав как смежных землепользователей при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, что является согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" одним из оснований для отказа в проведении государственного кадастрового учета земельного участка.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, акт согласования границ земельного участка, представленный в материалы межевого дела (т.1 л.д.73-74) по форме и содержанию не соответствует требованиям Инструкции по межеванию земель от 1996 года, в части отсутствия подписи, фамилии, даты составления акта исполнителем работ; напротив одной из подписей представителей смежных землепользователей отсутствует фамилия; акт утвержден руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Чебаркульского района 11.12.2002; при этом участниками согласования акт согласован 20.12.2002; 21.01.2003; 23.01.2003; 24.01.2003; 27.01.2003; описание границ смежных землепользователей не соответствует форме, установленной Инструкцией по межеванию.
Наличие перечисленных выше нарушений, в том числе отсутствие согласования с собственником земельного участка: представителем Управления Росимущества по Челябинской области и землепользователем - Чебаркульская КЭЧ, было признано и руководством Управления Роснедвижимости по Челябинской области в письме от 25.06.2008 N 1969/2 (т.1 л.д. 18-23).
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела имеется письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 10.07.2008 N ВК/2973 (т.2 л.д. 26), адресованное и.о. руководителя Управления Роснедвижимости по Челябинской области, из содержания которого следует, что постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 84800 кв.м. с кадастровым номером 74:23:0000000:2 осуществлена неправомерно в связи с отсутствием согласования границ с Чебаркульской КЭЧ, как со смежным землепользователем.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что действия ответчиков по проведению государственного кадастрового учета земельного участка площадью 84800 кв.м. с кадастровым номером 74:23:0000000:2, расположенного под автодорогой "Мисяш-Барановка", Чебаркульский район Челябинской области, не соответствовали требованиям действующего законодательства.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что факт наложения границ спорных земельных участков материалами дела не подтвержден, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Согласно представленной в суд апелляционной инстанции копии землеустроительного дела N 741 по межеванию земельного участка 74:23:00 00 000:0106, земельный участок с кадастровым номером 74:23:00:00000:0002 входит площадью 0,0019 га в состав земельного участка с кадастровым номером 74:23:00:00000:0106.
Выводы суда первой инстанции основаны на законе и соответствуют материалам дела, решение судом принято в соответствии с нормами материального права, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя. В связи с тем, что подателем апелляционной жалобы излишне уплачена государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 руб., она подлежит возврату Главному управлению дорожного хозяйства по Челябинской области из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 января 2009 г. по делу N А76-23165/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления дорожного хозяйства Челябинской области - без удовлетворения.
Возвратить Главному управлению дорожного хозяйства Челябинской области из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 31113 от 24 февраля 2009 г. государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Л.П.Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23165/2008
Истец: ТУ ФАУГИ поЧелябинской области
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области, Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (территориальный отдел N 7 Управления Роснедвижимости по Челябинской области)
Третье лицо: ФГКЭУ "Чебаркульская КЭЧ района", Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской обл., Главное управление дорожного хозяйства Челябинской области, Администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2086/2009