25 мая 2009 г. |
Дело N А07-843/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2009 по делу N А07-843/2009 (судья Нигмаджанова И.И.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Правый Берег" (далее - ООО "Правый Берег", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан (далее - Управление, заинтересованное лицо), выразившихся в отказе в принятии землеустроительного дела N 1-08 по разделу земельного участка, выполненного заявителем (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2009 (резолютивная часть решения объявлена 04.03.2009) требования заявителя удовлетворены.
Управление не согласилось с указанным судебным актом и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо приводит следующие доводы: отказ в приеме землеустроительного дела правомерен, так как это дело подготовлено неуполномоченным лицом, поскольку заявитель не является кадастровым инженером, а по состоянию на 01.03.2008 заявитель правом осуществления землеустроительной деятельности не обладал (изменения в его учредительные документы о дополнении видов уставной деятельности в части геодезической, картографической деятельности и землеустройства внесены лишь 17.11.2008, а лицензия на право осуществления геодезической и картографической деятельности получена лишь 08.12.2008); суд не указал, какие именно положения закона нарушены оспоренными действиями; положения ст.44 Федерального закона от 24.04.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) не признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации и подлежат исполнению; право руководителя заявителя Исхакова М.А. осуществлять землеустроительную деятельность не является предметом спора, так как подлежат оценке действия Управления по отказу в принятии землеустроительных материалов, подготовленных ООО "Правый Берег"; наличие у Исхакова М.А. диплома, трудовой книжки, удостоверения и сертификата не дает ему права заниматься кадастровой деятельностью, поскольку для осуществления такой деятельности необходимо получить квалификационный аттестат; картографическая и геодезическая деятельность включает в себя помимо работ по межеванию земель более десяти видов деятельности, и на основании полученной лицензии заявитель вправе заниматься всеми этими видами деятельности, кроме кадастровой деятельности; судом неправильно применены нормы ст.ст.20-22, 27 Закона N 221-ФЗ, регламентирующие порядок представления документов для кадастрового учета, а также основания для отказа в осуществлении кадастрового учета, поскольку оспоренными действиями заявителю отказано в приеме в государственный фонд данных, полученных в результате землеустройства, а не в постановке земельного участка на кадастровый учет; представленное заявителем землеустроительное дело изготовлено с нарушением закона.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В судебное заседание их представители не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся документам.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Правый Берег" зарегистрировано 27.11.2006, имеет основной государственный регистрационный номер 1060216007500. 17.11.2008 в пункт 2.1 Устава заявителя внесены дополнения в части видов деятельности общества: геодезическая и картографическая деятельность, землеустройство, инженерные изыскания для строительства, топографо-геодезическая деятельность.
08.12.2008 ООО "Правый Берег" выданы лицензия N СРГ-2143Г на осуществление геодезической деятельности и лицензия N СРГ-02143К на осуществление картографической деятельности.
15.12.2008 заявителем по заказу землепользователя Гарифуллина Б.М. подготовлено землеустроительное дело N 1-08 по разделу земельного участка с кадастровым номером 02:14:14 01 19:180 (Б).
15.12.2008 заявитель обратился в Управление с заявлением о приеме указанного землеустроительного дела для дальнейшей постановки на кадастровый учет земельного участка (ссылка на обращение содержится в письме ООО "Правый Берег" от 17.12.2008).
Письмом от 25.12.2008 N 7090/07 Управление сообщило заявителю об отказе в приеме в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, документов, подготовленных не уполномоченным на проведение кадастровых работ лицом, а именно, не являющимся кадастровым инженером и не обладавшим на 01.03.2008 правом выполнения работ по территориальному землеустройству.
Также письмом от 26.12.2008 N 621/07-3Г Управление разъяснило ООО "Правый Берег", что до настоящего времени не определен орган исполнительной власти Республики Башкортостан, который согласно Закону N 221-ФЗ будет выдавать квалификационные аттестаты лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям. Предъявляемым кадастровым инженерам.
Полагая, что отказ Управления в принятии выполненного заявителем землеустроительного дела не соответствует закону и нарушает права ООО "Правый Берег" на осуществление уставной деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводами о несоответствии оспоренных действий положениям Закона N 221-ФЗ и о нарушении такими действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда первой инстанции нельзя признать обоснованными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлен срок давности обжалования таких ненормативных правовых актов или действий (бездействия) - три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
В соответствии со ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылка на указанные обстоятельства должна содержаться в тексте заявления об оспаривании ненормативных актов или действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (п.1 ст.199 АПК РФ).
В нарушение указанных положений тексты заявления ООО "Правый Берег" и уточнений к заявлению не позволяют определить норму права, нарушенную, по мнению заявителя, оспоренными действиями Управления, что само по себе исключает возможность удовлетворения таких требований.
Оценивая фактические обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 18.06.2001 N78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон N78-ФЗ), землеустройство представляет собой мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
В соответствии со статьей 10 Закона N78-ФЗ, материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства. Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N209-ФЗ "О геодезии и картографии".
Статьей 20 Закона N78-ФЗ предусмотрено, что карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона N221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии со ст.6 Закона N 221-ФЗ, геодезической основой государственного кадастра недвижимости являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения. Картографической основой государственного кадастра недвижимости являются карты, планы, создаваемые в определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений формах и масштабах.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона N221-ФЗ, под кадастровой деятельностью понимается выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными этим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
На основании пункта 1 статьи 29 Закона N221-ФЗ кадастровым инженером является физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона N221-ФЗ, кадастровые инженеры осуществляют в установленном названным Законом порядке кадастровую деятельность в отношении земельных участков с 1 марта 2008 года. При этом до 01.01.2011 такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу этого Закона (01.03.2008) правом выполнения работ по территориальному землеустройству. К соответствующим правоотношениям с участием таких лиц при осуществлении ими кадастровой деятельности применяются по аналогии правила Закона N221-ФЗ, установленные в отношении выполнения кадастровых работ кадастровым инженером и заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ соответственно индивидуальным предпринимателем, указанным в статье 32 Закона N221-ФЗ, и юридическим лицом, указанным в статье 33 Закона N221-ФЗ. В целях применения указанных правил, а также правил, связанных с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующих кадастровых инженерах, лица, обладающие на день вступления в силу указанного Закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству, считаются кадастровыми инженерами. При этом соответствующие положения Закона N 221-ФЗ применяются к таким лицам постольку, поскольку иное не вытекает из существа указанных правоотношений.
Таким образом, если юридическое лицо зарегистрировано органом государственной регистрации до 01.03.2008, и в его Уставе указан такой вид деятельности, как землеустройство (картографическая и геодезическая деятельность), то в соответствии с требованиями Закона N221-ФЗ оно наряду с кадастровыми инженерами имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в сфере выполнения кадастровых работ после 01.03.2008.
С момента вступления в силу Закона N 221-ФЗ возможность осуществления кадастровой деятельности иными лицами (включая лиц, в уставные виды деятельности которого осуществление землеустроительных работ внесено после 01.03.2008) законом не предусмотрена.
При этом, поскольку установленный законом перечень лиц, обладающих правом осуществлять кадастровую деятельность, является закрытым, наличие у лица, не отвечающего требованиям, указанным в п.1 ст.44 Закона N 221-ФЗ, лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности (понятие, правовое регулирование, объем и субъектный состав которой в силу положений ст.ст.1-4 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ отличается от понятия, правового регулирования, объема и субъектного состава кадастровой деятельности, определенного Законом N 221-ФЗ), либо наличие в штате такого лица работников, обладающих достаточной квалификацией, само по себе не наделяет это лицо правом осуществления кадастровой деятельности.
Поскольку ООО "Правый Берег" не может являться кадастровым инженером, и в его учредительные документы такие виды деятельности, как землеустройство, геодезическая и картографическая деятельность включены после вступления в силу Закона N 221-ФЗ (то есть до этого момента заявитель не был наделен правом осуществления кадастровой деятельности), суд апелляционной инстанции полагает правомерным содержащийся в письме Управления от 25.12.2008 вывод о подготовке землеустроительного дела неуполномоченным на проведение кадастровой деятельности лицом, что свидетельствует об обоснованности отказа в приеме подготовленных заявителем материалов землеустроительного дела в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства,
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания оспоренных действий незаконными.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ. Требования ООО "Правый Берег" не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2009 по делу N А07-843/2009 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Правый Берег" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-843/2009
Истец: ООО "Правый берег"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РБ
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3132/2009