г. Челябинск |
|
25 мая 2009 г. |
Дело N А07-17315/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2009 по делу N А07-17315/2008 (судья Валеев К.В.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Башкирская строительная компания" - Сафина В.Н. (доверенность от 11.01.2009); от главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа - Михайленко А.В. (доверенность N 7-7953/м от 12.08.2008); от администрации городского округа город Уфа - Михайленко А.В. (доверенность N 1/57-13 от 19.01.2009),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Башкирская строительная компания" (далее - ООО "БСК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением: о признании незаконным бездействия главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа (далее - ГУАиГ администрации ГО г.Уфа) по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, площадью 51149 кв.м. (кадастровый номер 02:55:05 02 33:0175), относящегося к категории земель населенных пунктов, находящегося у автодороги "Уфа-Затон" в Ленинском районе городского округа город Уфа, для проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса; о признании незаконным бездействия администрации городского округа город Уфа (далее - Администрация) по утверждению градостроительного плана земельного участка, площадью 51149 кв.м. (кадастровый номер 02:55:05 02 33:0175), относящегося к категории земель населенных пунктов, находящегося у автодороги "Уфа-Затон" в Ленинском районе городского округа город Уфа, для проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса; об обязании главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа выдать утвержденный градостроительный план земельного участка, площадью 51149 кв.м. (кадастровый номер 02:55:05 02 33:0175), относящегося к категории земель населенных пунктов, находящегося у автодороги "Уфа-Затон" в Ленинском районе городского округа город Уфа для проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса; об обязании должностных лиц администрации городского округа город Уфа утвердить градостроительный план земельного участка, площадью 51149 кв.м. (кадастровый номер 02:55:05 02 33:0175), относящегося к категории земель населенных пунктов, находящегося у автодороги "Уфа-Затон" в Ленинском районе городского округа город Уфа для проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса; об обязании главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа выдать утвержденный и зарегистрированный градостроительный план земельного участка, площадью 51149 кв.м. (кадастровый номер 02:55:05 02 33:0175), относящегося к категории земель населенных пунктов, находящегося у автодороги "Уфа-Затон" в Ленинском районе городского округа город Уфа для проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ГУАиГ администрации ГО г.Уфа по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, площадью 51149 кв.м. (кадастровый номер 02:55:05 02 33:0175), относящегося к категории земель населенных пунктов, находящегося у автодороги "Уфа-Затон" в Ленинском районе городского округа город Уфа, для проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса; признано незаконным бездействие должностных лиц администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по утверждению градостроительного плана земельного участка, площадью 51149 кв.м. (кадастровый номер 02:55:05 02 33:0175), относящегося к категории земель населенных пунктов, находящегося у автодороги "Уфа-Затон" в Ленинском районе городского округа город Уфа, для проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса; ГУАиГ администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан обязано в течение месяца со дня вступления решения в законную силу выдать ООО "Башкирская строительная компания" утвержденный в установленном порядке градостроительный план земельного участка. В удовлетворении остальной части исковых требований заявителю отказано.
Не согласившись с решением суда, ГУА и Г администрации ГО г.Уфа обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что суд признал незаконным бездействие должностных лиц администрации, не указав конкретное должностное лицо, которым было совершено нарушение и не указав на обязанность этих лиц каким-либо образом устранить нарушение, чем нарушил п.5 ст. 201 АПК РФ. Суд неправильно истолковал положения п.2 ст. 12 Правил землепользования и застройки городского округа г. Уфа, утвержденных решением Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан N 7/4 от 22.08.2008, которым установлено, что руководитель ГУАиГ утверждает ГПЗУ только в случае подачи заявления правообладателями земельных участков, которые планируют реконструкцию, капитальный ремонт принадлежащих им зданий, строений сооружений, их снос и строительство новых объектов на месте снесенных. Общество обратилось с заявлением о выдачи ГПЗУ на предоставленном земельном участке для строительства нового объекта, следовательно, ГПЗУ должно утверждаться Администрацией.
Представитель ГУАиГ администрации ГО г. Уфа и Администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Башкирская строительная компания" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Башкирская строительная компания" зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией города Сибая Республики Башкортостан 23.03.2001. Межрайонной инспекцией МНС России N 21 по Республике Башкортостан 08.11.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за основным государственным регистрационным номером 1020202034918.
В соответствии с постановлением Администрации N 7282 от 20.11.2007 ООО "БСК" предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 51149 кв.м. (кадастровый номер 02:55:05 02 33:0175), относящийся к категории земель населенных пунктов, находящийся у автодороги "Уфа-Затон" в Ленинском районе городского округа город Уфа, для проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса.
На основании постановления Администрации от 20.11.2007 N 7282 комитет по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и ООО "БСК" 26.11.2007 заключили договор аренды земельного участка N 1359-07, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок, площадью 51149 кв.м. (кадастровый номер 02:55:05 02 33:0175), относящийся к категории земель населенных пунктов, находящийся у автодороги "Уфа-Затон" в Ленинском районе городского округа город Уфа, для проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса, сроком до 20.11.2010.
ООО "БСК" 04.03.2008 обратилось в Администрацию с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с предоставлением документов согласно утвержденному перечню.
Не получив ответа, общество 24.09.2009 повторно обратилось с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана.
21.10.2008 ГУАиГ администрации ГО г.Уфа письмом N 7-10375 сообщило заявителю, что срок рассмотрения обращения о выдаче ГПЗУ продлен до 23.11.2008 в связи с необходимостью дополнительной проработки вопроса.
ООО "БСК", полагая бездействие органов местного самоуправления незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Арбитражный суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования ООО "БСК", установив факт обращения заявителем в Администрацию с заявлением с приложением документов, и указав на отсутствие в материалах дела доказательств рассмотрения такого заявления, пришел к выводу о несоответствии бездействия ГУАиГ администрации ГО г.Уфа и Администрации требованиям закона, а также о нарушении таким бездействием прав и законных интересов заявителя.
Вывод суда первой инстанции является правильным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.п.1, 2 ст. 51. п.п.2, 3 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план земельного участка является документом, необходимым для получения разрешения на строительство объекта недвижимости и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии со ст.44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 44 Кодекса).
Согласно п.п.17, 18 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, на момент первоначального обращения ООО "БСК" с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка порядок выдачи градостроительного плана на территории городского округа город Уфа регулировался Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными Решением Совета городского округа город Уфа от 26.12.2006 N 20/17 (далее - Правила).
В соответствии с п.11 раздела 3.2 Правил, главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течении тридцати дней после поступления обращения осуществляет подготовку проекта градостроительного плана земельного участка и направляет его на утверждение в администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Градостроительный план земельного участка в двух экземплярах предоставляется заявителю без взимания платы.
Анализируя указанные нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законодательном возложении обязанности изготовления и выдачи градостроительного плана земельного участка на орган местного самоуправления, к числу которых относится администрация ГО г.Уфа. При этом ГУАиГ администрации ГО г.Уфа включено в структуру органов управления администрации ГО г.Уфа.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно указал на то, что обращение ООО "БСК" с заявлением о выдаче градостроительного плана от 04.03.2008 в администрацию ГО г.Уфа Республики Башкортостан соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Правил, в связи с чем оспоренное бездействие заинтересованных лиц противоречит положениям ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п.11 Правил.
В соответствии с положениями ст.ст.8, 41, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязанность по обеспечению подготовки документации по планировке территории, включая ее утверждение главой местной администрацией и публикацию, возложена на орган местного самоуправления.
В силу ст.ст.43, 44, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Решением Совета городского округа город Уфа от 22.08.2008 N 7/4 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которыми урегулирован порядок выдачи градостроительного плана земельного участка в настоящее время.
В соответствии с п.2. ст.12 этих правил, градостроительные планы земельных участков утверждаются в установленном порядке: 1) в составе проектов межевания территорий главой администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в случаях, когда посредством документации по планировки территории впервые устанавливаются границы земельных участков, выделяемых из состава государственных ил муниципальных земель для их последующего формирования в целях предоставления физическим и юридическим лицам сформированных земельных участков для строительства, а также приобретения гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной или государственной собственности, прав на эти земельные участки; 2) в качестве самостоятельного документа руководителем органа, уполномоченного в области градостроительной деятельности (в случаях подачи заявлений правообладателями земельных участков, которые планируют реконструкцию, капитальный ремонт принадлежащих им зданий, строений, сооружений, их снос и строительство новых объектов на месте снесенных и располагаемых в границах земельных участков, применительно к которым имеются ранее предоставленные кадастровые планы, но отсутствуют градостроительные планы земельных участков, либо ранее утвержденные градостроительные планы земельных участков перестали соответствовать настоящим Правилам ввиду внесения изменений в правила). В указанных случаях градостроительные планы земельных участков подготавливаются и утверждаются в течение тридцати дней со дня поступления заявлений правообладателей земельных участков.
Поскольку в рассматриваемой ситуации земельный участок поставлен на кадастровый учет, подготовлен кадастровый план земельного участка, но отсутствует градостроительный план земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости утверждения градостроительного плана земельного участка в порядке, установленном пп.2 п.2 ст.12 Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных Решением Совета городского округа город Уфа от 22.08.2008 N 7/4. Изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части судом не принимаются.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости возложения обязанности выдать заявителю утвержденный в установленном порядке градостроительный план земельного участка на ГУАиГ администрации ГО г. Уфа.
Формулировка резолютивной части решения суда в части признания незаконным бездействия должностных лиц Администрации соответствует требованиям ч.5 ст.201 АПК РФ. Необходимость указания в тексте решения конкретных должностных лиц Администрации, чье бездействие признано судом незаконным, нормативно не установлена. Также, поскольку в рассматриваемой ситуации действующим на момент принятия судом решения законодательством обязанность по утверждению градостроительного плана земельного участка возложена на ГУАиГ администрации ГО г.Уфа, у суда отсутствовали правовые основания для обязания Администрации устранить допущенные нарушения путем утверждения градостроительного плана земельного участка. Содержащиеся в апелляционной жалобе возражения в этой части судом не принимаются.
Таким образом, всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270АПК РФ, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2009 по делу N А07-17315/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа г.Уфа республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-17315/2008
Истец: ООО "Башкирская строительная компания"
Ответчик: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа РБ, Администрация городского округа г. Уфа
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3307/2009