г. Челябинск |
|
"19" мая 2009 г. |
Дело N А07-20163/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тимохина О.Б., Арямова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2009 по делу N А07-20163/2008 (судья Кутлин Р.К.), при участии: от ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" - Жарковой В.В. (доверенность N511/08-Ю от 27.11.2008), от Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан - Никоновой Е.Ю. (доверенность N189 от 18.05.2009, удостоверение N652 от 18.08.2008), Садыковой С.А. (доверенность N188 от 18.05.2009, удостоверение N 517 от 28.03.2007),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" (далее - заявитель, общество, ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными отказов управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, управление, Ростехнадзор), выраженных в письмах от 16.10.2008 N 08-14/21845, N 08-14/21847, N 08-14/21848 в установлении нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов по нефтебазам "Иглино", "Кандры", "Андреевка" ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", а также возложении обязанности на управление вынести решение об установлении нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов по нефтебазам "Иглино", "Кандры", "Андреевка" ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" на срок с 29 июля 2008 года по 01 апреля 2013 года.
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, считают, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела, а также, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать. В обоснование доводов жалобы указал на то, что ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" отказано в установлении лимитов на размещение отходов в связи с некомплектностью поступивших материалов, в частности в виду отсутствия копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил ее доводы, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, деятельностью ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" является розничная и оптовая реализация нефтепродуктов. По указанному виду деятельности обществом получена лицензия на эксплуатацию взрывоопасных объектов. В результате указанной деятельности общества образуются отходы.
ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" 14.08.2008 подано заявление в управление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для нефтебазы "Иглино", "Кандры", "Андреевка" ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт".
Управление письмами-уведомлениями от 16 октября 2008 года N 08-14/21845, N 08-14/21847, N 08-14/21848 сообщило заявителю об отказе в установлении лимитов на размещение отходов для нефтебазы "Иглино", "Кандры", "Андреевка" ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт".
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что у ООО "Лукойл- Уралнефтепродукт" отсутствует лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Заявитель, считая данные отказы не соответствующими Федеральному закону от 24.06.2008 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что указанные действия управления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Суд первой инстанции правомерно исходил из норм действующего законодательства: положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 22, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 1, 9, 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьями 7, 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524, Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.
Апелляционный суд также полагает, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что общество не осуществляет деятельности в области обращения с опасными отходами, так как эти отходы образуются в результате его основной (производственной) деятельности, в связи с чем у него отсутствует обязанность по получению лицензии, что служит основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 N 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).
В силу пунктов 4 и 5 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В пункте 7 Правил определено, что для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации заявление, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации, свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья (пункт 11 Правил).
В пункте 13 Правил предусмотрено, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что в процессе осуществления основных видов деятельности (торговля топливом и производство нефтепродуктов) у общества образуются опасные отходы (1 - 5 классов опасности), которые накапливаются и временно хранятся в специально обустроенных местах, емкостях до момента передачи их специализированным организациям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что образующиеся на исследованных объектах - нефтебазах "Иглино", "Кандры", "Андреевка" отходы передаются обществом по соответствующим договорам лицам, имеющим лицензию на размещение опасных отходов, в том числе МП "Спецавтохозяйство". Накопление и временное размещение отходов не является самостоятельной деятельностью на нефтебазах.
Правильно сославшись на п.4 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора N 703, суд первой инстанции указал, что в случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов), расположенных в разных муниципальных районах проекты нормативов разрабатываются для каждого территориального обособленного объекта отдельно.
Во исполнение указанного требования заявителем разработаны нормативы образования отходов и лимитов на их размещение по указанным нефтебазам отдельно.
Ввиду того, что без установки лимитов на размещение отходов невозможно предотвращение негативное воздействия на окружающую среду, нефтебазе должны быть, установлены нормативы на размещение отходов.
Общество не занимается деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов. Доказательств обратного управлением не представлено.
Таким образом, отходы образуются в результате основной (производственной) деятельности общества, какой-либо предпринимательской деятельностью по сбору, транспортировке, утилизации отходов оно не занимается, соответствующей прибыли от этого вида деятельности не получает, поэтому у него отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.
Следовательно, отказ Управления от продления обществу на 2008 год лимитов на размещение отходов производства и потребления, содержащийся в письме от 16.10.2008 N 08-14/21845, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2009 по делу N А07-20163/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-20163/2008
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт"
Ответчик: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РБ