г. Челябинск
27 мая 2009 г. |
N 18АП-3536/2009 |
Резолютивная часть объявлена 20.05.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.05.2009
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей: Кузнецова Ю.А., Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Копейску Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Копейску Челябинской области - Травяновой Е.А. (доверенность от 11.01.2009 N 04-22/4), от индивидуального предпринимателя Усенковой Анны Юрьевны - Усенковой А.Ю., Ефимова П.Л. (доверенность от 15.12.2008 N 74 АВ 067591),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Усенкова Анна Юрьевна (далее - налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Копейску Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 14.10.2008 N 249 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.03.2009 заявленные требования удовлетворены, суд исходил из того, что реализация предпринимателем рыбной продукции облагается по ставке 10%, счета-фактуры, выставленные ИП Гудилиным С.В., исправлены, выделение в счетах-фактурах НДС, является основанием для его принятия к вычету у покупателя, кроме того, суд исходил из того, что налоговый орган не ознакомил предпринимателя с материалами, полученными в ходе камеральной налоговой проверки, послужившими основанием для доначисления налогов, пени и наложения штрафов, решение о привлечении к ответственности принято инспекцией по истечении 11 дней со дня рассмотрения материалов проверки.
Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой указывает на несогласие с выводом суда о грубом нарушении процедуры вынесения решения о привлечении к ответственности, ссылаясь на то, что налогоплательщик надлежащим образом был извещен о рассмотрении материалов камеральной проверки и представленных возражений на акт проверки 03.10.2008, рассмотрение материалов проверки состоялось 03.10.2008 с участием представителя предпринимателя, изготовление решения не в день его вынесения не является грубым нарушением и основанием для признания решения налогового органа недействительным. Иных доводов по существу доначислений налоговым органом не приведено.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал, при этом указал на то, что иных доводов, кроме доводов, касающихся процедуры вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности, налоговым органом в обоснование правомерности принятого решения от 14.10.2008 N 249, не приводится.
Предприниматель и его представитель с апелляционной жалобой налогового органа не согласны, указали, что суд полно исследовал обстоятельства дела и правильно установил, что предприниматель не был ознакомлен с документами, собранными налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки, послужившими основанием для доначислений, акт проверки был вручен предпринимателю без приложений, в ходе рассмотрения возражений был только заслушан представитель предпринимателя, собранные в ходе проверки документы не были предоставлены представителю предпринимателя для ознакомления, результаты рассмотрения не были объявлены.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, при этом лица, участвующие в деле, не заявили возражений.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 г., в ходе которой инспекция пришла к выводам о занижении налогоплательщиком НДС в результате неправильного применения налоговой ставки при исчислении налога от реализации рыбной продукции, необоснованного применения налогового вычета по счетам-фактурам, полученным на имя Гладкова Ю.А., участника договора простого товарищества, кроме того, инспекцией установлено, что к вычету в рамках совместной деятельности, был включен НДС, уплаченный Гладковым Ю.А. до образования простого товарищества, по счетам-фактурам от 04.02.2008 г. N 257 от 29.02.2008 г. N 525 и от 12.03.2008 г. NN 610-612 ИП Усенковой А.Ю. приобретены товары по цене, определенной с учетом НДС. Указанные счета - фактуры выставлены ИП Гудилиным С.В., который находится на упрощенной системе налогообложения, в связи, с чем не уплачивает в бюджет НДС. Полагая, что вычету подлежит только сумма налога, уплаченная продавцу - плательщику НДС, НДС в сумме 342 071,36 руб. не принят налоговым органом к вычету. Кроме того, инспекцией приведены доводы о том, что счета-фактуры, предъявленные Гудилиным С.В., не соответствуют требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ, т.к. содержат недостоверные сведения об адресе налогоплательщика. Адресатом получателя груза был указан г. Санкт-Петербург, который не является адресом участника товарищества. Каких-либо приемных пунктов или складских помещений у товарищества в г. Санкт-Петербург не существует. В рамках договора простого товарищества предъявлен к вычету НДС в сумме 6 908,73 руб., выставленный ИП Степановым С.В. по счетам-фактурам от 10.01.2008 г. N 744 от 28.01.2008 г. N 2798, от 18.02.2008 г. N 5507, от 28.02.2008 г. N 6832, от 26.03.2008 г. N 10137. Согласно ответу ИНФС России по Калининскому району г. Челябинска товары приобретены ИП Усенковой для осуществления деятельности облагаемой единым налогом на вмененный доход. Вместе с договором поставки от 04.01.2008 г. N 193-8 предпринимателем Усенковой представлен договор аренды от 01.01.2008 г. помещений, в которых ИП осуществлялась розничная торговля. Продукты питания, приобретенные у ИП Степанова, по своему функциональному назначению не подлежали использованию в деятельности (производственная и оптовая) товарищества.
На акт проверки предпринимателем были поданы возражения (т.1, л.д. 25), рассмотренные налоговым органом 03.10.2008. По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение от 14.10.2008г.N 249. Указанным решением налогоплательщику начислены к уплате налог на добавленную стоимость и пени, а также он привлечен к ответственности по основанию статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость.
Не согласившись с принятым решением, ИП Усенкова обратилась с заявлением в суд.
Рассмотрев спор по существу и проверив процедуру вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности, суд удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе инспекция приводит доводы о соблюдении процедуры привлечения к налоговой ответственности.
Вывод суда о нарушении налоговым органом процедуры привлечения к налоговой ответственности является правильным.
Судом первой инстанции установлено и материалам дела соответствует, что акт проверки на 23 страницах был вручен налогоплательщику без приложений, что подтверждается записью на последней странице акта (т.1, л.д.24).
Между тем, из акта проверки следует, что в ходе камеральной проверки налоговым органом была запрошена информация о деятельности налогоплательщика и полученных финансовых результатах из разных источников, в том числе банков, налоговых органах по месту постановки на налоговый учет контрагентов налогоплательщика, также были направлены требования контрагентам налогоплательщика (т.1, л.д.13 - 14).
Полученная информация использована в качестве доказательственной базы при вменении неуплаты налогов, что отражено в акте проверки (т.1, л.д.21, 22, 23).
На последней странице акта проверки указано, что акт проверки составлен в двух экземплярах на 23 листах с 299 приложениями, являющихся неотъемлемой частью акта проверки, экземпляр N 2 акта камеральной проверки на 23 листах, без приложений получил: (т.1, л.д.24).
В обоснование доводов о рассмотрении материалов проверки 03.10.2008 инспекция представила протокол рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки от 03.10.2008 (т.1, л.д.26), из протокола следует, что рассмотрение материалов проверки происходило в присутствии представителя налогоплательщика, были заслушаны доводы представителя налогоплательщика, информации о том, что представитель налогоплательщика был ознакомлен с приложениями к акту проверки, в протоколе отсутствует, инспекцией не предоставлено доказательств в опровержение выводов суда первой инстанции о лишении налогоплательщика возможности ознакомиться с информацией, полученной в ходе камеральной проверки и послужившей основанием для доначисления налогов, пени, и наложения штрафов.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что налогоплательщик был лишен возможности ознакомиться со всеми материалами налоговой проверки является правильным, при указанных обстоятельствах налогоплательщик не имел возможности представить полные возражения по всем обстоятельствам вменяемых нарушений и защитить свои права и законные интересы, что является существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности и основанием для признания решения налогового органа недействительным.
Доводы налогового органа о том, что вынесение решения не в день рассмотрения материалов проверки не является нарушением процедуры привлечения к ответственности, является правильным, однако, учитывая, что налогоплательщик не был ознакомлен со всеми материалами проверки, оснований для изменения вывода суда не имеется.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.03.2009 по делу N А76-28606/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Копейску Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Г. Степанова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-28606/2008
Истец: ИП Усенкова А.Ю.
Ответчик: ИФНС РФ по г. Копейску
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3536/2009