г. Челябинск |
|
01 июня 2009 г. |
Дело N А76-5402/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Костина В.Ю., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кыштымводоканал" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2009 по делу N А76-5402/2009 (судья Зайцев С.В.), при участии: от управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области - Павлова М.А. (доверенность N 01/1608 от 22.08.2007),
УСТАНОВИЛ:
управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области (далее - заявитель, Управление Ростехнадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Кыштымводоканал" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Кыштымводоканал") к административной ответственности в соответствии с ч.3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), за осуществление деятельности с нарушением лицензионных условий.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2009 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
ООО "Кыштымводоканал" не согласилось с решением арбитражного суда и обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что общество не нарушило ст.14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и п.3 "Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки, размещению опасных отходов", так как семь паспортов опасных отходов составлены и были отправлены на согласование в Управление Ростехнадзора, что подтверждается актом N 7 от 20.03.2009, тогда как статьей 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что на опасные отходы паспорт должен быть составлен. Полагает, что общество не может быть привлечено к административной ответственности, так как ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо. На предприятии назначено лицо, ответственное за предоставление информации об обращении с опасными отходами и лицо, осуществляющее контроль за исполнением приказа. Считает, что в данном случае вина общества отсутствует.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
ООО "Кыштымводоканал", о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился.
От заинтересованного лица в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия представителя заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Кыштымводоканал" зарегистрировано в качестве юридического лица межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Челябинской области за основным государственным номером 1037400829608, о чем 12.11.2003 выдано свидетельство серии 74 N 002480227.
ООО "Кыштымводоканал" осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами на основании лицензии N 65-ОТ-000012 от 02.11.2004, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору со сроком действия до 02.11.2009.
В период с 17.03.2009 по 20.03.2009 Управлением Ростехнадзора по Челябинской области на основании приказа от 27.02.2009 N 173 проведена проверка соблюдения ООО "Куштымводоканал" лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, ул. Ленина, 20.
В ходе проверки установлено, что общество осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами с нарушениями лицензионных требований и условий: на момент проверки на предприятии отсутствуют 7 паспортов опасных отходов, согласованных в установленном порядке, а именно: на отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты (отработанные масляные фильтры), на отходы (осадки) возникшие при механической и биологической очистке сточных вод (песок с песколовок), на отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (избыточный ил), на отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории), на осадки от нейтрализации электролита, на лом и отходы, содержащие цветные металлы (что является нарушением ст.14 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", приказа N570 от 15.08.2007 "Об организации работ по паспортизации опасных отходов", п.3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов"); на момент проверки на предприятии специалисты, допущенные к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами (чем нарушены ст.15 Федерального закона N89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов".
Итоги проверки отражены в акте проверки от 20.03.2009, обществу 20.03.2009 выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
По результатам проверки в отношении общества в присутствии его законного представителя 20.03.2009 составлен протокол об административном по признакам правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
24.03.2009 административный орган обратился с заявлением о привлечении ООО "Кыштымводоканал" к административной ответственности по подведомственности в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о доказанности факта совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, а также вины общества в его совершении.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч.6 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со ст.4 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с пп.74 п. 1 ст.17 указанного закона и ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 524 от 26.08.2006 утвержден порядок лицензирования этой деятельности.
Согласно ст.1 Федерального закона N89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
В соответствии со ст.14 указанного закона, опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с п.3 ст.14 Закона N89-ФЗ, на опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с п.2.4 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570, деятельность по паспортизации отходов включает в себя согласование паспортов опасных отходов уполномоченными органами.
Министерством природных ресурсов Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N818 приказом от 02.12.2002 N785 утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению, согласно которой паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Паспорт опасного отхода составляется на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней), а также на отходы I - IV класса опасности для окружающей природной среды.
Как следует из материалов дела, у общества отсутствовало 7 паспортов опасных отходов, согласованных в установленном порядке (указанный факт обществом не оспаривается и подтверждается актом проверки), что свидетельствует об осуществлении заявителем лицензионной деятельности с нарушением условий, предусмотренных п.3 ст.14 Закона N89-ФЗ, п.2.4 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 и приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N785.
Изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части судом не принимаются, как основанные на неверном толковании закона.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.06.98 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
Поскольку заинтересованное лицо привлекло к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов специалистов, не имеющих о документально подтвержденной профессиональной подготовки, вывод суда о грубом нарушении условий лицензии является правильным. Факт допущения специалистов к работе подтверждается материалами дела, не оспаривается заявителем.
На основе анализа материалов дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о подтвержденности факта наличия в действиях привлекаемого лица объективной стороны вменяемого ему в вину административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание наличие у ООО "Кыштымводоканал" возможности не допустить указанные нарушения при осуществлении лицензируемой деятельности, а также учитывая несовершение обществом всех зависящих от него мер по соблюдению условий лицензирования, суд апелляционной инстанции полагает доказанной вину ООО "Кыштымводоканал" в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Наличие в штате общества лиц, ответственных за предоставление информации об обращении с отходами и осуществление контроля, не может свидетельствовать об отсутствии вины заявителя в совершении правонарушения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о подтвержденности материалами дела наличия в действиях ООО "Кыштымводоканал" состава вмененного ему в вину административного правонарушения, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2009 по делу N А76-5402/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кыштымводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5402/2009
Истец: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области
Ответчик: ООО "Кыштымводоканал"
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3824/2009