г. Челябинск |
|
08 июня 2009 г. |
Дело N А47- 4510/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Фединой А.Г., Богдановской Г.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ольха" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.04.2009 по делу N А47-4510/2007 (судья Галиаскарова З.И.), при участии от третьего лица - Государственного учреждения здравоохранения "Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер" - Сайкова И.Ю. (доверенность б/н от 05.05.2009);
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Ольха" (далее по тексту - ООО "Ольха", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Комитету по управлению имуществом г. Оренбурга (далее по тексту - Комитет по имуществу), с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Реутовой Светланы Александровны, Управления федеральной регистрационной службы по Оренбургской области, Государственного учреждения здравоохранения "Оренбургский противотуберкулезный диспансер", Администрации г. Оренбурга и Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области (далее по тексту - Реутова С.А., УФРС по Оренбургской области, Учреждение здравоохранения, Администрация, Министерство, 3 лица) с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по имуществу N 802 от 13.05.1999 "О регистрации домовладения N 1 "а" по ул. Мало-Луговой в части обязательства государственной регистрации права муниципальной собственности на лит. В3В4 в лит. ВВ1В2в3в4в5 - одноэтажное с подвалом под частью строения смешанной конструкции полезной площадью 310,8 кв.м. (хозяйственный корпус), на лит. ББ1Б22 - одноэтажное строение деревянное полезной площадь 68,4 кв.м.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.04.2009 исковые требования отклонены.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что на момент вступления в законную силу Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 в нежилых помещениях расположенных в г. Оренбурге по ул. Мало-Луговая, 1 "а" находились учреждения здравоохранения не являющиеся областной больницей или областным диспансером и находившиеся в управлении исполнительного комитета Совета народных депутатов, в силу чего, включение оспариваемым распоряжением названных объектов в перечень объектов муниципальной собственности является правомерным. Права заявителя оспариваемым распоряжением на момент его принятия нарушены не были.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Ольха" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель сослался на неполноту исследования судом обстоятельств дела. Так согласно распоряжению Комитета N 802 от 13.05.1999 подлежало регистрации право муниципальной собственности на строение Литер ВВ1В2В3В4В5 -площадью 310,8 кв.м.; литер ББ1Б2 - площадью 68,4 кв.м. Тогда как согласно справке ГУП "ОЦИОН": строение Литер ВВ1В2В3В4В5 имеет площадь 740,7 кв.м.; а площадь строения ББ1Б2 - 70,2 кв.м. Оспариваемое распоряжение противоречит договору от 20.10.1993, заключенного между городским противотуберкулезным диспансером и малым предприятием "Ольха", согласно которому строение АА1А2 общей площадью 329 кв.м. ставится на баланс МП "Ольха" с последующим оформлением права собственности.
Податель апелляционной жалобы, представитель Комитета по имуществу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Учреждения здравоохранения в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение законным и обоснованным.
Иные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, и подтверждено материалами дела, решением Исполкома Оренбургского городского совета народных депутатов N 287 от 27.06.1988 за Горздравотделом закреплен земельный участок, занимаемый городским противотуребркулезным диспансером по ул. Мало-Луговая площадью 0,69 га (л.д. 145 т. 3).
25.02.1992 г. Решением Малого совета Оренбургского Городского совета народных депутатов N 55 мс в перечень объектов муниципальной собственности г. Оренбурга включен Гортубдиспансер (приложение N 7 порядковый номер 43, л.д. 148а-150 т. 3, л.д. 1-2 т. 4).
20.20.1993 года между Гортубдиспансером (арендодатель) и МП "Ольха" (арендатор) заключен договор аренды, согласно условиям которого гортубдиспансер разработал эскизный проект 2-ухэтажной пристройки к хозблоку и начал финансировать строительство, но в связи с резким ухудшением положения с оплатой работ решено привлечь арендатора для окончания строительства, построить пристройку в одноэтажном варианте. Арендатор производит строительно-монтажные работы всей площади застройки (одноэтажного варианта) при этом часть помещений площадью 55 кв.м. стоимостью 11202086 рублей оплачивает арендодатель и они сразу отходят в его ведение, оставшаяся площадь - 266 кв.м. сметной стоимостью с учетом НДС и переоценкой основных фондов на 01.12.1993 - 116098742 рублей поступает на баланс арендатора, который осуществляет все платежи в бюджет (л.д. 53-56 т. 2).
09.11.1995 года между Комитетом по имуществу и ММУЗ "Городской противотуберкулезный диспансер" заключен договор N 434/1-оу на право оперативного управления нежилыми помещениями, занимаемыми городским противотуберкулезным диспансером, в том, числе расположенные по адресу: ул. Мало-Луговая, 1 "а" (л.д. 20-21 т. 3).
13.05.1999 г. Распоряжением КУИ N 802 предписано зарегистрировать на праве муниципальной собственности г. Оренбурга домовладение N 1 "а" по ул. Мало-Луговой состоящее из строений под литерами: ЕЕ1 - двухэтажное частью одноэтажное с подвалом здание смешанной конструкции (лечебное) общей полезной площадью 2298,2 кв.м., площадью подвала 1115,2 кв.м., износ - 15%; литер Е2Е3 - двухэтажное частью одноэтажное с подвалом, смешанной конструкции общей полезной площадь 2250,80 кв.м. (лечебное), площадь подвала 1115,2 кв.м. износ 17%; литер Е4 - двухэтажное с подвалом крупнопанельное общей площадью 560 кв.м. (лечебное - поликлиника) износ 17%; литер ВВ1В2В3В4В5 - одноэтажное с подвалом под частью строений смешанной конструкции полезной площадью 310 кв.м. (хозяйственный корпус), в том числе площадь гаража - 174,3 кв.м.; литер ББ1Б2 - одноэтажное, деревянной конструкции полезной площадью 68,4 кв.м., износ 36% (л.д. 41 т. 1).
19.08.1999 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о государственной регистрации прав муниципальной собственности на указанные выше объекты недвижимости (л.д. 104, 105 т. 3).
02.03.2000 г. распоряжением Главы г. Оренбурга N 610-р земельный участок площадью 0,69 га изъят у Управления здравоохранения, Оренбургскому городскому противотуберкулезному диспансеру в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 27290 кв.м., занимаемый городским противотуберкулезным диспансером по ул. Мало-Луговая (л.д. 147 т. 3).
16.03.2004 решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.03.2004 по делу А47-2596/2004 за ООО "Ольха" признано право собственности на нежилое здание производственно-складские помещения под литерой АА1А2 площадью 329 кв. м., расположенное по ул. Мало-Луговая, 1 "а" в г. Оренбурге (л.д. 59-60 т. 1).
25.05.2004 года УФРС по Оренбургской области зарегистрировано право собственности ООО "Ольха" на нежилое здание производственно-складские помещения под литерой АА1А2 площадью 329 кв.м., расположенное по ул. Мало-Луговая, 1 "а" в г. Оренбурге (л.д. 61 т. 1).
02.02.2006 распоряжением главы г. Оренбурга N 427-р с учетом распоряжения от 09.02.2006 N 1168-р утверждены границы и сформирован земельный участок по адресу: г. Оренбург, ул. Мало-Луговая, 1 "а", согласно которому прекращено право бессрочного пользования ГУЗ "Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер" земельным участком площадью 1521 кв.м. по ул. Мало-Луговая, 1 "а" с их согласия; площадь земельного участка находящегося в бессрочном пользовании у ГУЗ "Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер" по ул. Мало-Луговая, 1 "а" считать площадью 25670 кв.м.; утвердить границы и сформировать земельный участок площадью 1521 кв.м. для предоставлению ООО "Ольха" по адресу г. Оренбург, ул. Мало-Луговая, 1 "а" в соответствии с топографической съемкой, согласованной Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга 08.11.2005 с разрешенным использованием: помещение одноэтажного здания производственно-складские помещений, категория земель: земли поселений (л.д. 73, 74 т. 1).
23.05.3006 года между ГУЗ "Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер" и ООО "Ольха" подписан акт разграничения площадей, согласно условиям которого на балансе ГУЗ "Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер" числятся литеры: ЕЕ1 - 2238,4 кв.м., Е2Е3 - 2258,6 кв.м., Е4 - 545,1 к.в.м, ВВ1В2В5 - 474,2 м.кв.; на балансе ООО "Ольха" числятся литеры: АА1А2 - 329 м.кв. - эти литеры зарегистрированы учреждением Юстиции государственной регистрации прав на недвижимость (л.д. 70 т. 2).
26.12.2006 УФРС по Оренбургской области приостановила государственную регистрацию перехода права собственности на основании договора купли-продажи, заключенного между ООО "Ольха" и Реутовой С.А., поскольку установлено, что строение под литером АА1 здания литер АА1А2 полностью соответствует части литеру В3В4 строения литера ВВ1В2В3В4В5, на которые зарегистрировано правом муниципальной собственности на основании Распоряжения КУИ N 802 от 13.05.1999 (л.д. 38 т. 1, л.д. 57 т. 2).
07.07.2008 года решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу А47-10442/2007 установлен юридический факт - идентичность строения рассоложенного по адресу: г. Оренбург, ул. Мало-Луговая, 1 "а", зарегистрированное в ЕГРПН за ООО "Ольха" под литером АА1А2, под кадастровым номером 56-01/00-67/2004-129, строению, зарегистрированному за Администрацией г. Оренбурга под литером В3В4 литером ББ1Б2 под кадастровыми номерами 56-01/00-42/1999-735 и 56-01/00-42/1999-736 (л.д. 66-68 т. 3).
В материалы дела представлена инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных учреждениях N 6, согласно которой, хозблок литер ВВ1В2В3В4В5 литер ББ1Б2 введен в эксплуатацию 03.01.1984 года и с этого времени находится на балансе ГУЗ "Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер" (л.д. 144 т. 3).
Полагая, что распоряжение КУИ N 802 от 13.05.1999, на основании которого было зарегистрировано право муниципальной собственности на спорные объекты, нарушает установленное судом право собственности ООО "Ольха", последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла названных норм следует, что для применения последствий, предусмотренных данными статьями, истцу следует доказать незаконность обжалуемого акта и нарушение его гражданских прав.
В соответствии с п. 2 Приложения N 3 к Постановлению от 27.12.1991г. N 3020-1 учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров) относятся к муниципальной собственности.
В силу п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Распоряжением Госкомимущества РФ от 05.02.1993г. N 217-р "Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения" Комитетам по управлению имуществом городов (кроме городов районного подчинения), районов (кроме районов в городах) было предписано внести в реестры объектов муниципальной собственности находящиеся в управлении исполнительных органов городских Советов народных депутатов (местной администрации) здания и строения, ранее переданные исполнительными органами городских Советов народных депутатов (местной администрацией) в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 - 7 процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; а также здания, сооружения нежилые помещения, в том числе встроенно-пристроенные (за исключением находящихся в границах территории предприятий), арендуемые либо используемые на других основаниях предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания, организациями и учреждениями социальной защиты населения, детскими домами, домами ребенка, интернатами, госпиталями и санаториями для инвалидов, детей, престарелых, учреждениями здравоохранения, народного образования, культуры и спорта.
Для оформления прав собственности комитеты по управлению муниципальным имуществом составляют перечни зданий, сооружений, помещений, передаваемых в муниципальную собственность. Подготавливаемые перечни передаются на утверждение в городские, районные Советы народных депутатов. Утверждаемые городскими Советами народных депутатов и надлежащим образом оформленные (прошнурованные, пронумерованные и скрепленные печатью городского Совета) перечни передаются в двух идентичных экземплярах в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области.
Комитет регистрирует представленные перечни в день их поступления и в недельный срок с момента регистрации осуществляет проверку перечней на соблюдение требований, предписанных законодательными актами и нормативными документами, перечисленными в настоящем Распоряжении и являющимися его основаниями.
Право собственности наступает по истечении двухмесячного срока с момента регистрации перечня, если в этот период не было принято других решений вышестоящих Советов народных депутатов. Документом, подтверждающим право собственности города, района на нежилые помещения, является выписка из зарегистрированного перечня зданий, сооружений, помещений или из реестра муниципальной собственности.
В соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп и п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии с п. 9 Положения "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города.
Установив, что на момент вступления в законную силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 в нежилых помещениях по адресу: г. Оренбург, ул. Мало-Луговая, 1 "а" находилось учреждение здравоохранения, которое не являлось областной больницей, либо областным диспансером, занимаемое ими помещение находилось в управлении исполнительного органа городского совета народных депутатов, ранее переданы им на баланс учреждения здравоохранения, а также то обстоятельство, что доказательств исключения спорных объектов из перечня объектов муниципальной собственности не представлено, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что включение спорных объектов в перечень муниципального имущества правомерно, в связи с чем оспариваемое распоряжение принято в соответствии с действовавшим на момент его издания законодательством.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что право собственности заявителя, установленное решением суда в 2004 году, не могло быть нарушено принятием оспариваемого распоряжения в 1999 году (ст. 8, 219 ГК РФ).
Поскольку совокупность обстоятельств, необходимая для признания ненормативного акта недействительным судом не установлена, то вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является верным.
Довод жалобы о том, что оспариваемое распоряжение противоречит договору от 20.10.1993, заключенному между городским противотуберкулезным диспансером и малым предприятием "Ольха", согласно которому строение АА1А2 общей площадью 239 кв.м. ставится на баланс МП "Ольха" с последующим оформлением права собственности не может быть принят во внимание, поскольку в силу п. 6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает проверку ненормативного акта на предмет его соответствия закону или иному правовому акту, коим упомянутый подателем жалобы договор не является. Доказательств нарушения оспариваемым актом гражданских прав и охраняемых законом интересов организации, суду не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.04.2009 по делу N А47-4510/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ольха" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.П.Ермолаева |
Судьи |
Г.А. Федина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4510/2007
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Ольха"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области, Реутова Светлана Александровна, Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, Государственное учреждение здравоохранения "Оренбургский городской противотуберкулезный диспансер", Администрация г. Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4016/2009