г. Челябинск
01 июня 2009 г. |
N 18АП-3845/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Румянцева А.А., судей Ершовой С.Д., Серковой З.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2009 по делу N А47-5975/2008 (судья Анисимова С.И.), при участии: от Оренбургской таможни - Заварыкина С.А. (доверенность от 04.02.2009),
УСТАНОВИЛ
Оренбургская таможня (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала фонда СГУ при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Оренбургской области (далее - ответчик) и с учетом принятого в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличения исковых требований просила взыскать с ответчика 23257232, 74 руб.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2009 по делу N А47-5975/2008 произведена замена ответчика. Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала фонда СГУ при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Оренбургской области заменено на его правопреемника - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области.
Не согласившись с названным определением, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом подало апелляционную жалобу.
По мнению подателя апелляционной жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является правопреемником Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" является ошибочным. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 12.03.2009 внесена запись о ликвидации Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в связи с чем производство по делу должно быть прекращено в порядке п.5 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Передача функций от Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом не является основанием для процессуальной замены стороны по делу.
Ходатайством от 29.05.2009 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом просит рассмотреть настоящую жалобу в его отсутствие.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит определение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель ответчика не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие его представителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в судебном заседании 09.04.2009 (т.4, л.д. 51-52) представителем истца заявлено ходатайство о правопреемстве на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 947-р и замене ответчика на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 12.03.2009 в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества".
Удовлетворяя заявленное ходатайство, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что функции Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 переданы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для правопреемства в связи с ликвидацией Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" не являются основанием для отмены определения суда.
Пунктом 1 устава Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 925 "О Российском фонде федерального имущества" установлено, что Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" является федеральным государственным учреждением.
Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2004 N 71 "О создании, реорганизации, и ликвидации федеральных государственных учреждений" решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации.
12.05.2008 Президент Российской Федерации Указом N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ) постановил преобразовать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, возложив на него функции специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.10 Указа).
Согласно п.17 названного Указа федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с настоящим Указом переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
В соответствии с п.19 названного Указа Правительству Российской Федерации, в том числе предписано уточнить функции федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом; определить федеральные органы исполнительной власти, которые обязаны принять не переданные в установленный срок обязательства и имущество преобразуемых федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом.
В связи с чем Правительство Российской Федерации 28.06.2008 приняло Распоряжение N 947-р о ликвидации специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" с 1 августа 2008 г. (п.1 Распоряжения).
Согласно п.4 Распоряжения N 947-р Росимуществу в установленном порядке принять имущество Фонда и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов.
В силу ст. 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации. Таким образом, передача Правительством Российской Федерации функций ликвидированного специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, являющемуся также специализированным учреждением при Правительстве Российской Федерации, не противоречит закону.
Реализация арестованного имущества относится к мерам принудительного исполнения, осуществление которых является государственной функцией. Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия по вопросам исполнительного производства, установило, что реализация имущества, конфискованного или арестованного, осуществляется исключительно Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
В силу ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного истцом ходатайства о процессуальном правопреемстве и замены Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" Федеральным агентством по управлению государственным имуществом с распространением на последнего всех прав и обязанностей, возникающих в связи рассмотрением настоящего дела, поскольку иск вытекает из отношения связанных с ненадлежащим исполнением Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" функций, переданных впоследствии Федеральному агентству по управлению государственным имуществом без каких-либо изъятий.
Доводы подателя апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном понимании норм права.
Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2009 по делу N А47-5975/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Румянцев |
Судьи |
С. Д. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5975/2008
Истец: Оренбургская таможня
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ТУ ФАУГИ по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16500/09
17.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16500/09
13.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16500/09
22.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5626/09-С5
14.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16500/09
27.11.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16500/09
20.08.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5626/09-С4
08.06.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3845/2009