г. Челябинск |
|
"09" июня 2009 г. |
Дело N А07-1863/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тимохина О.Б., Арямова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Калачева Евгения Борисовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2009 по делу N А07-1863/2009 (судья Аспанов А.Р.), при участии: от Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан - Прокофьева А.Г. (доверенность N 12-298 от 23.10.2008),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Калачев Евгений Борисович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Калачев Е.Б.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, управление) по назначению приказом N 669 "О проведении контрольных мероприятий" от 25.12.2008 внепланового мероприятия по контролю соблюдения лицензионных требований и условий.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.04.2009 по настоящему делу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и нарушил нормы материального права.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы считает, что оспариваемые действия заинтересованного лица нарушают права и законные интересы заявителя, указывает на то, что судом первой инстанции сделан неправомерный вывод о главенстве требований, установленных Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 18.12.2006 N 153 над порядком, установленным Положением о лицензировании.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель заявителя не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии не явившегося представителя заявителя.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, полагая, что судом первой инстанции в решении сделаны правильные выводы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя управления, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что управлением государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан предпринимателю выдана лицензия N АСС-02-01113263 сроком действия с 20.06.2008 по 19.06.2013 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Отделом ГИБДД УВД по Калининскому району г.Уфы предоставлены сведения о факте совершения дорожно-транспортного происшествия, в котором имелись пострадавшие.
Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения приказа N 669 "О проведении контрольных мероприятий" от 25.12.2008 о проведении внеплановой проверки соблюдения лицензионных требований и условий ИП Калачевым Е.Б.
Не согласившись с данными действиями управления, ИП Калачев Е.Б. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая от удовлетворения заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания незаконными действий Управления государственного автодорожного надзора по Республики Башкортостан по назначению приказом N 669 "О проведении контрольных мероприятий" от 25.12.2008 внепланового мероприятия по контролю соблюдения лицензионных требований и условий ИП Калачевым Е.Б.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться с заявлением о признании незаконными решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагают, что решение и действие не соответствуют закону и (или) иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подп. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) лицензированию подлежат, в частности, перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Статьей 2 Закона N 128-ФЗ установлено, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
Согласно подп. "б" п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - положение), к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров, в частности, относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
На основании п. 3 Порядка осуществления лицензионными органами контроля за соблюдением условий, предусмотренных в лицензиях на перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации, а также в международном сообщении, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.1997 N 82, лицензионный орган проводит контроль за выполнением установленных в лицензии условий осуществления разрешенного в ней вида деятельности владельцами только тех лицензий, которые выданы либо зарегистрированы этим органом.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 (далее - Положение) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.
Согласно п. 4 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу п. 6 Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.
На основании абз. 4 п. 9 Положения проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверка соблюдения лицензиатом указанных требований и условий проводятся лицензирующим органом в соответствии с требованиями, установленными для организации проверок Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
В соответствии со ст. 7 Закона N 134-ФЗ мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора), в частности, в случаях обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
В силу ст. 15.3. Административного регламента внеплановые мероприятия по контролю проводятся Управлением в случаях: а) контроля исполнения выданного лицензиату предписания об устранении нарушений лицензионных требований и условий, выявленных при проведении плановой проверки; б) получения информации от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о нарушениях лицензиатом лицензионных требований и условий; в) совершения при выполнении лицензируемой деятельности дорожно - транспортных происшествий с участием принадлежащих лицензиату на законном основании автотранспортных средств, повлекших за собой телесные повреждения и (или) гибель людей.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Управлением государственного автодорожного надзора по Республики Башкортостан вынесен приказ N 669 "О проведении контрольных мероприятий" от 25.12.2008 о проведении внеплановой проверки соблюдения лицензионных требований и условий ИП Калачевым Е.Б. в связи с поступлением соответствующей информации из органа ГИБДД о имевшем факте дорожно-транспортного происшествия с участием транспортного средства, принадлежащего ИП Калачеву.
Данное обстоятельство предопределяет вывод суда о том, что приказ о проведении внеплановой проверки предпринимателя вынесен Управлением правомерно на основании соответствующей информации и в рамках предоставленных ему законодательством полномочий.
Кроме того, арбитражным судом первой инстанции установлено, что Управлением по данному приказу внеплановая проверка деятельности ИП Калачева Е.Б. не проводилась.
Доводы индивидуального предпринимателя о том, что судом неправомерно применены положения Административного регламента, подлежат отклонению, поскольку, в части оснований проведения внеплановых мероприятий Административный регламент повторяет нормы п.5 статьи 7 Закона N 134-ФЗ и его применение не влечет не законности судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2009 по делу N А07-1863/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Калачева Евгения Борисовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1863/2009
Истец: ИП Калачев Евгений Борисович
Ответчик: Управление государственного автодорожного надзора по РБ
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4061/2009