г. Челябинск |
|
19 июня 2009 г. |
Дело N А47-1535/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Карабановой Галины Николаевны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.04.2009 по делу N А47-1535/2009 (судья Говырина Н.И.),
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Карабанова Галина Николаевна (далее по тексту - ИП Карабанова Г.Н., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области к Министерству природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, Администрации г. Оренбурга (далее по тексту - Министерство, Администрация) с заявлением:
о признании незаконными действия Администрации г. Оренбурга, выраженные в выдаче заключения о невозможности формирования земельного участка, расположенного в г. Оренбурге на пересечении улиц Ташкентская переулка Саратовского (нечетная сторона) в г. Оренбурге, примерной площадью 700 кв.м. для строительства административного здания;
обязании Администрации г. Оренбурга обеспечить выбор земельного участка, расположенного в г. Оренбурге на пересечении улиц Ташкентская переулка Саратовского (нечетная сторона) в г. Оренбурге, примерной площадью 700 кв.м. для строительства административного здания;
о признании незаконными действий Министерства, выраженных в отказе в предоставлении заявителю земельного участка, расположенного в г. Оренбурге на пересечении улиц Ташкентская переулка Саратовского (нечетная сторона) в г. Оренбурге, примерной площадью 700 кв.м. для строительства административного здания;
обязании Министерства рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка, расположенного в г. Оренбурге на пересечении улиц Ташкентская переулка Саратовского (нечетная сторона) в г. Оренбурге, примерной площадью 700 кв.м. для строительства административного здания.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.03.2009 требования отклонены.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что Предоставление испрашиваемого земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно на основании градостроительного заключения Комитета по градостроительству и архитектуре г. Оренбурга, так как в соответствии с утвержденным Решением Оренбургского городского совета 10.10.2008 Генеральным планом г. Оренбурга данная территория предназначена под расширение магистрали общегородского значения. Требования о возложении на Министерство рассмотреть вопрос о предоставлении спорного земельного участка, преждевременно, так как на момент рассмотрения спора выбор земельного участка не произведен, место размещения объекта не согласовано. Заявителем не представлено доказательств нарушения его конкретного материального права либо интереса в сфере предпринимательской деятельности. Предоставленный земельный участок под строительство либо отказ в предоставлении в соответствии с нормами земельного законодательства является правом органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Не согласившись с принятым решением, ИП Карабанова Г.Н. обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что вывод суда, согласно которому наличие генерального плана является обстоятельством препятствующим предоставлению земельного участка не основан на нормах Земельного законодательства, так как в соответствии с нормой ст. 31 ЗК РФ принятию решения о предварительном согласовании либо отказе в предварительном согласовании должна предшествовать процедура выбора земельного участка и составления схемы размещения земельного участка. Выбор не производился, схема размещения земельного участка не составлялась, в силу чего обстоятельства вхождения истребуемого земельного участка в территорию предназначенную под расширение магистрали не подтверждены доказательствами. Представленной выкопировкой из генплана г. Оренбурга не подтвержден бесспорно факт вхождения испрашиваемого земельного участка в зону прохождения планируемой магистрали.
Податель жалобы в заседании суда апелляционной инстанции не явился, извещен.
Представители Министерства и Администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, и подтверждено материалами дела, 07.10.2008 Карабанова Г.Н. обратилась в Министерство природных ресурсов земельных и имущественных отношений Оренбургской области с заявлением об обеспечении выбора земельного участка и предоставлении на праве аренды сроком на три года в порядке п. 5 ст. 31 ЗК РФ (с предварительным согласованием места размещения объекта) земельный участок примерной площадью 700 кв.м. на пересечении улицы Ташкентской и переулка Саратовского (нечетная сторона)в г. Оренбурге для строительства административного здания. Предполагаемый к строительству объект: двухэтажное административное здание с подвалом общей площадью 1500 кв.м., площадь застройки земельного участка - 500 кв.м. (л.д. 9).
10.11.2008 Министерство сообщило ИП Карабановой Г.Н. о направлении в Администрацию г. Оренбурга соответствующего запроса в соответствии с "Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Оренбургской обасти - городе Оренбурге", утвержденному Постановлением Правительства Орненбургской области от 03.05.3007 N 166-п (далее - Порядок) (л.д. 10).
12.12.2008 и 16.01.2009 Министерство письмами N МК-27/15-12406 и N ЕС-27/15-241 соответственно, сообщило ИП Карабановой Г.Н. о повторном направлении Администрации г Оренбурга запроса по туже вопросу (л.д.11, 12).
16.02.2009 Комитет по градостроительству и архитектуре (далее КГА) представил в адрес Министерства Заключение о функциональном назначении участка, из которого следует, что согласно утвержденному Генеральному плану г. Оренбурга данная территория предназначена под расширение магистрали общегородского значения, на основании вышеуказанного формирование земельного участка под строительство двухэтажного административного здания с подвалом невозможно (л.д. 15).
26.02.2009 Министерство письмом за N МК 27/13-1744 направило ИП Карабановой Г.Н. копию заключения о функциональном назначении участка, подготовленного КГА и сообщило о невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей (л.д. 13).
Полагая бездействие Админитстрации г. Оренбурга по не обеспечению выбора земельного участка м действия Министерства по отказу в предоставлении земельного участка незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.
Для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого ненормативного акта закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из смысла названных норм следует, что для применения последствий, предусмотренных данными статьями, истцу следует доказать незаконность обжалуемого акта и нарушение его гражданских прав.
Согласно ст. ст. 28, 29 Земельного кодекса РФ решение о предоставлении земельного участка принимается на основании заявления, поданного в письменном виде в орган местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 3 ст. 12 Закона Оренбургской области "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области" N 317 от 23.10.2002 г. (далее - Закон Оренбургской области N317) предусмотрено, что полномочия по распоряжению в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге незастроенными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых в соответствии с градостроительной документацией для размещения сезонных (сроком до шести месяцев) объектов (летние кафе, временные стоянки, передвижные товары); строительства и размещения индивидуальных одноквартирных жилых домов граждан; целей возведения пристроев к существующим индивидуальным одноквартирным жилым домам граждан; ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества дачного строительства, животноводства; целей организации мест гражданских и воинских захоронений осуществляет Министерство природных ресурсов.
Порядок предоставления земельных участков предусмотрен статьями 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Таким образом, одним из этапов предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является выбор земельного участка с оформлением в соответствии с п. 5 ст. 31 ЗК РФ акта выбора и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом согласно п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
На основании полученных согласований в соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, закон принятие решения ответчиком по предоставлению земли связывает с подачей в его адрес соответствующего заявления.
Установив, что предпринимателем Карабановой Г.Н. в адрес Министерства подано заявление об обеспечении выбора земельного участка и предоставлении земельного участка под строительство, где указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, примерный размер испрашиваемого земельного участка, а так же с учетом наличия сведений о виде испрашиваемого права на землю суд апелляционной инстанции учитывая положения п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ и положения ст.12 Закона Оренбургской области N 317 усматривает возникновение у Администрации г. Оренбурга обязанности обеспечить выбор земельного участка, а у Министерства - обязанности принять соответствующее решение по результатам выбора.
Согласно п. 2.6.2 "Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые на разграничена, в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге" утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 16.03.2009 N 69-п (далее Порядок предоставления земельных участков), на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, Министерство направляет представленные материалы, характеризующие испрашиваемый земельный участок, в уполномоченный орган местного самоуправления для проведения последним с участием КГА в соответствии с федеральным законодательством мероприятия по: выбору земельного участка, оформлению акта; подготовке и утверждению схемы размещения объекта; подготовке заключения о функциональном назначении и разрешенном использовании земельного участка, ограничениях в его использовании и застройке, благоустройстве территории в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилам землепользования и застройки (зонированием территорий), планами детальной планировки микрорайонов.
После поступления от уполномоченного органа местного самоуправления документов, подготовленных по итогам проведения мероприятий, указанных в п.п. 2.6.2 Порядка, Министерство согласно п. 2.6.3 информирует заявителя о невозможности предоставления земельного участка в следующих случаях: наличия отрицательного заключения КГА, в том числе о несоответствии испрашиваемого земельного участка нормам отвода земель для конкретных видов деятельности, правилам землепользования и застройки (зонированию территории), землеустроительной, градостроительной документации; невозможность предоставления земельного участка на испрашиваемом праве; отсутствие полномочий Министерства по распоряжению испрашиваемым земельным участком; несоответствии заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, изложенным в п.п. 2.1.6 настоящего Порядка.
Таким образом, при рассмотрении обращения предпринимателя о предоставлении земельного участка в аренду под строительство необходимо, прежде всего, осуществить выбор испрашиваемого земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения необходимых процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Совершение указанных регламентированных законом действий по рассмотрению обращения о предоставлении земельного участка под строительство является обязательным для органа местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта ни администрацией, ни Министерством не производился. Варианты установления границ земельного участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории не рассматривались.
Признавая действия Администрации и Министерства, соответствующими действующему законодательству, суд первой инстанции исходил из того, что указанные в заключении обстоятельства о невозможности формирования земельного участка подтверждены соответствующей схемой, генеральный план г. Оренбурга утвержден решением Оренбургского городского совета N 674 от 10.10.2008 со ссылкой на ст. 24 ГрК РФ.
Однако, с указанными выводами суда суд апелляционной инстанции не может согласиться, ввиду их неподтвержденности имеющимися в материалах дела доказательствами.
Так из имеющейся в материалах дела схемы (л.д. 36) и представленных в судебное заседание апелляционной инстанции выкопировки из генерального плана г. Оренбурга, выписки из карты г Оренбурга по состоянию на 01.06.2009, произведенной из Интернет-сайта, не возможно определить место расположение испрашиваемого земельного участка и установить его привязку к местности. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что из представленных схем не усматривается факт вхождения спорного земельного участка в зону прохождения планируемой магистрали, поскольку установить из имеющихся выкопировок что является "зоной планируемой магистрали" не представляется возможным. Соответствующие представленным выкопировкам текстовые пояснения с указанием их относимости к Генеральному плану застройки отсутствуют.
Как уже было указано выше, в соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ полномочия по обеспечению выбора земельного участка, в том числе посредством проведения процедур согласования, предоставлены органу местного самоуправления. Суду не представлено доказательств совершения действий по обеспечению выбора земельного участка. Выдача Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга (далее Комитет) заключения о невозможности формирования земельного участка не влечет для заявителя каких-либо последствий без принятия соответствующего властно-распорядительного действия Министерством, в силу чего указанное заключение не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в самостоятельном порядке. Указанные действия Комитета свидетельствуют о не обеспечении выбора земельного участка и тем самым о бездействии Администрации по поступившему в её адрес обращению Министерства в соответствии с п.2.6.2 Порядка предоставления земельных участков. Тем самым фактически заявителем обжалуется бездействие Администрации г. Оренбурга выразившееся в не обеспечении выбора земельного участка
Поскольку процедура выбора земельного участка не произведена, отказ Министерства, сформулированный как отказ в предоставлении земельного участка, фактически является отказом в выборе земельного участка. Доказательств невозможности выбора, либо наличия иных оснований препятствующих выбору не представлено.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ на Министерство возлагается обязанность доказывания законности своих действий (бездействия).
Однако таких доказательств ответчиком в материалы дела не представлено.
Согласно п.6 ст. 31 земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Тем самым принятие решения об отказе в размещении объекта принимается по завершении процедуры выбора земельного участка, в результате осуществления которой, будет установлен факт невозможности согласования места размещения объекта в соответствии с каким-либо вариантом выбора, в силу вхождения испрашиваемого земельного участка в зону прохождения панируемой магистрали.
Поскольку процедура выбора земельного участка не проводилась, отказ в размещении объекта выраженный в письме Министерства района не соответствует требованиям ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ.
Установив, что на момент подачи заявления в арбитражный суд имело место бездействие Администрации г. Оренбурга выразившееся в не рассмотрении заявления о выборе и предоставлении земельного участка, бездействие не соответствовало ч.1 ст.31 Земельного кодекса РФ, а так же учитывая, что Министерством природных ресурсов без осуществления процедуры выбора дан отказ в предоставлении земельного участка, что не соответствует требованиям ст. 31 Земельного кодекса РФ суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые действия ответчиков привели к нарушению прав и законных интересов заявителя.
Способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя в силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ является возложение на администрацию обязанности произвести в месячный срок действия по выбору земельного участка и возложение на Министерство обязанности осуществить действия по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.04.2009 по делу N А47-1535/2009 отменить.
Признать бездействие Администрации г. Оренбурга, выразившееся в не обеспечении выбора земельного участка по обращению Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области на основании заявления Карабановой Галины Николаевны от 07.10.2008 незаконными, как не соответствующие требованиям ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Признать действия Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области по отказу в предоставлении индивидуальному предпринимателю Карабановой Г.Н. земельного участка для строительства административного здания, выраженному в письме от 26.02.2009 незаконными как не соответствующие требованиям ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Возложить на администрацию г. Оренбурга в порядке устранения нарушенных прав заявителя обязанность произвести в месячный срок действия по выбору земельного участка.
Обязать Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области осуществить действия по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в соответствии с п. 6. ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Карабановой Галине Николаевне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 50 рублей излишне оплаченную по чек-ордеру N 8623/8623/081 от 23.04.2009г.
Взыскать с Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области в пользу Карабановой Г.Н. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе сумму в размере 150 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1535/2009
Истец: Карабанова Галина Николаевна
Ответчик: Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, Администрация города Оренбурга