г. Челябинск
19 июня 2009 г. |
N 18АП-4239/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 19 июня 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23 апреля 2009 г. по делу N А76-5165/2009 (судья Карпачёва М.И.), при участии: от подателя апелляционной жалобы Ивановой Л.Н. (доверенность N 05-04/050234 от 16.06.2009, от открытого акционерного общества "Банк "Монетный дом" - Усманова Д.Р. (доверенность от 16.05.2009), Насибулина Х.Р. (доверенность N 01-9902 от 16.12.2008),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска (далее - заявитель, ИФНС по Центральному району г. Челябинска, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Банк "Монетный дом" (далее - ОАО Банк "Монетный дом", общества) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИФНС по Центральному району г. Челябинска с решением Арбитражного суда Челябинской области не согласилась и обжаловала его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указывает, что в нарушение положений Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ) обществом представлено уведомление, содержащее недостоверную информацию и на момент проведения стимулирующей лотереи у общества имелась неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций. Полагает, что уведомление о проведении стимулирующей лотереи направлено ОАО Банк "Монетный дом" с нарушением установленного срока, то есть лотерея проведена без направления уведомления.
Представитель административного органа в судебном заседании настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Представители обществ во доводам жалобы возражали, представили письменный отзыв. Пояснили, что в уведомлении указан срок проведения лотереи 26.12.2008 и фактически лотерея проводилась в данный день. Указанный в направленных с уведомлением материалах период с 08.12.2008 по 26.12.2008 включает в себя подготовку к лотерее и ее проведение.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав доводы административного органа и общества, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 03.12.2008 ОАО Банк "Монетный дом" в адрес ФНС России направило уведомление N 01-9132 о проведении стимулирующей лотереи среди вкладчиков ОАО Банка "Монетный дом", заключивших договор вклада "Гарантия роста" (л.д. 37-41).
Рассмотрев данное уведомление, ФНС России запретила на основании статьи 7 Федерального закона N 138-ФЗ проведение стимулирующей лотереи (л.д.58-59).
ОАО Банк "Монетный дом" 03.12.2008 (исх. N 01-9132) отправило в адрес Федеральной налоговой службы Российской Федерации уведомление о проведении стимулирующей лотереи с указанием срока 26.12.2008 (л.л. 37-41).
20.02.2009 общество в ИФНС по Центральному району г. Челябинска направило письмо N 03-1132, в котором указывало, что 26.12.2008 состоялся розыгрыш ценных призов - сувенирных значков (в виде золотых монет) среди вкладчиков банка (л.д. 32-34).
Административным органом 26.02.2009 в адрес общества направлено уведомление N 18-23/010909 о явке для дачи пояснений по вопросу соблюдения действующего законодательства, регулирующего порядок проведения лотереи и для составления протокола об административном правонарушении (л.д.7).
12.03.2009 в присутствии представителя общества ИФНС по Центральному району г. Челябинска составлен протокол N 234 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ (л.д.5-6).
На основании указанного протокола ИФНС по Центральному району г. Челябинска обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО Банк "Монетный дом" к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом факта совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 14.27 КоАП РФ за проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления предусмотрена административная ответственность.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 138-ФЗ под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона N 138-ФЗ лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи, называется стимулирующей лотереей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона N 138-ФЗ разрешение на проведение стимулирующей лотереи получать не нужно. Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 138-ФЗ).
Таким образом, для квалификации действий по проведению стимулирующей лотереи по части 1 статьи 14.27 КоАП РФ необходимо установить неисполнение обязанности организатором лотереи по направлению уведомления либо направление им уведомления с нарушением установленного порядка.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что объективной стороной административного правонарушения, вменяемого обществу, согласно протоколу об административном правонарушении от 12.03.2009 N 234 является проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения и направление уведомления с указанием недостоверной информации относительно сроков проведения стимулирующей лотереи.
Между тем, в силу пункта 8 статьи 6 Федерального закона N 138-ФЗ необходимость получения разрешения на проведение стимулирующей лотереи законодательством не закреплена, поэтому данной обязанности у общества не возникло.
Исходя из материалов дела, 03.12.2008 ОАО Банк "Монетный дом" направило в адрес ФНС России уведомление о проведении 26.12.2008 стимулирующей лотереи среди вкладчиков общества, заключивших договор вклада "ГАРАНТИЯ РОСТА" с 08.12.2008 по 26.12.2008, то есть с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 138-ФЗ срока. Данное уведомление получено ФНС России 05.12.2008.
Письмо ФНС России, которым обществу было запрещено проведение лотереи в связи с наличием недостоверной информации относительно сроков проведения стимулирующей лотереи и наличием задолженности по уплате налогов и сборов, направлено в адрес ОАО Банк "Монетный дом" 26.12.2008, то есть в день проведения стимулирующей лотереи.
Поскольку для проведения лотереи получение разрешения не требуется, а в силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона N 138-ФЗ уполномоченный орган имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи в течение пятнадцати дней со дня получения соответствующего уведомления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что общество, не получив в установленный срок решения Федеральной налоговой службы России о запрете проведения лотереи, правомерно приступило к ее проведению 26.12.2008.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности административным органом факта совершения ОАО Банк "Монетный дом" административного, правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции относится критически к доводу подателя апелляционной жалобы о представлении обществом уведомления, содержащего недостоверную информацию, поскольку административным органом при составлении протокола об административном правонарушении не учтено, что необходимая информация содержалась в самом тексте уведомления, а также в условиях проведения стимулирующей лотереи. Срок проведения лотереи указан и совпадает с фактической датой проведения лотереи - 26.12.2008.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах, доказательств наличия в действиях ОАО Банк "Монетный дом" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, ИФНС по Центральному району г. Челябинска, не представлено.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем подлежат отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 23.04.2009 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23 апреля 2009 г. по делу N А76-5165/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5165/2009
Истец: ИФНС РФ по Центральному району г. Челябинска
Ответчик: ОАО "Банк "Монетный дом"
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4239/2009