г.Челябинск |
|
30 июня 2009 г. |
Дело N А47-7999/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Богдановской Г.Н. и Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27 апреля 2009 г. по делу N А47-7999/2008 (судья Бабина О.Е.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бакорен" (далее - истец, ООО "Бакорен") обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области (далее - ТУ ФАУГИ по Оренбургской области, ответчик), открытому акционерному обществу "Оренбургагроветсервис" с иском о применении последствий недействительности части ничтожной сделки по внесению в уставной капитал открытого акционерного общества "Оренбургагроветсервис" земельного участка площадью 1422 кв. м. с кадастровым номером 56:44:02 74 001:0012, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Донгузская, 3-й проезд, 74/4 в виде признания права на его приватизацию ООО "Бакорен".
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области; общество с ограниченной ответственностью "Штрих ЛТД"; Зиленская Татьяна Васильевна; Дереч Сергей Николаевич.
В судебном заседании истцом заявлено письменное ходатайство об утончении исковых требований: истец просит признать недействительной сделку приватизации в части внесения в уставный капитал открытого акционерного общества "Оренбургагроветсервис" (далее - ОАО "Оренбургагроветсервис") земельного участка общей площадью 4,03 га, расположенного в г. Оренбурге, ул. Донгузская, 74 с кадастровым номером 56:44:02 74 001: 0003 и применить последствия недействительности сделки путем признания за ООО "Бакорен" права на приватизацию земельного участка, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Донгузская, 3-ий проезд, 74/4, площадью 1422 кв. м. с кадастровым номером 56:44:02 74 001, ранее входившего в состав земельного участка площадью 4,03 га, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Донгузская, 74/4 и занимаемого одноэтажным зданием компрессорной литер ВВ8.
Уточнения приняты арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.04.2009 (резолютивная часть объявлена 20.04.2009) сделка по передаче имущества в уставной капитал ОАО "Оренбургагроветсервис" признана недействительной в силу ничтожности в части передачи земельного участка общей площадью 4,03 га, расположенного в г. Оренбурге, ул. Донгузская, 74 с кадастровым номером 56:44:02 74 001: 0003. В удовлетворении исковых требований о применении последствий недействительности сделки путем признания за ООО "Бакорен" права на приватизацию земельного участка, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Донгузская, 3-ий проезд, 74/4, площадью 1422 кв. м. с кадастровым номером 56:44:02 74 001, ранее входившего в состав земельного участка площадью 4,03 га, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Донгузская, 74/4 и занимаемого одноэтажным зданием компрессорной литер ВВ8, отказано.
С вынесенным решением не согласилось ТУ ФАУГИ по Оренбургской области и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, является неверным вывод суда о том, что внесение земельного участка площадью 4,03 га в уставный капитал ОАО "Оренбургагроветсервис" произошло с нарушением действовавшего земельного законодательства и Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества".
ТУ ФАУГИ по Оренбургской области в апелляционной жалобе ссылается также на то, что суд первой инстанции неправильно истолковал статью 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, допускающую включение в приватизационную массу имущества с обременениями.
На апелляционную жалобу поступил отзыв Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области. Министерство считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На апелляционную жалобу поступил также отзыв ООО "Бакорен". Общество считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, ООО "Бакорен" приобрело одноэтажное здание компрессорной, литер ВВ8, общей площадью 216,8 кв. м., расположенное по адресу: г. Оренбург, ул. Донгузская, 74 на основании протокола N 25 от 11.11.2005 результатах торгов по продаже арестованного имущества ФГУП "Оренбургская база ветеринарных товаров".
Данный объект недвижимости передан истцу по передаточному акту от 23.11.2005.
Пунктом 2 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области от 02.11.2005 N 942-р "Об условиях приватизации федерального государственного предприятия "Оренбургская государственная база ветеринарных товаров", согласно приложению N 1 к нему, утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Оренбургская база ветеринарных товаров", куда вошло одноэтажное здание компрессорной, литер ВВ8, общей площадью 216,8 кв. м., расположенное по адресу: г. Оренбург, ул. Донгузская, 74.
В приложении N 1 "Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Оренбургская база ветеринарных товаров" по состоянию на 31.10.2003" кроме арестованного имущества (здание компрессорной) вошел и земельный участок общей площадью 4,03 га, с условным кадастровым номером 56:44:02 74 001:0003, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Донгузская,74.
Постановление Главы города Оренбурга "Об утверждении границ и формировании земельного участка по адресу: г. Оренбург, ул. Донгузская, 3-ий проезд, 74 для предоставления ОАО "Оренбургагроветсервис" N 1202-п издано 19.07.2006.
В соответствии с указанным постановлением Государственный акт на право пользования землей А-1 N 1214707 от 30.06.1986 отменен и земельному участку присвоен адрес: г. Оренбург, ул. Донгузская, 3-ий проезд, 74.
Постановлением Главы города Оренбурга от 19.07.2006 N 1201-п, для предоставления ООО "Бакорен" установлена площадь земельного участка 1422 кв. м. для размещения компрессорной, принадлежащей истцу на праве собственности, с присвоением адреса: г. Оренбург, ул. Донгузская, 3-ий проезд, 74/4 . На этом земельном участке объектов недвижимости (1422 кв. м.), объекты недвижимости, принадлежащие другим лицам отсутствуют.
Пунктом 3.1. постановления ООО "Бакорен" предписано заказать установление границ на местности (межевание) и провести кадастровый учет земельного участка.
Акт установления и согласования границ земельного участка с кадастровым номером 56:44:02 74 001, площадью 1422 кв. м. (для предоставления ООО "Бакорен") согласован с ОАО "Оренбургагроветсервис" 24.03.2006, а позже письмом от 14.11.2006 N 321 ответчик дал согласие на надлежащее оформление прав на земельный участок истцом.
ООО "Бакорен" провело государственный кадастровый учет, после которого земельному участку присвоен кадастровый номер 56:44:02 74 001:0012.
Истец 27.10.2006 обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области с целью приобретения в собственность земельного участка под объектом недвижимости, но получил отказ.
Территориальное управление мотивировало отказ тем, что земельный участок по ул. Донгузская, 74 вошел в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Оренбургская база ветеринарных товаров", поэтому с целью надлежащего оформления прав на земельный участок предложено обратиться в ОАО "Оренбургагроветсервис".
Повторный ответ от Территориального управления получен истцом 31.01.2007.
Начиная с 21.06.2007 истец неоднократно обращался в Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области с просьбой о приобретении в собственность земельного участка в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на которые получены ответы о том, что вопрос выкупа необходимо решать с ОАО "Оренбургагроветсервис".
Истец, считая, что сделка приватизации по внесению указанного земельного участка в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Оренбургагроветсервис" (преобразованное предприятие ФГУП "Оренбургская база ветеринарных товаров") проведена с нарушением действующего законодательства, обратился в суд с настоящим иском.
Как следует из материалов дела, 22.08.2005 имущество, принадлежащее ФГУ "Оренбургская база ветеринарных товаров" было арестовано, о чем судебным приставом-исполнителем Ленинского районного отдела службы судебных приставов составлен акт описи и ареста.
В соответствии с заявкой на проведение торгов от 23.09.2005 судебного пристава-исполнителя, в соответствии с договором о реализации арестованного имущества с Управлением ФССП России по Оренбургской области и РФФМ в лице Оренбургского регионального отделения от 21.01.2005, 11.11.2005 проведены торги по продаже арестованного имущества.
Согласно протоколу N 25, от 11.11.2005 о результатах торгов по продаже арестованного имущества, организатор торгов, действующий от имени и по поручению Продавца, передает в собственность Покупателю (ООО "Бакорен"), а Покупатель обязуется принять и оплатить следующее имущество: одноэтажное здание компрессорной, литер ВВ8. Общая площадь 216,8 (двести шестнадцать целых восемь десятых) кв. м. по адресу: Оренбургская область, г.Оренбург, ул. Донгузская, N 74.
23.11.2005 на основании передаточного акта без номера указанное имущество передано истцу (том 1, л. д. 44).
16.12.2005 истец зарегистрировал право собственности на указанный объект недвижимости.
Распоряжением N 942-р от 02.11.2005 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Оренбургская база ветеринарных товаров", объект недвижимости, находящийся под арестом - одноэтажное здание компрессорной, литер ВВ8 (том 2, л. д. 10-29), вошел в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Оренбургская база ветеринарных товаров", согласно приложению N 1 (том 2, л. д. 15).
Приложением N 2 к распоряжению N 942-р, от 02.11.2005 утвержден перечень объектов, не подлежащих приватизации (здесь здание компрессорной отсутствует), Приложением N 4 (том 2, л. д. 28-29) утвержден перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав, подлежащего приватизации имущественного комплекса, где в пункте 6 отражено, что на одноэтажное здание компрессорной наложен арест судебным приставом-исполнителем.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ТУ ФАУГИ по Оренбургской области обладало полной информацией о нахождении под арестом части имущества ФГУП "Оренбургская база ветеринарных товаров".
На основании ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.
Согласно пункту 5 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Как следует из материалов дела, торги состоялись 11.11.2005, и в порядке пункта 5 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации договор (протокол о результатах торгов) заключен с истцом.
В соответствии с передаточным актом от 21.11.2005 (том 2, л. д. 30-40), проданное истцу по результатам торгов одноэтажное здание компрессорной, литер ВВ8, передано Территориальным управлением Федеральному государственному унитарному предприятию "Оренбургская база ветеринарных товаров".
В соответствие с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В статье 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" указаны способы приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 51 Федерального закона N 119-ФЗ от 21.07.1997 "Об исполнительном производстве" одной из целей ареста является обеспечение сохранности имущества должника для последующей реализации. Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости - ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение.
Пункт 3 ст. 54 названного Закона предусматривает, что продажа арестованного недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из смысла данных норм следует, что собственник арестованного имущества не вправе самостоятельно распоряжаться этим имуществом. Для совершения сделок с арестованным имуществом необходимо проведение торгов либо снятие ареста. Сделка, совершенная в ином порядке, не соответствует закону.
Как установлено судом первой инстанции, на момент принятия распоряжения N 942-р, от 02.11.2005, недвижимое имущество ФГУП "Оренбургская база ветеринарных товаров", а именно, одноэтажное здание компрессорной, литер ВВ8 находилось под арестом, а к моменту оформления передаточного акта от 21.11.2005 уже продано другому лицу.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что сделка приватизации в части передачи в уставный капитал ОАО "Оренбургагроветсервис" (созданного путем преобразования ФГУП "Оренбургская база ветеринарных товаров") одноэтажного здания компрессорной, литер ВВ8, является ничтожной в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что рассматриваемая сделка приватизации в части внесения в уставный капитал одноэтажного здания компрессорной, литер ВВ8, общая площадь 216,8 кв. м., расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Оренбург, ул. Донгузская, N 74, является ничтожной, то есть не порождающей правовых последствий, в том числе в виде возникновения у ОАО "Оренбургагроветсервис" права собственности не земельный участок, расположенный под указанным объектом недвижимости, то исходя из п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего исключительное право на приватизацию земельного участка, расположенного под принадлежащими на праве собственности объектами недвижимого имущества, исходя из правового единства судьбы объекта недвижимости и земельного участка под ним, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что сделка по передаче в уставный капитал земельного участка под одноэтажным зданием компрессорной, литер ВВ8, также является ничтожной (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку у Общества в силу закона не возникло право на приобретение такого участка.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализацию земельных участков в Едином государственном реестре земель, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку.
Согласно п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. При отсутствии кадастрового плана, земельный участок не является достаточно индивидуализированным, поскольку данные о нем не позволяют определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору. Согласно действующему законодательству обязанность по оформлению и представлению кадастровой карты (плана) земельного участка возлагается на лиц, для которых отводится земельный участок и осуществляется за их счет.
Сформированный земельный участок, необходимый для размещения и обслуживания объекта недвижимости - одноэтажного здания компрессорной, литер ВВ8 на момент совершения оспариваемой сделки, площадью 1422 кв. м. еще не существовал, так как на кадастровый учет он был поставлен значительно позже.
На момент преобразования федерального государственного унитарного предприятия был сформирован только единый земельный участок, на котором расположено несколько объектов недвижимости, принадлежащих различным лицам (в том числе истцу), общей площадью 4,03 га, расположенный г. Оренбурге, ул. Донгузская, 74 с кадастровым номером 56:44:02 74 001: 0003 (том 2, л. д. 47). При этом земельный участок площадью 1422 кв. м. расположен в границах земельного участка общей площадью 4,03 га.
Согласно ст. 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Поскольку при заключении оспариваемой сделки земельный участок с кадастровым номером 56:44:02 74 001: 0003 общей площадью 4,03 га сформирован как единый самостоятельный объект, а земельный участок под объектом недвижимости, принадлежащим истцу, не был сформирован, то оспариваемая сделка не может быть признана недействительной лишь в части передачи земельного участка, расположенного под одноэтажным зданием компрессорной, литер ВВ8 и необходимой для ее использования, а является ничтожной в части внесения земельного участка с кадастровым номером 56:44:02 74 001: 0003 общей площадью 4,03 га.
Таким образом, судом апелляционной инстанции подлежит отклонению утверждение подателя апелляционной жалобы о неверности вывода суда о том, что внесение земельного участка площадью 4,03 га в уставный капитал ОАО "Оренбургагроветсервис" произошло с нарушением действовавшего земельного законодательства и Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Подлежит отклонению также довод ТУФАУГИ по Оренбургской области о том, что суд первой инстанции также неправильно истолковал статью 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", допускающую включение в приватизационную массу имущества с обременениями.
На основании ст. 31 Федерального закона от 21.12.2001N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом. Ограничениями могут являться: обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации государственное или муниципальное имущество по определенному назначению, в том числе объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения; обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, - обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения; иные обязанности, предусмотренные федеральным законом или в установленном им порядке.
В данном случае в качестве ограничения распоряжением имущества являлся арест, наложенный судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства.
Федеральный закон N 119-ФЗ от 21.07.1997 "Об исполнительном производстве" не предусматривает возможность распоряжения по желанию собственника имуществом (в том числе путем его приватизации), находящимся под арестом. То есть такая сделка противоречит требованиям закона.
Кроме того, по смыслу пункта 3 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, после внесения имущества в уставный капитал, юридическое лицо приобретает соответствующие права по его владению, пользованию, распоряжению.
В рассматриваемом случае указанные правомочия у ОАО "Оренбургагроветсервис" не могли возникнуть, поскольку спорный объект недвижимости передан ему с нарушением требований Федерального закона N 119-ФЗ от 21.07.1997 "Об исполнительном производстве", а также на момент передачи этого имущества оно уже было продано управомоченным лицом истцу в установленном порядке. Указанная сделка никем не оспорена и право собственности истца на сегодняшний день зарегистрировано. Выводы суда первой инстанции основаны на законе и соответствуют материалам дела, решение судом принято в соответствии с нормами материального права, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27 апреля 2009 г. по делу N А47-7999/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7999/2008
Истец: ООО "Бакорен", Общество с ограниченной ответственностью "БАКОРЕН"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области
Третье лицо: ООО "Штрих ЛТД", ОАО "Оренбургагроветсервис", Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, Дереч Сергей Николаевич, Зиленская Татьяна Васильевна
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4714/2009