г. Челябинск
06 июля 2009 г. |
N 18АП-4859/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2009 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рачкова В.В., судей Махрова Н.В., Карпусенко С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Челябгортранс" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2009 года по делу N А76-29029/2008 (судья Вяткин О.Б.), при участии от муниципального унитарного предприятия "Челябгортранс" - Воротынцевой А.Г. (доверенность от 12.012009); от открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" - Черняева В.А. (доверенность N 8-17 от 05.12.2008), Исаковой Ю.А. (доверенность N 1-18 от 01.01.2009),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Челябгортранс" (далее - МУП "Челябгортранс") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к открытому акционерному обществу "Челябэнергосбыт" (далее - ОАО "Челябэнергосбыт") о взыскании 489 782 руб. 97 коп. неосновательного обогащения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.04.2009 в удовлетворении исковых требований МУП "Челябгортранс" отказано.
В апелляционной жалобе МУП "Челябгортранс" просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что поскольку договор N 5029 от 30.12.2002 заключен до приобретения ответчиком статуса гарантирующего поставщика, он не содержит признаков публичности, установленных ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации. Считает, что изменение стоимости после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке. Полагает, что ст. 6 Федерального закона N 36-ФЗ не может являться основанием применения свободных (нерегулируемых) цен. Ссылается на правовую позицию, изложенную в Постановлении ВАС РФ от 17.03.2009 N5642/08.
ОАО "Челябэнергосбыт" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также ответчик в отзыве пояснил, что договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, установлено, что гарантирующий поставщик поставляет потребителям электрическую энергию (мощность) по регулируемым ценам только в объеме, приобретаемом им самим по регулируемым ценам на оптовом рынке. Пунктом 109 указанных Правил, установлено, что электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Указывает, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" поставка электрической энергии (мощности) на условиях, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643, осуществляется с 01.09.2006. Считает, что неосновательного обогащения ответчика за счет истца в спорный период не произошло.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Челябэнергосбыт" (абонент) и ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" (энергоснабжающая организация) заключен договор на электроснабжение непромышленного потребителя N 5029 от 30.12.2002, согласно условиям которого энергоснабжающая организация обязуется осуществлять подачу электрической энергии, а потребитель обязуется принимать и оплачивать электроэнергию (т. 1, л.д. 10-17).
Расчеты по договору производятся по тарифу, утвержденному Региональной энергетической комиссией, в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (п. 6.1 договора).
В пункте 10.4 договора предусмотрена возможность ежегодного продления на тех же условиях и согласования величин энергопотребления.
Величины энергопотребления на 2007 - 2008 г. согласованы сторонами в приложениях N N 1 (т. 1, л.д. 16, 17).
Для оплаты стоимости поставленной электрической энергии в марте 2007 г. и в период с мая 2007 г. по сентябрь 2008 г. ответчиком в адрес истца выставлены счета-фактуры, в которых расчет стоимости электроэнергии произведён, как по регулируемым ценам, так и свободным (нерегулируемым) ценам. Оплата стоимости электроэнергии произведена МУП "Челябгортранс" в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями (т. 1, л.д. 18-53).
Ссылаясь на неосновательное получение ответчиком оплаты стоимости электрической энергии, произведённой в соответствии с нерегулируемой ценой, в размере 489 782 руб. 97 коп., истец обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд первой инстанции указал, что законодателем установлена возможность ограничения свободного определения сторонами некоторых условий договора путем установления обязательных норм, в том числе в отношении цены договора энергоснабжения. Поскольку применение нерегулируемых цен предусмотрено законом N 36-ФЗ и Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, оплата ответчиком стоимости приходящихся на него объемов электроэнергии, указанных в абзаце 2 пункта 4 Правил, должна производиться по ценам, определенным с учетом п. 109 Правил. В связи с этим применение нерегулируемых тарифов возможно не только по соглашению сторон. Поэтому начисление истцом стоимости электрической энергии по нерегулируемым ценам соответствует приведенным положениям действующего законодательства в сфере энергоснабжения, положениям ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пункты 106-109 Правил вступили в силу с 01.09.2006 и обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Суд пришел к выводу о том, что продажа электроэнергии абонентам, не имеющим приведенного в соответствие с Правилами договора энергоснабжения, исключительно по регулируемым ценам ведет к созданию неравных условий для потребителей электроэнергии, что недопустимо в силу публичности договора. Кроме того, по мнению суда, такой подход ведет к нарушению экономических интересов энергоснабжающей организации.
Однако данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Пунктом 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), установлено, что в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены. К свободным (нерегулируемым) ценам на электрическую энергию (мощность) относятся цены, определяемые по результатам конкурентного отбора ценовых заявок или по соглашению сторон на оптовом и розничных рынках.
Следовательно, свободные цены на электрическую энергию (мощность) государственными органами в виде тарифов не устанавливаются.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу пункта 109 Правил розничных рынков электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Договор N 5029 от 30.12.2002 заключен до принятия Правил розничных рынков, поэтому в нем не предусмотрено условие об оплате электроэнергии по свободным ценам.
Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ) предусмотрено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Однако названная норма неприменима к отношениям сторон договора N 5029 от 30.12.2002 при расчетах за электроэнергию за март 2007 г. и период с мая по октябрь 2007 г., поскольку в этот период еще не был принят Федеральный закон от 04.11.2007 N 250-ФЗ.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 5642/08 по делу N А13-3113/2007 Арбитражного суда Вологодской области.
Следовательно, при расчете платы за электроэнергию в марте 2007 г. и в период с мая 2007 г. по 05.11.2007 ОАО "Челябэнергосбыт" необоснованно применило свободные цены.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании неосновательного обогащения в размере 109 812 руб. 33 коп., полученного ответчиком в результате осуществления истцом оплаты стоимости электроэнергии, рассчитанной по свободным (нерегулируемым) ценам, подлежат удовлетворению (ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В свою очередь решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании неосновательного обогащения за период с 05.11.2007 по сентябрь 2008 г. является законным и обоснованным.
Согласно пункту 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, условия которого не должны противоречить императивным нормам, установленным законом.
Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ и Федеральным законом от 26.03.2003 N 35 "Об электроэнергетике" предусмотрено, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) предоставлено право устанавливать определенные для каждой категории потребителей тарифы на электрическую и тепловую энергию.
В силу положений Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство РФ наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 106 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила) на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
Согласно пункту 109 Правил электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Правила в силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации носят императивный характер и подлежат обязательному применению независимо от условий договора, в связи с чем применение при расчете стоимости потребленной ответчиком электроэнергии нерегулируемых (свободных) цен в период с 05.11.2007 г. по сентябрь 2008 г., является правомерным и соответствует действовавшему в спорный период законодательству.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе и исковому заявлению подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, пропорционально удовлетворённым требованиям (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2009 года по делу N А76-29029/2008 отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" в пользу муниципального унитарного предприятия "Челябгортранс" неосновательное обогащение в сумме 109 812 руб. 33 коп. и 2 756 руб. 77 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
В остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий судья |
В.В. Рачков |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-29029/2008
Истец: МУП "Челябгортранс"
Ответчик: ОАО "Челябэнергосбыт"
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4859/2009