г. Челябинск
09 июля 2009 г. |
N 18АП-3058/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей: Дмитриевой Н.Н., Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.03.2009 по делу N А07-15783/2008 (судья Давлеткулова Г.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эльдорадо-Приуралье" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) об отказе в осуществлении зачета переплаты от 25.09.2008 N 10456.
Определением арбитражного суда от 19.01.2009 в дело привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 03.03.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой приводит доводы о нарушении судом ст. 78 НК РФ, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения заявления налогоплательщика о зачете переплаты, поскольку на дату обращения с заявлением - 09.09.2008 общество было снято с налогового учета в связи с изменение места нахождения.
Общество с апелляционной жалобой налогового органа не согласно, в отзыве указывает, что 08.09.2008 оно было снято с налогового учета в Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Уфы, однако по новому адресу не поставлено на налоговый учет, поскольку регистрационное дело Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Уфы не передала в новый налоговый орган - Инспекцию Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани. Кроме того, с 14.04.2009 общество вновь поставлено на налоговый учет в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Уфы. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит судебный акт оставить без изменения.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани указала, что полномочиями по принятию решений о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование наделен налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, не находит основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 08.09.2008 обществом было получено требование N 1536 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 204 623 руб. 41 коп. из ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе города Уфы (л.д.12).
09.09.2008 налогоплательщик обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Уфы с заявлением о зачете переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии в размере 204 623 руб. 41 коп. в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии (л.д. 9).
25.09.2008 инспекция решением N 10456 отказала в зачете, сославшись на то, что налогоплательщик снят с налогового учета (л.д.8).
Общество, не согласившись с решением налогового органа, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, ссылаясь на то, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Уфы неправомерно отказала налогоплательщику в осуществлении зачета поскольку, сняв его с налогового учета, не направила регистрационное дело в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани, в связи с чем он не был поставлен на налоговый учет в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани и был лишен права на зачет излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленного требования, из того, что налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за правильностью исчисления и внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в связи с чем, не может иметь правового значения, в какой из данных налоговых органов обратился налогоплательщик с заявлением о зачете или возврате излишне уплаченного налога в ситуации, когда общество не было поставлено на налоговый учет по новому месту нахождения.
Исследовав все имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Федеральным законом от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Приказом Федеральной налоговой службы от 26.02.2008 N ММ-3-1/74@ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" на территориальные органы Федеральной налоговой службы возложены бюджетные полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в том числе по принятию решений о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представлению в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Пунктом 5 Приказа предусмотрено, что полномочия, возлагаемые на территориальные органы Федеральной налоговой службы, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми документами Минфина России, ФНС России, Федерального казначейства, Банка России и другими методическими документами, регламентирующими порядок осуществления возложенных на налоговые органы функций.
Согласно пункта 1 Письма Федеральной налоговой службы от 01.12.2008 N ММ-6-1/873@ "О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" сумма излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) по итогу отчетного (расчетного) периода подлежит зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам, погашения недоимки по страховым взносам за предыдущие отчетные (расчетные) периоды или задолженности по пеням, штрафам или возврату страхователю по решению налогового органа по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
В силу пункта 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет сумм излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Согласно подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации.
В силу пункта 2 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет в налоговом органе организаций осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Согласно пункта 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель устанавливает обязательность постановки организаций на учет в налоговом органе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации если налогоплательщик изменил место нахождения, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете: организации на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения налогоплательщика.
Согласно пункту 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110, внесение изменений в сведения об организациях, содержащиеся в реестре, а также снятие с учета при изменении места нахождения юридического лица, осуществляются на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи соответствующего государственного реестра. Датой постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения, изменения сведений о ней в реестре, снятия с учета, является дата внесения соответствующих записей в государственный реестр.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество 01.09.2008 обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Уфы с заявлением о внесении изменений в учредительные документы истца в связи со сменой места нахождения на адрес: город Казань, улица Восход, дом 2, корпус а.
Согласно материалам дела 11.09.2008 инспекция сопроводительным письмом N 11-63 ДСП направила регистрационное дело общества в двух томах в адрес налогового органа по новому месту нахождения общества - в МРИ ФНС России N18 по Республике Татарстан, на которую возложены функции регистрации юридических лиц, расположенных в городе Казани, в том числе юридических лиц, находящихся на территории, администрируемой ИФНС по Московскому району города Казани.
06.10.2008 указанное дело было принято МРИ ФНС России N 18 по Республике Татарстан, что подтверждается штампом МРИ ФНС России N 18 по Республике Татарстан с вх. N 003289 дсп.
25.12.2008 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе.
На основе совокупности представленных доказательств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на дату обращения общества в инспекцию с заявлением от 09.09.2008 о зачете переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии в размере 204 623 руб. 41 коп. в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии, и на дату принятия оспариваемого решения от 25.09.2008 N 10456 об отказе в осуществлении зачета переплаты, общество не состояло на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани, регистрационное дело налогоплательщика в адрес указанного налогового органа было направлено 11.09.2008, т.е. после обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением. Следовательно, налогоплательщик не имел возможности обратиться с заявлением о зачете к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани.
Учитывая, что взаимоотношения подразделений одного и того же федерального органа исполнительной власти (ФНС России) по снятию и постановке на учет налогоплательщика не должны влиять на исполнение требований закона о праве налогоплательщика на зачет переплаты по страховым взносам, оснований для отказа в зачете у подателя апелляционной жалобы не было.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования общества, оснований для отмены (изменения) судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.03.2009 по делу N А07-15783/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Уфы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Г. Степанова |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-15783/2008
Истец: ООО "Эльдорадо-Приуралье"
Ответчик: ИФНС России по Кировскому району г. Уфы
Третье лицо: ИФНС России по Московскому району г. Казани, ГУ - УПФР в Кировском районе г. Уфы
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3058/2009