г. Челябинск
13 июля 2009 г. |
N 18АП-5018/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 13 июля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Костина В.Ю., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 мая 2009 г. по делу N А47-3399/2009 (судья Книгина Л.Н.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИнтерСофт" (далее - заявитель, ООО "ИнтерСофт", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным постановления от 16.04.2009 N 99, вынесенного Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России N 3 по Оренбургской области (далее - административный орган, МИФНС России N 3 по Оренбургской области, налоговый орган) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.05.2009 требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление от 16.04.2009 N 99 о привлечении ООО "ИнтерСофт" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.
МИФНС России N 3 по Оренбургской области с решением арбитражного суда не согласилась и обжаловала его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указывает, что произведенная закупка товаров не является контрольной, совершается в рамках Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ). Проверка оформляется не как оперативно - розыскное мероприятие, и проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и на собственные средства сотрудников, поводящих проверку.
Полагает, что факт проведения налоговым органом контрольной проверки документально не подтвержден.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. В суд представлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей административного органа и общества.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, административным органом 14.04.2009 на основании поручения N 000207 от 14.04.2009 проведена проверка в торговом доме "Центр" в секции N 16 "Косметика, бижутерия" принадлежащей ООО "ИнтерСофт", расположенного по адресу: г.Бузулук, ул.О.Яроша, д. 16, по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о применения контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью.
В результате проверки установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товаров - мусс для волос сверх сильной фиксации в количестве 1 шт. по цене 255 руб.; лак для ногтей в количестве 1 шт. по цене 15 руб., на общую сумму 270 руб. - не применена контрольно - кассовая техника ввиду ее отсутствия.
Результаты проверки отражены в акте от 14.04.2009 (л.д.47-48), акте проверки наличия денежных средств кассы от 14.04.2009 (л.д. 49), акте проверки правильности выдачи чека ККТ или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку, индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг населению (л.д. 50).
По факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, в присутствии законного представителя заявителя 19.04.2009 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 000120 (л.д.46).
На основании материалов проверки постановлением от 16.04.2009 N 99 общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. (л.д.45).
Не согласившись с данным актом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о существенном нарушении административным органом процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу статьи 14.5 КоАП РФ продажа товара, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении наличных денежных расчётов применять контрольно - кассовую технику.
Согласно статье 5 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать в момент оплаты отпечатанные контрольно - кассовой техникой кассовые чеки.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно - кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно - кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно - кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как следует из содержания статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно - розыскной деятельности" проверочная закупка допускается как оперативно - розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным законом. Согласно статье 13 вышеуказанного закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно - розыскные мероприятия.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что проверка осуществлялась должностными лицами МИФНС России N 3 по Оренбургской области Гамовым А.В. и Климовой О.Н. Товар приобретался проверяющими должностными лицами, покупка товара третьими лицами не подтверждается материалами административного дела.
На основании указанного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что административным органом при проведении проверки проводилась проверочная закупка, поскольку в роли покупателей выступали указанные должностные лица.
При указанных обстоятельствах, документы, составленные в ходе проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно - кассовой техники, не могут расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями действующего законодательства и подтверждающие событие вменяемого обществу административного правонарушения.
Так как в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, материалы, полученные в ходе осуществления административным органом проверки заявителя, не могут расцениваться в качестве допустимых доказательств для целей привлечения общества к административной ответственности.
С учётом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом административного органа о том, что контрольная закупка не проводилась.
Факты совершения покупки проверяющими и составления протокола об административном правонарушении от 19.04.2009 N 000120 на основании проверочной закупки подтверждены материалами дела.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности привлечения ООО "ИнтерСофт" к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Нарушений требований административного законодательства, направленных на защиту прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, административным органом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права в связи с чем, подлежат отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 мая 2009 г. по делу N А47-3399/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. Г. Плаксина |
Судьи |
В. Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3399/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "ИнтерСофт"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N3 по Оренбургской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5018/2009