г. Челябинск |
|
20 июля 2009 г. |
Дело N А76-3256/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2009 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дмитриевой Н.Н., судей Степановой М.Г., Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Феникс-Аудит" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.05.2009 по делу N А76-3256/2009 (судья Харина Г.Н.), от заявителя - Шабановой Е.В. (доверенность от 05.02.2009 б/н); от Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 2 - Авдиенко Е.А. (доверенность от 24.12.2008 N 40), Григорьевой Т.В. (доверенность от 24.12.2008 N 41),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Феникс-Аудит" (далее - заявитель, плательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решение Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 2 (далее - учреждение, фонд) от 27.06.2008 N 3117 и взыскании с фонда процентов в размере 425,13 рублей, судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.05.2009 по делу N А76-3256/2009 (судья Харина Г.Н.) заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение признано недействительным, с учреждения в пользу заявителя взысканы судебные расходы. В части взыскания процентов размере 425,13 рублей отказано.
Не согласившись с вынесенным решением в части отказа во взыскании процентов, общество обжаловало его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению плательщика, основываясь на системном толковании статей 9, 21, 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ), статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" требование о взыскании процентов за пользование фондом незаконно удерживаемой суммы является правомерным и обоснованным.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению фонда, денежные средства не являются средствами общества, начисление процентов неправомерно, кроме того, Фонд социального страхования Российской Федерации не является участником отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В судебном заседании представители сторон свои требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, фондом на основании письма общества от 05.06.2008, обратившегося за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию проведена проверка первичных и организационно-распорядительных документов, по результатам которой составлен акт N 3117с/с от 27.06.2008.
Согласно акту к зачету принята сумма пособия по беременности и родам за счет средств ФСС в размере 5 151,22 рублей, исходя из расчета среднего заработка Чеботаревой С.И. в должности ассистента аудитора и за исполнение обязанностей главного бухгалтера с учетом начисленной премии за 2007 год в сумме 27 500 руб. Кроме того, в акте проверки указано, что сумма пособия по беременности и родам в размере 5 023,34 руб. возмещению за счет средств ФСС РФ не подлежит.
На основании акта фондом было принято решение N 3117 от 27.06.2008 о непринятии к зачету расходов в размере 5 023,34 рублей, произведенных страхователем - плательщиком единого налога взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения на цели обязательного социального страхования; предложено произвести корректировку суммы расходов на цели государственного социального страхования.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения учреждения, а также с заявлением о взыскании процентов.
Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания с фонда процентов, суд первой инстанции указал, что выплата пособия по беременности и родам осуществляется полностью за счет средств фонда, начисление процентов за пользование которыми неправомерно.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены судебного акта в обжалуемой части в связи со следующим.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В статье 9 Закона N 165-ФЗ определено, что отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником трудового договора.
Как установлено статьей 22 Закона N 165-ФЗ, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии со статьей 10 указанного закона обязанность своевременно представлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон 255-ФЗ) определены условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам.
В соответствии со статьей 11 указанного закона пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
В статье 13 Закона N 255-ФЗ установлено, что назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Пункт 1 статьи 14 этого же закона определяет, что пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.
Средний дневной заработок для исчисления пособий по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за указанный выше период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата (пункт 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи размер дневного пособия по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11 Закона N 255-ФЗ.
Размер пособия по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (пункт 5 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 15.06.2007 N 375 утвердило Положение, которое вступило в силу с 01.01.2007.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Как верно отмечено судом первой инстанции, денежные средства, являющиеся пособием по беременности и родам, не являются средствами общества и подлежат выплате за счет средств учреждения.
Таким образом, начисление процентов за пользование указанными денежными средствами является необоснованным, такого порядка не содержит и законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Ссылка подателя жалобы на нормы статей 78, 78, 176 Кодекса также не принимается судом апелляционной инстанции, так как пособие по беременности и родам не относится ни к налогам ни к сборам, следовательно, к данным правоотношениям применить нормы указанных статей невозможно.
Кроме того, Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" органы государственных внебюджетных фондов исключены из участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные заявителем и фондом доказательства в их совокупности и взаимосвязи.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.05.2009 по делу N А76-3256/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Феникс-Аудит" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в кассационном порядке информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Н.Н. Дмитриева |
Судьи |
М.Г. Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-3256/2009
Истец: ООО Аудиторская фирма "ФЕНИКС-аудит"
Ответчик: ГУ - ЧРО ФСС РФ в лице Челябинского филиала N 2
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5192/2009