г. Челябинск |
|
"14" июля 2009 г. |
Дело N А76-1736/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Трансавто" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.04.2009 по делу N А76-1736/2009 (судья Забутырина Л.В.), при участии: от заявителя ЗАО "Трансавто" - Качан И.А. - директор (паспорт 7599 N 157804 выдан Тракторозаводским РУВД г. Челябинска 07.02.2000), Брундасова Е.Г. (доверенность б/н от 14.01.2009), от заинтересованного лица Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска - Иванов А.Г. (доверенность N 4/юр от 27.04.2009),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Трансавто" (далее - общество, заявитель, ЗАО "Трансавто") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Челябинска (далее - администрация), Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска (далее - ГУА и Г, управление архитектуры), по невыдаче градостроительного плана, и возложении обязанности выдать данный документ (с учетом уточнения принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.04.2009 по настоящему делу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и нарушил нормы материального права.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленное требование удовлетворить. В обоснование доводов жалобы считает, что оспариваемое бездействие государственного органа нарушает права и законные интересы заявителя, препятствует в осуществлении планов по ведению строительства на принадлежащем ему земельном участке, указывает на то, что все необходимые для подготовки и выдачи градостроительного плана документы были предоставлены ГУА и Г до 23.12.2008. По мнению заявителя, письмо от 26.12.2008 не может являться доказательством, т.к. отсутствуют доказательства направления данного письма обществу.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя поддерживал доводы апелляционной жалобы. С решением арбитражного суда первой инстанции не согласны. Оспариваемое бездействие государственного органа нарушает права и законные интересы общества, препятствует в осуществлении планов по ведению строительства на принадлежащем ему земельном участке. Все необходимые для подготовки и выдачи градостроительного плана документы были предоставлены в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска до 23.12.2008.
Представитель заинтересованного лица - ГУА и Г считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал все обстоятельства дела, им была дана надлежащая оценка. Доводы жалобы не состоятельны. Приложенный к заявлению пакет документов являлся не полным, следовало приложить эскизный проект, чего сделано не было. Более того, надлежащего обращения за выдачей градостроительного плана не было, необходимо было обращаться с подобным заявлением на имя Главы города Челябинска.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, открытое акционерное общество "Трансавто" зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Курчатовского района г.Челябинска 26.08.1996 N 163, инспекцией МНС России по Курчатовскому району г. Челябинска в Единый государственный реестр юридических лиц 21.02.2003 внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за основным государственным регистрационным номером 1037402542429, что подтверждается свидетельством серии 74 N 001886598.
ЗАО "Трансавто" владеет на праве собственности на основании договора купли-продажи от 02.12.2005 N 201-зем земельным участком площадью 7000 кв.м (земли поселений), расположенным по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, Свердловский тракт, 10, кадастровый номер 74:36:07 03 002:0013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.12.2005 сделана запись регистрации N 74-74-01/528/2005-296, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2005 74 АБ 265591 (л.д. 11).
На земельном участке расположен объект недвижимости - нежилое здание (производственно-бытовой корпус) общей площадью 1 423,3 кв.м (лит. А), занимаемый участок площадью 454,56 кв.м (л.д. 49-73).
24.06.2008 общество письмом вх. 14516 обратилось в ГУАиГ с заявлением о внесении в базу данных сведений о земельном участке, предоставить градостроительный регламент на него, внести корректировку в градостроительные планы ООО "ТЕНК". К заявлению были приложены: свидетельство о регистрации права на земельный участок от 29.12.2005, кадастровый план участка, распоряжение от 03.11.2005 N 1803-р, свидетельство о регистрации права на нежилое здание от 16.03.2007, технический паспорт на производственно-бытовой корпус, фотография корпуса, учредительные документы общества, постановление ФАС УО от 04.12.2003 (л.д. 34).
Главным управлением архитектуры и градостроительства в адрес заявителя направлено извещение (исх. N 7516/7к от 04.09.2008) об отказе в подготовке градостроительных регламентов на использование земельного участка по тем основаниям, что по данным координатам из проекта границ земельного участка, выполненным специалистами МУП АПЦ, площадь земельного участка составляет 7305 кв.м., а по правоустанавливающим документам и кадастровому плану - 7000 кв.м. Одновременно заявителю рекомендовано разобраться с ситуацией и внести изменения в кадастровый план.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации г. Челябинска в лице ГУАиГ о признании незаконным отказа в выдаче обществу градостроительного регламента.
Решением суда от 03.12.2008 по делу N А76-21469/2008-50-605 в удовлетворении требований отказано (л.д. 16-20). Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения (л.д. 42-45).
21.11.2008 письмом исх. N 21/юр общество обратилось в ГУАиГ (вх. от 21.11.2008 N 28611) с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, принадлежащего обществу, расположенного по адресу: г. Челябинск, Свердловский тракт, 10. В заявлении отражено, что документы, подтверждающие права предприятия на данный участок представлялись ранее с заявлением от 24.06.2008 о выдаче градостроительного регламента (л.д. 7).
08.12.2008 письмом исх. 10299/7к ГУАиГ на обращение общества от 21.11.2008 сообщило о необходимости представления в соответствии с решением Думы N 21/2 дополнительных документов: материалов топографической съемки, учредительных документов, договора аренды участка, кадастрового плана участка, правоустанавливающих документов на складское помещение. В связи с непредставлением полного пакета документов, управление указало на невозможность подготовки градостроительного плана (л.д. 15).
22.12.2008 письмом исх. N 30/юр в ответ на письмо от 08.12.2008 N 10299/7к общество обратилось в ГУАиГ с заявлением, в котором сообщило о том, что в заявлении от 21.11.2008 было указано на представление всех необходимых документов 24.06.2008; документы находятся в Управлении, не возвращены заявителю, договор аренды и документы на складское помещение отсутствуют. К заявлению приложены материалы топографической съемки (л.д. 13-14).
Полагая, что бездействие заинтересованного лица не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, последний обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться с заявлением о признании незаконными решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагают, что решение и действие не соответствуют закону и (или) иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Исходя из анализа норм, содержащихся в п.п. 1, 2 ст.51, ст. 52, п.п. 2, 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ следует, что наличие градплана на земельный участок, на котором предполагается строительство объекта капитального строительства, является необходимым документом при получении разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Отсутствие указанного документа является основанием для отказа в выдаче соответствующего разрешения.
Часть 1 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч.2 ст. 44 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
В силу ч.4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В развитие вышеуказанных положений градостроительного кодекса Решением Челябинской городской Думы от 17 апреля 2007 г. N 21/2 утвержден Порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в г. Челябинске (далее - Порядок), который регулирует процедуру подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске (п.1).
В силу п. 2. указанного Порядка градостроительный план земельного участка является документом, необходимым для подготовки проектной документации, получения разрешения на строительство объектов капитального строительства, на ввод объекта в эксплуатацию.
Подготовка градостроительных планов земельных участков выполняется на основании заявления физических и юридических лиц, имеющих намерение осуществить, в том числе строительство на земельных участках, находящихся в собственности или ином пользовании физических или юридических лиц (п. 4 Порядка).
В соответствии с п.5 Порядка подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска.
Как усматривается из материалов дела, ГУАиГ зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г. Челябинска (Управление государственной регистрации г. Челябинска) 29.03.1999 N 12574, Инспекцией МНС России по Центральному району г. Челябинска в Единый государственный реестр юридических внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002. за основным государственным регистрационным номером 1027403891701, что подтверждается свидетельством серии 74 N 002174309 (л.д.31).
В соответствии с п.1.9. Положения о ГУАиГ общее методическое руководство, координацию деятельности и контроль за выполнением Управлением возложенных на него функций осуществляет Глава города и заместитель Главы города по градостроительству в соответствии с полномочиями, предоставленными Главой города.
Градостроительный план земельного участка в соответствии с п. 13 Порядка утверждается правовым актом главы города или уполномоченным им должностным лицом. Подготовку проекта правового акта об утверждении градостроительного плана обеспечивает ГУАиГ.
Гражданин или юридическое лицо в соответствии с п. 9 Порядка обращается на имя главы города Челябинска с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка в произвольной форме. Заявление с копиями документов, заверенными надлежащим образом, направляется в канцелярию ГУАиГ, где регистрируется в установленном порядке.
Как усматривается из материалов дела, общество обратилось с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка на имя начальника ГУАиГ, заявление направлено в канцелярию ГУАиГ (л.д. 7).
В обоснование возражений ГУАиГ указывает на то, что надлежащего обращения на имя Главы города не было. Следовательно, обращение ЗАО "Трансавто" с заявлением о выдаче градостроительного плана к начальнику ГУАиГ не соответствует пункту 9 Порядка.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, указанное обстоятельство не явилось препятствием для рассмотрения обращения общества и предоставления ответа, при том в ответе ГУАиГ отсутствуют ссылки на обращение общества к ненадлежащему лицу.
В составе градостроительного плана земельного участка в соответствии с ч.3 статьи 41 ГрК РФ указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 840 утверждена Форма градостроительного плана земельного участка.
Инструкция о порядке заполнения данной формы утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, который зарегистрирован в Минюсте РФ 08.11.2006 за N 8456 и вступил в действие с 27.11.2006.
Градостроительный кодекс не содержит перечня документов, необходимых для представления при обращении за выдачей градплана.
Указанный перечень установлен пунктом 10 Порядка, в который включены:
1) кадастровый план земельного участка (при наличии);
2) технический паспорт на объекты капитального строительства, расположенные на территории земельного участка (при наличии таких объектов недвижимости);
3) справки организации, выполнившей техническую инвентаризацию объектов, о принадлежности объектов (не позднее предыдущего года, при наличии таких объектов недвижимости);
4) материалы топографической съемки в М 1:500 (не позднее предыдущего года);
5) свидетельство о государственной регистрации прав на здания, строения и сооружения (при наличии таких объектов недвижимости);
6) свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок;
7) документы, подтверждающие право пользования земельным участком;
8) другие акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (при наличии таких объектов недвижимости);
9) учредительные документы (для юридических лиц);
10) паспорт (для физических лиц);
11) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);
12) свидетельство о постановке на налоговый учет юридического лица (индивидуального предпринимателя);
13) имеющиеся сведения об историческом назначении объектов культурного наследия и их фактическом использовании, о включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр, номер и дата постановки на учет (при наличии таких объектов);
14) эскизный проект размещения объектов капитального строительства (реконструкции объектов капитального строительства), согласованный ГУАиГ.
При этом в силу п. 11 Порядка эскизный проект размещения объектов капитального строительства (реконструкции) должен содержать:
1) ситуационный план размещения объектов;
2) эскиз объемно-планировочного решения объектов;
3) схему генплана (М 1:500 - 1:2000) с указанием сносимых и сохраняемых объектов;
4) основные технико-экономические показатели: планируемое целевое назначение объектов, процент застройки и озеленения, этажность и основные параметры объекта строительства (реконструкции);
5) расчет необходимого количества мест для парковки автотранспорта;
6) расчет инсоляции (при необходимости).
Раздел V Порядка содержит основания для отказа в приеме заявления или подготовке градостроительного плана.
Основанием для отказа в приеме заявления может являться отсутствие необходимых документов и материалов согласно перечням, указанным в пунктах 10, 12 настоящего Порядка (п. 18 Порядка).
Пунктом 19 Порядка установлено, что основанием для отказа в подготовке градостроительного плана является нарушение требований федерального законодательства, нормативно-правовых актов Челябинской области и органов местного самоуправления, нормативных требований, предоставление поддельных документов, документов, утративших силу, недействительных документов, отказ заявителя представить для обозрения подлинные документы при отсутствии заверенных надлежащим образом копий.
При этом в силу п.20 Порядка в случае прекращения оформления документов по вышеуказанным причинам заявитель уведомляется письмом за подписью начальника ГУАиГ либо уполномоченного им лица с мотивацией о прекращении работы над оформлением документов в двухнедельный срок с момента возникновения причины отказа.
Как усматривается из материалов дела, письмами ГУАиГ от 08.12.2008, 26.12.2008 уведомило общество о невозможности подготовки градплана до устранения замечаний, которые подписаны начальником управления - Градобоевым Д.С. (л.д. 12, 15).
В соответствии с п.п. 4.1, 4.2 Положения о ГУАиГ руководство Управлением осуществляет начальник Управления, который назначается и освобождается от должности Главой города по представлению заместителя главы города по градостроительству.
Распоряжением Главы г. Челябинска от 26.10.2007 N 3842 Градобоев Д.С. был назначен на должность муниципальной службы начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска с 29.10.2007 (л.д. 29).
Указанное, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует, о том, что письма подписаны лицом, в пределах соответствующих полномочий, следовательно, бездействие органа местного самоуправления отсутствует, поскольку последнее может иметь место лишь в том случае, когда такой орган или должностное лицо отказываются принимать правовые акты, решения или совершать иные юридически значимые действия.
Указанные акты ГУАиГ не оспариваются заявителем в рамках рассмотрения настоящего дела.
В обоснование своих возражений ГУАиГ ссылается на непредставление всего пакета документов. После получения ответов на свое обращение, общество представило лишь материалы топографической съемки, таким образом, обстоятельства, препятствующие рассмотрению обращения общества не были устранены заявителем.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.04.2009 года по делу N А76-1736/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Трансавто"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-1736/2009
Истец: ЗАО "Трансавто"
Ответчик: Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, Администрация г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5058/2009