г. Челябинск
27 июля 2009 г. |
N 18АП-5431/2009 |
Резолютивная часть постановления принята 21.07.2009.
полный текст изготовлен 27.07.2009.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ершовой С.Д., судей Бабкиной С.А., Матвеевой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Крыловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2009 по делу N А07-3939/2009 (судья Гареева Л.Ш.),
УСТАНОВИЛ
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан (далее - МИФНС N 29 по РБ, налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (ИНН 0278149363, юридический адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Айская, 58/1) (далее - ООО "Вектор").
Решением суда первой инстанции от 12.05.2009 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе МИФНС N 29 по РБ, просит отменить решение Арбитражного суда Республики Башкортостан, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства. В результате налоговой проверки в сфере игорного бизнеса установлено, что ООО "Вектор" осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов в нарушение положений Федерального закона от 29.12.2006 N244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ). По мнению налогового органа, используемые ООО "Вектор" игровые автоматы не являются лотерейным оборудованием, его деятельность не содержит признаков стимулирующей лотереи, установленных Федеральным законом "О лотереях". Поскольку ООО "Вектор" осуществляет деятельность, запрещенную законом, оно может быть ликвидировано на основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации по иску налогового органа (пункт 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации").
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и ООО "Вектор" не явились. МИФНС N 29 по РБ известила суд о возможности рассмотреть дело в отсутствие её представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.12.2008 налоговым органом совместно с оперуполномоченными Нефтекамского МОРО УНП МВД по РБ, работниками Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг, ФГУ Центра стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан, проведена проверка обособленного подразделения ООО "Вектор", расположенного по адресу: г. Нефтекамск, ул. Ленина, 1. В результате проверки установлено, что в игровом зале по адресу: г. Нефтекамск, ул. Ленина, 1, находится 21 игровой автомат в рабочем состоянии (протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов N 1284 от 04.12.2008 л.д. 6-9).
По данному факту МИФНС N 29 по РБ вынесено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и Закона Республики Башкортостан от 28.06.2007 N437-З "О запрете на территории Республики Башкортостан деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов" (далее - Закон РБ N 437-З) (л.д. 30).
Невыполнение требования налогового органа послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о принудительной ликвидации ООО "Вектор".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган не является лицом, имеющим право обращаться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридических лиц, допустивших нарушения законодательства в сфере игорного бизнеса, поскольку обладает только полномочиями по контролю за соблюдением организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям. Также суд указал на недоказанность факта осуществления обществом деятельности по организации и проведению азартных игр.
Выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
При этом пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что требование о ликвидации юридического лица, по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогового органа на предъявление исков, перечень которых установлен в подпункте 14 пункта 1 данной статьи. Заявленное налоговым органом требование в указанном перечне отсутствует.
Также перечень исков, право предъявлять которые предоставлено налоговым органам, установлен пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", который включает иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обращаясь в суд с настоящим иском, налоговый орган должен доказать факт осуществления ответчиком запрещенной законом деятельности, и обосновать наличие у налогового органа права на предъявление иска о ликвидации положениями соответствующего закона.
Между тем, анализируя положения законодательства, регулирующего деятельность по организации и проведению азартных игр, суд не усматривает, что имеется закон, наделяющий налоговый орган правом обращаться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, допустившего нарушения законодательства в сфере игорного бизнеса.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных данным Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 16 Закона N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Законом РБ N 437-3 с 01.01.2008 на территории республики запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов (статья 1).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.
При этом в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 указанной статьи государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в том числе путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Таким образом, статьей 3 Закона N 244-ФЗ ликвидация организаций в принудительном порядке по заявлению органов, осуществляющих государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр, в качестве способа государственного регулирования такой деятельности, правового последствия нарушения требований указанного закона не предусмотрена.
В силу части 3 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, пункта 5.1.9 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральной налоговой службой осуществляется контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1, 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2007 N 100н, в ходе контроля соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, налоговыми органами проводится проверка соблюдения организаторами азартных игр требований, установленных частями 1, 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ.
Согласно пункту 15 указанной инструкции в случае выявления в результате проведения проверки нарушений установленных требований, руководителем налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание об устранении выявленных нарушений: о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным частями 1, 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, об устранении иных нарушений. В случае невыполнения в срок предписания налогового органа об устранении нарушений законодательства должностными лицами налогового органа составляются протоколы об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанным нормативно-правовым актом иных полномочий в части осуществления мероприятий по выявлению, запрещению и пресечению деятельности лиц в сфере игорного бизнеса с нарушением требований законодательства (в том числе полномочий по ликвидации) налоговому органу также не предоставлено.
С учетом изложенного, довод налоговой инспекции о наличии у него права на обращение в суд с рассматриваемым иском на основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", подлежит отклонению как основанный на неправильном истолковании закона.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что МИФНС N 29 по РБ в рассматриваемом случае не является лицом, имеющим право обращаться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции также правомерно отметил, что налоговым органом не представлены доказательства осуществления ответчиком деятельности по организации и проведению азартных игр.
Протоколом N 1284 от 04.12.2008 осмотра территорий, помещений, документов, предметов (л.д.6-9) установлено, что ООО "Вектор" в помещении, расположенном по адресу: г. Нефтекамск, ул. Ленина, 1, разместило 21 игровой автомат в рабочем состоянии, с участием которых проводится стимулирующая лотерея. При этом членами комиссии указано, что в связи с непредставлением администрацией общества условий проведения стимулирующей лотереи, невозможно сделать вывод о правомерности и идентичности проведения игры на соответствие этим условиям.
В отчете Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг (л.д. 11-16) по результатам проверки деятельности лотерейного клуба ООО "Вектор", сделан следующий вывод: организатором лотереи получено право на проведение стимулирующей лотереи "Лотомания+", которая внесена в государственный реестр всероссийских лотерей; механизм проведения лотереи с использованием игрового оборудования (лотерейного оборудования) посредством установленных на оборудовании программ, не содержит признаков стимулирующей лотереи, установленных Федеральным законом "О лотереях". При этом в разделе отчета "Лотерейное оборудование" комиссией указано, что действующим законодательством, не установлены требования к лотерейному оборудованию. До внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации окончательный вывод о виде оборудования ООО "Вектор" может быть сделан только судом, в том числе путем сопоставления его характеристик с характеристиками игровых автоматов, с назначением судебной экспертизы.
ФГУ Центра стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан письмом от 24.12.2008 N 5/10-2/3626 сообщило налоговому органу о подлинности сертификата соответствия N РОСС RU АИ75.А03077, выданного ООО "Вектор" органом по сертификации, а также указало, что четкие параметры (характеристики) лотерейного оборудования возможно определить только в рамках обязательного подтверждения соответствия, установленного Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" путем разработки и принятия технического регламента в отношении лотерейного оборудования (л.д.17-18).
Совокупность представленных доказательств не позволяет суду сделать однозначный вывод о том, что ответчик в своей деятельности по проведению стимулирующей лотереи допустил нарушения требований Закона N 244-ФЗ и Закона РБ N 437-З, поскольку выводы контролирующих органов носят предположительный характер, требования к лотерейному оборудованию действующим законодательством не установлены.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2009 по делу N А07-3939/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
С.Д. Ершова |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3939/2009
Истец: МИФНС России N 29 по РБ
Ответчик: ООО "Вектор"
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5431/2009