г. Москва
11 апреля 2011 г. |
Дело N А41-1022/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Гагариной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя (ИНН: 5032120204, ОГРН: 1045006477890): Бороздин А.С., выписка из приказа от 03.04.2007,
от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу дачного потребительского кооператива "Ершово-Дачное" на решение Арбитражного суда Московской области от 13.12.2010
по делу N А41-1022/10, принятое судьей Неяскиной Е.А.,
по заявлению дачного потребительского кооператива "Ершово-Дачное"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
при участии в деле в качестве третьего лица Федерального государственного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Дачный потребительский кооператив "Ершово-Дачное" (далее - заявитель, кооператив, ДПК "Ершово-Дачное") обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании отказов недействительными и обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области провести кадастровый учет всех участков, указанных в постановлении Одинцовского муниципального района Московской области от 04.06.2008 N 1235.
Судом первой инстанции приняты уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в соответствии с которыми заявитель просил признать отказы 20420-7/ЗГ-9095, 23304-6/ЗГ9104, 29536-6/ЗГ16556 недействительными и обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области провести кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельных участков с "растениеводства" на "дачное строительство", указанных в Постановлении Одинцовского муниципального района Московской области от 04.06.2008 N 1235, принадлежащих на праве собственности ДПК "Ершово-Дачное" со следующими кадастровыми номерами: N 50:20:005 05 09:0010, N 50:20:005 05 09:0011, N 50:20:005 05 09:0012 (т. 1, л.д. 121).
Определением от 26.05.2010 судом первой инстанции произведена замена заинтересованного лица на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что постановлением администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 04.06.2008 N 1235 изменен вид разрешенного использования земельных участков с растениеводства на дачное строительство.
Решением суда первой инстанции от 13.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказ в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции мотивировал тем, что закон не предусматривает вида разрешенного использования "под дачное строительство" в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся в собственности, законном владении коммерческих или некоммерческих организаций, созданных в ином порядке, чем предусмотрено Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ). Постановление администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 04.06.2008 N 1235 по содержанию не соответствует требованиям земельного законодательства, законодательства о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, в связи с чем, решения об отказе в кадастровом учете изменений вида разрешенного использования по заявлениям 20420-7/ЗГ-9095, 23304-6/ЗГ9104 вынесены правомерно и не нарушают права заявителя.
Поскольку в материалы дела представлены учетные дела только по кадастровым номерам N 50:20:005 05 09:0010 и N 50:20:005 05 09:0012, судом первой инстанции рассмотрено настоящее дело без учета оспариваемого отказа по земельному участку с кадастровым номером 50:20:005 05 09:0011 по имеющимся в деле доказательствам, представленным по двум отказам заинтересованного лица
Не согласившись с решением Арбитражного суда первой инстанции, ДПК "Ершово-Дачное" обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и обоснованное и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что потребительский кооператив по Уставу и по закону имеет право заниматься дачным строительством. Отмечает, что суд первой инстанции при принятии решения не руководствовался нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица и третьего лица не явились. В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения указанных лиц о дате, времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя заявителя, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы кооператива.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
Дачному потребительскому кооперативу "Ершово-Дачное" принадлежат на праве собственности земельные участки площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 50:20:005 05 09:0010, площадью 2000 кв.м. с кадастровым номером 50:20:005 05 09:0011, площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 50:20:005 05 09:0012.
Постановлением от 04.06.2008 N 1235 администрации Одинцовского муниципального района Московской области изменен вид разрешенного использования указанных земельных участков, земли сельскохозяйственного назначения, с "растениеводства" на "дачное строительство", расположенных в границах Одинцовского муниципального района, сельское поселение Ершовское, с местоположением в районе с. Ершово (т.1 л.д.20).
Заявителем поданы заявления в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области об изменении вида разрешенного использования земельных участков соответственно с кадастровыми номерами N 50:20:005 05 09:0010, N 50:20:005 05 09:0012.
Рассмотрев заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и представленные документы, управлением приняты решения соответственно от 16.07.2009 (т.1 л.д.13), от 14.07.2009 (т.1 л.д.15), об отказе в кадастровом учете изменений в сведениях о разрешенном использовании земельного участка на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", так как по результатам проверки выявлено, что установленное разрешенное использование принадлежащего юридическому лицу земельного участка "дачное строительство" не соответствует положениям пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Полагая, что указанные решения являются незаконными и нарушают права и законные интересы кооператива как собственника земельных участков, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Судом первой инстанции установлено, что при обращении за внесением изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка у заявителя отсутствовали документы, подтверждающие создание соответствующего юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Указанный вывод суда первой инстанции является законным обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа Управления Роснедвижимости по Московской области во внесении изменений в государственный земельный кадастр является одновременное несоответствие этого отказа закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.
Поскольку объектом земельных отношений согласно статье 11.1 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 названного Кодекса и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ установлено, что хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В отличие от прав названных выше субъектов, земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном статьей 81 ЗК РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям - для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ , Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ (пункт 2 статьи 81 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ названный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ дачным земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, допускается использование для дачного строительства лишь тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. Закон не предусматривает вида использования "под дачное строительство" в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся в собственности, законном владении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных коммерческих организаций или некоммерческих организаций, созданных в ином порядке, чем предусмотрено Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Между тем, как следует из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.08.2009 (т.1, л.д. 12-13), основной вид экономической деятельности кооператива - управление эксплуатацией нежилого фонда, дополнительный вид - управление недвижимым имуществом.
В соответствии с пунктом 3 устава ДПК "Ершово-Дачное" (т.1, л.д.25-40) кооператив учреждается с целью удовлетворения потребностей его членов в дачных помещениях путем возведения жилых домов и комплекса других строений на выделенном земельном участке, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией вышеуказанных прав.
Предметом деятельности кооператива являются, в том числе, дачное строительство, возведение и эксплуатация жилых домов и (или) жилых строений, строительство дорог, объектов канализации и других средств коммуникации и иных объектов инфраструктуры, планировка и благоустройство территории кооператива в соответствии с утвержденным проектом и в границах землеотвода, защита имущества и территории кооператива, проведение мероприятий по благоустройству и озеленению придомовой территории, недопущение загрязнения территории (пункт 3.2 устава).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ДПК "Ершово-Дачное" не является юридическим лицом, созданным в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ. Ссылка апелляционной жалобы на организационно-правовую форму заявителя признается несостоятельной.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего закона.
Решением от 16.07.2009 и решением от 14.07.2009 управлением отказано в кадастровом учете изменений в сведениях о разрешенном использовании земельных участков на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ввиду того, что установленное постановлением Одинцовского муниципального района Московской области от 04.06.2008 N 1235 разрешенное использование принадлежащего юридическому лицу земельного участка "дачное строительство" не соответствует положениям пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что решения заинтересованного лица от 16.07.2009 и от 14.07.2009 являются законными. Постановление Одинцовского муниципального района Московской области от 04.06.2008 N 1235 не соответствует требованиям земельного законодательства, законодательства о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Довод апелляционной жалобы о необходимости применения норм Градостроительного кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции также отклоняет, поскольку в отношении земельных участков, предоставляемых для дачного строительства, действуют специальные нормы Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции исследованы и оценены в полном объеме, отклоняются как несостоятельные ввиду неправильного толкования нор материального права.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.12.2010 по делу N А41-1022/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу дачного потребительского кооператива "Ершово-Дачное" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-433/2009
Истец: ЗАО "Оренбургстройспецмонтаж"
Ответчик: ООО "Антарес"
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5455/2009