г. Челябинск |
|
22 июля 2009 г. |
Дело N А76-23172/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Пивоваровой Л.В., судей Богдановской Г.Н., Соколовой Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Чебаркульская квартирно-эксплуатационная часть района" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.01.2009 по делу N А76-23172/2008 (судья Забутырина Л.В.), при участии от подателя жалобы - Пшеничниковой Е.Ю. (доверенность от 25.09.2008 N Д-1466), Свободиной М.И. (доверенность от 01.10.2008 N Д-1491), от администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области - Варламова М.А. (доверенность от 20.07.2009 N 1214), от общества с ограниченной ответственностью "Уникумстрой" - Казакова И.З. (удостоверение адвоката от 01.11.2004 N 1156, ордер на представление интересов в суде от 26.06.2009 N 124/09),
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее - заявитель, ТУ ФАУГИ по Челябинской области, управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо 1, УФАКОН по Челябинской области) и федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо 2, ФГУ "ЗКП" по Челябинской области) с заявлением о
- признании незаконными действий УФАКОН по Челябинской области в лице Территориального отдела N 7 по проведению государственного кадастрового учета земельного участка площадью 5923,9 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, северная сторона озера Еловое, б/о "Каменный берег", участок N 1, с кадастровым номером 74:23:0303001:25, возложении на УФАКОН по Челябинской области обязанности аннулировать в Едином государственном реестре земель записи о земельном участке 25;
- признании незаконными действий ФГУ "ЗКП" по Челябинской области в лице Чебаркульского филиала - отдела по постановке на кадастровый учет названного земельного участка, возложении на ФГУ "ЗКП" по Челябинской области обязанности аннулировать в Едином государственном реестре земель записи о земельном участке 25.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Чебаркульская квартирно-эксплуатационная часть" (далее - Чебаркульская КЭЧ), администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области (далее - администрация района), общество с ограниченной ответственностью "УникумСтрой" (далее - ООО "УникумСтрой").
Решением суда первой инстанции от 27.01.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал на недоказанность материалами дела того обстоятельства, что Российская Федерации, Чебаркульская КЭЧ являются смежными землепользователями в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:25, действия заинтересованных лиц по постановке на кадастровый учет которого являются предметом судебного разбирательства по делу. Соответственно, суд пришел к выводу о том, что ни ТУ ФАУГИ по Челябинской области, ни Чебаркульская КЭЧ не подлежали извещению о проведении землеустройства. Кроме того, суд отметил, что отсутствие согласования границ не является безусловным основанием для признания недействительными результата межевания, если при этом не нарушены права заявителя. Суд принял во внимание, что на дату утверждения землеустроительного дела N 77 по межеванию земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:25 межевание земельного участка, предоставленного Чебаркульской КЭЧ в бессрочное пользование, проведено не было, границы данного участка не были уточнены. Следовательно, у заинтересованных лиц, по мнению суда, отсутствовали необходимые сведения, позволяющие индивидуализировать земельный участок, находящийся в федеральной собственности, как объект права; при отсутствии таких сведений УФАКОН по Челябинской области было лишено возможности осуществления контроля проведения работ по межеванию. Также суд указал заявителю на неверно выбранный им способ защиты, так как при наличии спора о праве правильным способом защиты для заявителя будет восстановление своих прав в порядке искового производства.
Чебаркульская КЭЧ с решением суда первой инстанции не согласилась, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Чебаркульская КЭЧ не согласилась с выводом суда о недоказанности изъятия у Челябинского областного управления промстройматериалов и передачи войсковой части 86727 земельного участка площадью 8 га, из состава которого был образован вначале земельный участок площадью 5,3 га, из которого, в свою очередь, образован спорный земельный участок 25, так как в соответствии с положениями ст. 14 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом Союза ССР от 13.12.1968 N 3401-VII, право предприятий, организаций и учреждений на пользование предоставленной землей подлежит прекращению, в том числе в случаях минования надобности в земельном участке. Пионерский лагерь, для строительства которого Челябинскому областному управлению промстройматериалов из земель Чебаркульского военного лесничества был выделен земельный участок площадью 8 га, давно прекратил существование, следовательно, земельный участок должен быть возвращен прежнему землепользователю. При межевании земельного участка площадью 5,3 га допущены нарушения действующего законодательства, изложенные в письме УФАКОН по Челябинской области от 25.06.2008 N 1969/2. Указанные нарушения закона привели к нарушению прав смежных землепользователей - Чебаркульской КЭЧ и Российской Федерации, как собственника смежного земельного участка. Землеустроительное дело N 77 в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:25 также составлено с нарушением закона. Податель жалобы особо отмечает, что целью межевания является выявление измененных характеристик земельных участков и внесение их в государственный земельный кадастр, без повторения ранее допущенных ошибок. Чебаркульская КЭЧ не согласилась также с выводом суда о том, что у УФАКОН по Челябинской области отсутствовали необходимые сведения, позволяющие индивидуализировать земельный участок, находящийся в федеральной собственности, поскольку данные сведения содержал "Технический отчет" по установлению и описанию границ земельного участка Чебаркульского полигона (войсковая часть 86727) Челябинской области, переданный исполнителем документа по накладной от 09.06.2003 N 303-13/65 и 15.07.2003, полученный УФАКОН по Челябинской области, в подчинении которого находится ФГУ "ЗКП" по Челябинской области. Чебаркульская КЭЧ не согласилась и с выводом суда о недоказанности материалами дела того обстоятельства, что Российская Федерация, Чебаркульская КЭЧ являются смежными землепользователями в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:25, ссылаясь на сведения проектного плана согласования границ земельного участка Чебаркульского полигона и землеустроительного дела N 741. Учитывая изложенное, податель жалобы считает оспариваемые действия заинтересованных лиц незаконными и нарушающими права и законные интересы Российской Федерации, как собственника земельного участка площадью 4152,2 га, и Чебаркульской КЭЧ, как землепользователя.
Администрация района и ООО "УникумСтрой" представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просят отказать.
Администрация района указывает, что на дату проведения землеустроительных работ Чебаркульская КЭЧ не являлась смежным землепользователем по отношению к спорному земельному участку, который был образован путем разделения земельного участка с кадастровым номером 74:23:03 03 0001:0010, поставленного на кадастровый учет 28.11.2003, то есть ранее, чем было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 41 522 га (02.06.2005).
Правовая позиция ООО "УникумСтрой" аналогична правовой позиции администрации района.
Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определением суда апелляционной инстанции от 14.07.2009 судебное заседание было отложено на 21.07.2009 на 16 час. 30 мин. в порядке с ч. 4 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по ходатайству ООО "УникумСтрой" в связи невозможностью явки в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Заявитель и заинтересованные лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. До начала судебного разбирательства от заинтересованных лиц в суд апелляционной инстанции поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей.
Представители Чебаркульской КЭЧ в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представители администрации района и ООО "УникумСтрой" поддержали доводы, изложенные в отзывах на жалобу.
С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, и в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 09.02.1971 исполнительным комитетом Челябинского областного Совета депутатов трудящихся принято решение N 49-10 (т. 2, л. д. 6), которым исполком обратился к Совету Министров РСФСР с просьбой разрешить передать в постоянное пользование Челябинскому областному управлению промышленности строительных материалов под строительство пионерского лагеря на 500 мест земельный участок общей площадью 8 га из земель Чебаркульского военного лесничества УРАЛВО (квартал 188).
Распоряжением от 15.04.1971 N 691-р (т. 2, л. д. 7) Совет министров РСФСР принял, в том числе предложение Челябинского облисполкома об изъятии из земель гослесфонда (Чебаркульского военного лесничества) земельного участка площадью 8 га для отвода Челябинскому областному управлению промышленности строительных материалов для строительства пионерского лагеря.
08 октября 1971 г. исполнительным комитетом Чебаркульского городского Совета депутатов трудящихся Челябинскому областному управлению промышленности строительных материалов выдан акт на право пользования земельным участком площадью 8 га, состоящим из двух участков площадью 5,6 га (леса) и 2,4 га (прочие угодья), запись о государственной регистрации землепользования произведена 13.10.1971 N 71 (т. 2, л. д. 8-9).
Из справки N 5 об изменениях в земельной площади отдельных землепользований Чебаркульского района за период с 01.11.1970 по 01.11.1971 в результате прирезок и отрезок земель и уточнений при проверке (т. 2, л. д. 150) усматривается, что от Чебаркульского военного лесничества Управлению промышленности строительных материалов передан в постоянное пользование на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 15.04.1971 N 691-р земельный участок площадью 8 га.
В 1980 г. исполнительным комитетом Челябинского областного Совета народных депутатов военной части 86727 Чебаркульского района Челябинской области выдан государственный акт на право пользования землей А-I N 240417 (т. 2, л. д. 78-81), подтверждающий закрепление в бессрочное и бесплатное пользование 41 522 га земли для государственных надобностей.
25 марта 1991 г. исполнительный комитет Челябинского областного Совета народных депутатов решением N 103 (т. 2, л. д. 35) в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.04.1990 "О некоторых вопросах предоставления и изъятии земель" принял предложение Чебаркульского райисполкома об изъятии части земель Чебаркульской КЭЧ общей площадью 3 126 га и переводе их в категорию земель государственного земельного запаса с последующей передачей.
Из пояснительной записки к акту инвентаризации земель, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, состоящих на учете в КЭЧ Чебаркульского района, и о разногласиях с членами комиссии от районной администрации (т. 2, л. д. 30-34) следует, что на день инвентаризации по учетным данным на участке военной части 86727 значится 41 441,23 га земель и лесов. Командование гарнизона, члены комиссии от гарнизона считают возможным передать администрации Чебаркульского района земельный участок общей площадью 911 га, который слагается из площадей, в том числе кварталов 186, 187, 188, 189 Чебаркульского военного лесничества. Кварталы 188, 189 находятся в первой и второй зонах санитарной охраны санатория "Кисегач", их пересекают постоянно действующая асфальтированная дорога из г. Чебаркуль в г. Миасс и в зону здравниц, в кварталах 188, 189 находятся очистные сооружения зоны здравниц.
11 июня 1992 г. главой администрации Чебаркульского района Челябинской области во исполнение распоряжения главы администрации Челябинской области "Об инвентаризации земель, находящихся в пользовании Объединенных Вооруженных Сил СНГ на территории Российской Федерации" и на основании акта от 01.06.1992 о проведении инвентаризации земель Чебаркульского военного полигона издано постановление N 269 "Об итогах инвентаризации земель, находящихся в пользовании Объединенных Вооруженных Сил СНГ на территории Чебаркульского района" (т. 2, л. д. 36, 37). Указанным постановлением во исполнение решения от 25.03.1991 N 103 исполкома Челябинского областного Совета народных депутатов изъято в курортное лесничество Чебаркульского опытно-показательного лесокомбината из земель военного полигона 936 га общей площади, не используемых или используемых не по целевому назначению в соответствии с результатами инвентаризации.
11 декабря 1992 г. постановлением главы администрации Чебаркульского района N 565 акционерному обществу закрытого типа "Каменный берег" в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок площадью 8 га, состоящий из двух участков, для оздоровительных целей, что подтверждается государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного постоянного пользования землей ЧБО N 23-404 (т. 2, л. д. 13-16), зарегистрированным в книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за N 404.
15 ноября 1995 г. решением главы администрации Чебаркульского района N 806 акционерному обществу территориального межотраслевого комплекса "ЧЕСТЭМ" предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 5,3 га для культурно-оздоровительных целей, что подтверждается государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного постоянного пользования землей N ЧБО 23-1086 (т. 2, л. д. 17-20), зарегистрированным в книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за N 1086 от 23.11.1995. В чертеже границ земельного участка описаны смежества: оз. Еловое, база отдыха издательства "Челябинский рабочий", пионерский лагерь Челябтэцстрой, автодорога Чебаркуль-Миасс, земли г. Чебаркуля (т. 2, л. д. 18-19).
25 мая 2000 г. председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Челябинской области утверждено техническое задание на производство работ по инвентаризации земель Министерства обороны (Чебаркульский район), в соответствии с которым инвентаризация земель состоит из трех видов работ, в том числе инвентаризация земель посторонних землепользователей, создание кадастровых планов под объектами недвижимости посторонних землепользователей с целью исключения их из земель Министерства обороны (т. 2, л. д. 67-70).
15 мая 2003 г. председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Чебаркульского района Челябинской области утвержден акт установления и согласования границ земельного участка на площади 53 000 кв. м, границы согласованы с ОАО "ЧЭСТЭМ-СЕРВИС", Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Чебаркуля, Домом печати, ОАО "Южуралэнергострой" б/о "Еловое" (т. 2, л. д. 41).
Земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, северная сторона озера Еловое, б/о "Каменный берег", поставлен на государственный кадастровый учет с указанием площади 52 753 кв. м, разрешенного использования - для оздоровительных целей, категории земель - земли особо охраняемых территорий (весь), кадастровым номером 74:23:03 03 001:0010, что подтверждается кадастровым планом земельного участка (выпиской из государственного земельного кадастра), составленным Чебаркульским филиалом 28.11.2003 за N 2003-1-242 (т. 2, л. д. 21-23).
В 2002 г. на основании договора от 04.05.2001 N 366 ГУП Бюро комплексного проектирования Сибирского "Орстройпроекта" проведены работы по установлению и описанию границ земель Чебаркульского полигона (в/ч 86727), в том числе согласованы границы Чебаркульского полигона, что подтверждается протоколами согласования части границы земель Чебаркульского полигона, расположенного на административной территории Сосновского района, проходящей по смежеству с землями Аргаяшского, Сосновского, Чебаркульского районов (т. 2, л. д. 106-114).
По результатам проведенных работ ГУП Бюро комплексного проектирования Сибирского "Орстройпроекта" составлен технический отчет по установлению и описанию границ земельного участка Чебаркульского полигона (в/ч 86727) (т. 2, л. д. 87-115).
24 января 2003 г. начальник строительства и расквартирования войск - заместитель Министра обороны Российской Федерации письмом N 147/3/3/22044 (т. 2, л. д. 82) в целях единого подхода к учету земельных участков и находящихся на них фондов, исключения случаев двойного учета, усиления контроля за использованием земель, предоставленных в пользование Минобороны России, сокращения количества землепользователей и централизованного оформления на эти земельные участки правоустанавливающих документов, просил назначить комиссии и организовать прием-передачу до 01.03.2003 земельных участков, закрепленных за воинскими частями и организациями, содержащимися за счет бюджетно-сметного финансирования, и правоустанавливающих документов на них, в том числе квартирно-эксплуатационным частям районов. Начальникам КЭЧ районов в срок до 01.03.2003 поручено представить в территориальные субъектовые комитеты Министерства имущественных отношений Российской Федерации перечни земельных участков, составленные по форме N 405 приказа Министра обороны России 1979 г. N 260, для внесения их в реестр федерального имущества с последующим закреплением земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования за КЭЧ районов.
В марте 2003 г. начальником Чебаркульской КЭЧ, начальником КЭУ ПУрВО утвержден акт приема-передачи от в/ч 86727 Чебаркульской КЭЧ, в том числе земельного участка площадью 41522,0 га (т. 2, л. д. 84).
02 июня 2005 г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись N 74-74-38/023/2005-103 о праве собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 415 220 000 кв. м с кадастровым номером 74:23:00 00 000:0106 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения), расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон военной части N 86727, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от 02.06.2005 серии 74-АА N 061897 (т. 1, л. д. 11).
В качестве документов-оснований для регистрации указаны нормы п. 4 ст. ст. 87, 93 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с кадастровым планом (выпиской из государственного земельного кадастра) указанного выше земельного участка, составленного Территориальным отделом N 7 УФАКОН по Челябинской области 05.04.2005 за N 23/05-1-0326 (т. 2, л. д. 85-86), площадь участка 415 220 000 кв. м является ориентировочной, подлежит уточнению при межевании (графа 16 "Особые отметки").
На основании распоряжения ТУ Росимущества по Челябинской области от 13.07.2006 N 1160-р названный выше земельный участок передан Чебаркульской КЭЧ на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в ЕГРП 22.08.2006 внесена запись регистрации N 74-74-38/056/2006-392 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 22.08.2006 серии 74 АБ N 488058 (т. 1, л. д. 12).
Администрация Чебаркульского района Челябинской области обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 41 522 га с кадастровым номером 74:23:00 00 000:0106, расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон войсковой части 86727. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2006 по делу N А76-13825/2006 (т. 3, л. д. 16-22) в удовлетворении требований администрации Чебаркульского района Челябинской области отказано.
10 января 2007 г. заказчиком - ООО "УникумСтрой" утверждено задание исполнителю - ООО "Кадастр-М" на составление проекта границ и межевание объекта землеустройства участка 25 (т. 1, л. д. 114).
23 января 2007 г. глава Чебаркульского муниципального района издал постановление N 53 "Об утверждении акта выбора земельного участка от 10.01.2007 под строительство гостиничного корпуса ООО "Уникум-Строй" на базе отдыха "Каменный берег" на оз. Еловое в Чебаркульском районе" (т. 3, л. д. 1).
09 марта 2007 г. постановлением главы Чебаркульского муниципального района N 232 (т. 1, л. д. 88) утвержден проект границ земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:25.
09 марта 2007 г. заместителем начальника территориального отдела N 7 УФАКОН по Челябинской области утверждено землеустроительное дело N 77 (т. 1, л. д. 109-124) на составление проекта границ и межевание объекта землеустройства земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, северная сторона оз. Еловое, база отдыха "Каменный берег", участок N 1. Схема границ земельного участка включает описание смежеств: земли Чебаркульского муниципального района, земли базы отдыха "Каменный берег", оз. Еловое, земли Чебаркульского городского округа.
24 мая 2007 г. главой Чебаркульского муниципального района издано постановление N 557 (т. 2, л. д. 24) о разделении земельного участка площадью 52753 кв. м из земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровым номером 74:23:03 03 001:0010, используемого ОАО "ЧЕСТЭМ-СЕРВИС", расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, северная сторона озера Еловое, б/о "Каменный берег", - на два самостоятельных земельных участка площадью 43 971,3 кв. м и 5923,9 кв. м, а также изъятии у ОАО "ЧЭСТЕМ-СЕРВИС" земельного участка площадью 2857,8 кв. м, находящегося в береговой полосе озера Еловое. Одновременно указанным постановлением утвержден проект границ вновь образованного земельного участка площадью 5923,9 кв. м согласно землеустроительному делу N 77, из земель особо охраняемых территорий и объектов, для размещения гостиничного комплекса; данному участку присвоен адрес: Челябинская область, Чебаркульский район, северная сторона оз. Еловое, база отдыха "Каменный берег", участок N 1.
20 июня 2007 г. земельный участок N 1 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 74:23:0303001:25, с указанием категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенного использования - для размещения гостиничного комплекса, сведений о правах - муниципальная собственность (муниципальное образование "Чебаркульский муниципальный район" Челябинской области), что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости от 24.04.2008 (т. 1, л. д. 13-20).
Постановлением главы Чебаркульского муниципального района от 04.07.2007 N 696 (т. 3, л. д. 7) ООО "УникумСтрой" предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 5923,9 кв. м, из земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровым номером 74:23:0303001:0025, расположенный по адресу: Чебаркульский район, северная сторона озера Еловое, б/о "Каменный берег", участок N 1, для размещения гостиничного комплекса.
04 июля 2007 г. на основании указанного постановления между Чебаркульским муниципальным районом в лице Управления муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района (арендодателем) и ООО "Уникум-Строй" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка на срок до 03.07.2056, который зарегистрирован в установленном законом порядке 24.08.2007 (т. 3, л. д. 8-13).
24 декабря 2007 г. УФАКОН по Челябинской области утверждено землеустроительное дело N 741 281/07 по межеванию земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:0106 Чебаркульского полигона (войсковая часть N 86727), подготовленное ОАО "Челябинский научно-исследовательский и проектно-изыскательный институт по землеустройству" (т. 2, л. д. 117-132).
Из данного землеустроительного дела усматривается, что внешние границы земельного участка были согласованы в 2002 г., в проектном плане границ проведено согласование вновь полученных земельных участков в результате изменения административных границ муниципальных образований с землепользователями.
Кроме того, из землеустроительного дела усматривается, что в границах Чебаркульского полигона имеются, в том числе посторонние землепользователи, исключенные из земельного участка полигона, из них стоящие на кадастровом учете, в частности, земельный участок с кадастровым номером 74:23:03 03 001:0025, б/о "Каменный берег" участок 1 (ООО "Уникум-Строй") (т. 2, л. д. 120).
25 июня 2008 г. письмом исх. N 1969/2 (т. 1, л. д. 22-27) УФАКОН по Челябинской области уведомил Чебаркульскую КЭЧ, в том числе о том, что землеустроительное дело N 77 по межеванию объекта землеустройства, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, северная сторона оз. Еловое, б/о "Каменный берег", участок N 1, - утверждено с нарушениями: акт согласования границ земельного участка не соответствует форме, утвержденной Методическими рекомендациями Росземкадастра от 17.02.2003; акт утвержден заместителем начальника территориального отдела N 7 Долбиловым А.Ю. 01.09.2007, что противоречит указанным Методическим рекомендациям. В акте согласования отсутствуют - фамилия исполнителя работ, согласование с правообладателем данного земельного участка; строка "правообладателями земельных участков или их представителями заявлено: отказ в согласовании, разногласия" не заполнена; на схеме границ земельного участка отсутствует кадастровый номер земельного участка; акт составлен исполнителем работ 29.01.2007, тогда как дата согласования границ смежными землепользователями - 06.03.2007, в акте отсутствует согласование с представителем собственника земельного участка - ТУ Росимущества по Челябинской области, и землепользователем - Чебаркульской КЭЧ.
02 июля 2008 г. письмом исх. N 1974 (т. 1, л. д. 21) Чебаркульская КЭЧ обратилась к ТУ ФАУГИ по Челябинской области, в котором сообщило о фактах нарушений при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков на землях Чебаркульского полигона, предложило обратиться в суд по вопросу неправомерных действий УФАКОН по Челябинской области.
10 июля 2008 г. письмом исх. N ВК/2974 (т. 1, л. д. 62) УФАКОН сообщил Чебаркульской КЭЧ о том, что в результате проведенной проверки землеустроительных дел по земельным участкам, поставленным на государственный кадастровый учет на территории Чебаркульского полигона, выявлено отсутствие части землеустроительных дел, утверждение остальных дел с нарушениями требований действовавшего на момент их утверждения законодательства, а именно: при отсутствии согласования границ с Чебаркульской КЭЧ, как со смежным землепользователем. Для разрешения сложившейся ситуации и снятия с государственного кадастрового учета указанных земельных участков рекомендовано обратиться в судебные органы в порядке ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации.
ТУ ФАУГИ по Челябинской области, полагая, что действия заинтересованных лиц по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:25 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Российской Федерации как собственника земельного участка обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269, 271 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действий государственного органа незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, заявитель считает, что оспариваемые действия заинтересованных лиц являются незаконными и нарушающими права и законные интересы Российской Федерации как собственника земельного участка площадью 41 522 га, так как при проведении землеустроительных работ в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:25 его границы не были согласованы с заявителем и Чебаркульской КЭЧ как со смежными землепользователями.
В силу ст. 3 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" при изменении и определении границ объектов землеустройства обязательно проведение землеустройства.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О землеустройстве" (действовала на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет), межевание объектов землеустройства (к числу которых относятся земельные участки - ст. 1 названного закона) представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения, осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра и включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности, их согласование, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Согласно п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации (норма действовала на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет) при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
Требование к учету законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании, также установлены п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (утратило силу с 29.06.2009).
Согласно п. 4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных руководителем Росземкадастра 17.02.2003 (далее - Методические рекомендации Росземкадастра от 17.02.2003), межевание объектов землеустройства проводится как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства. Межевание земельного участка включает в себя различные виды работ, в том числе и согласование его границ.
В силу п. 14.2 названных Методических рекомендаций Росземкадастра от 17.02.2003 перед процедурой согласования границ объекта землеустройства его границы предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями. На основании сведений государственного земельного кадастра определяется круг лиц (смежных землепользователей), которых необходимо пригласить на процедуру согласования.
Из материалов дела следует, что землеустроительное дело N 77 по межеванию объекта землеустройства, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, северная сторона оз. Еловое, б/о "Каменный берег", участок N 1, утверждено с нарушениями: а именно: акт согласования границ земельного участка не соответствует форме, утвержденной Методическими рекомендациями Росземкадастра от 17.02.2003; акт утвержден заместителем начальника территориального отдела N 7 Долбиловым А.Ю. 01.09.2007, что противоречит указанным Методическим рекомендациям. В акте согласования отсутствуют - фамилия исполнителя работ, согласование с правообладателем данного земельного участка; строка "правообладателями земельных участков или их представителями заявлено: отказ в согласовании, разногласия" не заполнена; на схеме границ земельного участка отсутствует кадастровый номер земельного участка; акт составлен исполнителем работ 29.01.2007, тогда как дата согласования границ смежными землепользователями указана - 06.03.2007,
Наличие перечисленных выше нарушений было признано и руководством УФАКОН по Челябинской области в письме от 25.06.2008 N 1969/2 (т. 1, л. д. 56, 57). Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в данном письме указано как на нарушение действующего законодательства также на отсутствие согласования границ земельного участка с представителем собственника - ТУ ФАУГИ по Челябинской области и Чебаркульской КЭЧ как со смежными землепользователями.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что несоблюдение действующей процедуры межевания земель в данном случае само по себе не свидетельствует о нарушении прав заявителя, которое может быть признано основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета, в силу следующего.
Согласно представленной в суд апелляционной инстанции копии землеустроительного дела N 741 по межеванию земельного участка 74:23:0000000:0106, находящегося в федеральной собственности, спорный земельный участок с кадастровым номером 74:23:0303001:25 площадью 0,59 га, действительно, входит в состав земельного участка с кадастровым номером 74:23:00:00000:0106 (т. 2, л. д. 120).
Судами установлено также, что спорный земельный участок с кадастровым номером 74:23:0303001:25 вновь образован из состава земельного участка площадью 52753 кв. м с кадастровым номером 74:23:03 03 001:0010, поставленного на государственный кадастровый учет в 2003 г. (т. 2, л. д. 21), то есть ранее постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 41 522 га с кадастровым номером 74:23:0000000:0106 в 2005 г. (т. 2, л. д. 85).
Между тем, исходя из основания рассматриваемого заявления, ТУ ФАУГИ по Челябинской области фактически оспаривается правомерность постановки на государственный кадастровый учет в 2007 г. земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:25 в связи с несогласованием границ спорного земельного участка с заявителем. Однако действия уполномоченного органа по внесению в 2005 г. в государственный земельный кадастр сведений о земельном участке с кадастровым номером 74:23:00:00000:0106, из состава которого образован спорный объект землеустройства, заявителем в судебном порядке не оспаривались, незаконными не признаны.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что кадастровый учет в рассматриваемом споре осуществлялся не в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, а в связи с преобразованием ранее поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка, однозначные сведения о местоположении границ которого уже имелись в государственном земельном кадастре, по существующим характерным точкам (т. 2, л. д. 22). Соответственно, согласовывать указанные границы со смежными землепользователями нет необходимости.
Доказательства того, что границы вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:25 вышли за границы преобразованного земельного участка с кадастровым номером 74:23:03 03 001:0010, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности нарушения прав и законных интересы заявителя действиями уполномоченного государственного органа по постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка.
Поскольку нарушение прав заявителя не доказано, оснований для признания незаконными действий по проведению кадастрового учета земельного участка не имеется.
В части довода подателя жалобы о том, что материалами дела подтверждается изъятие у Челябинского областного управления промышленности строительных материалов и передача войсковой части 86727 земельного участка площадью 8 га, из состава которого был образован вначале земельный участок площадью 5,3 га, из которого, в свою очередь, образован земельный участок с кадастровым номером 74:23:0303001:25, а также о том, что спорный земельный участок возвращен в федеральную собственность, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (ст. 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.
Из материалов дела следует, что в настоящее время спорный земельный участок с кадастровым номером 74:23:0303001:0025 обременен арендой в пользу ООО "УникумСтрой", арендодателем при заключении договора выступил Чебаркульский муниципальный район в лице Управления муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района, спорный земельный участок внесен 20.06.2007 в государственный кадастр недвижимости как находящийся в муниципальной собственности (т. 1, л. д. 13).
При таких обстоятельствах по делу названный выше аргумент управления о том, что спорный земельный участок возвращен в федеральную собственность, свидетельствует о наличии спора о праве.
Следует учесть, что в рамках настоящего дела управлением в порядке административного судопроизводства оспаривались только действия уполномоченного органа по постановке спорного земельного участка на государственный кадастровый учет, поэтому суд апелляционной инстанции не вправе выйти за пределы заявленных требований и какими-либо правовыми выводами предрешить спор о праве (ст. 268 АПК РФ).
В данном случае суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о неверно выбранном управлением способе защиты нарушенных, по его мнению, прав, поскольку при наличии спора о праве правильным способом защиты для заявителя будет восстановление своих прав в порядке искового производства.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законно и обоснованно, оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с правилами ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на её подателя.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.01.2009 по делу N А76-23172/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Чебаркульская квартирно-эксплуатационная часть района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.В.Пивоварова |
Судьи |
Г.Н.Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23172/2008
Истец: ТУ ФАУГИ поЧелябинской области
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области, Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области
Третье лицо: ФГКЭУ "Чебаркульская КЭЧ района", ООО "УникумСтрой", Администрация муниципального образования "Чебаркульский муниципальный район"