г. Челябинск
27 июля 2009 г. |
N 18АП-5469/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Махровой Н.В., судей Карпусенко С.А., Логиновских Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Логиновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.06.2009 по делу N А76-4008/2009 (судья Скрыль С.М.), при участии от: общества с ограниченной ответственностью жилищный ремонтно-эксплуатационный цех-4"- Базуевой Е.Н. (доверенность от 18.06.2009), от Министерства финансов Челябинской области - Бутузовой А.А.(доверенность от 19.01.2009),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью жилищный ремонтно-эксплуатационный цех-4" (далее - ООО "ЖРЭЦ-4", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик-1), Министерству финансов Челябинской области (далее - Минфин Челябинской области, ответчик-2), отделению по г. Озерску Управления Федерального казначейства по Челябинской области (далее - отделение по г. Озерску УФК по челябинской области, ответчик-3), с привлечением в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Управление социальной защиты населения Администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее - третье лицо) о взыскании
86 000 руб. 15 коп. убытков, в том числе причиненных в результате не возмещения расходов, связанных с предоставлением с июля по декабрь 2008 г. отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотренных Федеральными законами: "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в размере 55 138 руб. 58 коп., "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в размере 30 861 руб. 57 коп.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.06.2009 исковые требования ООО "ЖРЭЦ-4" удовлетворены в полном объёме.
В апелляционной жалобе Минфин России просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что при рассмотрении настоящего спора правила, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2005 N 542, не подлежат применению. Также ссылается на то, что в бюджет Челябинской области из Федерального бюджета перечислены субвенции на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, остаток которых был возвращен Челябинской областью в федеральный бюджет. Полагает, что не подлежат возмещению расходы, понесённые военнослужащими и сотрудниками силовых ведомств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчиков-1,3 и третьего лица не явились.
С учётом мнения представителей истца и ответчика-2, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца и ответчика-2 не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в связи с реализацией Федеральных законов: "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающих льготы гражданам при предоставлении жилищно-коммунальных услуг истец за счёт собственных средств предоставил льготы по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан с июля по декабрь 2008 г. на общую сумму 86 000 руб. 15 коп., что подтверждается ведомостями учёта (т.1, л.д. 14-61) и сводной ведомостью (т.1, л.д.13).
Ссылаясь на то, что задолженность в размере 86 000 руб. 15 коп. не компенсирована ответчиками, истец обратился в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что не исполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией установленных законом льгот повлекло возникновение у истца убытков в сумме 86 000 руб. 15 коп., которые взысканы за счет казны Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда об отнесении убытков на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса российской Федерации от имени соответствующей казны выступают финансовые органы.
Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией (ст.14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991)
Статьей 1 Федерального закона "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26.11.1998 N 175-ФЗ на граждан, указанных в пунктах 1 - 7 названной статьи, распространяется действие Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991.
В ст. 15 Федерального закона "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26.11.1998 N 175-ФЗ предусмотрено, что меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.
В ст. 5 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 определено, что порядок финансирования, в том числе компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, расходов, связанных с реализацией Закона, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанного предписания Правительство Российской Федерации постановлением N 542 от 30.08.2005 утвердило Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которому финансирование названных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно п. 2 Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 и действовавших в период с 14.03.2006 по 31.12.2007, финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 утверждены Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008 - 2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, введенные в действие с 01.01.2008.
Правила определяют порядок зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
В пунктах 2,3 указанных Правил предусмотрено предоставление субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству финансов Российской Федерации, перечисление субвенций на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Так как источники финансирования льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 и Федеральным законом "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26.11.1998 N 175-ФЗ, порядок финансирования расходов, связанных с реализацией вышеназванных законов, правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг законодательством определены, выводы арбитражного суда первой инстанции о том, что источник финансирования льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации N1244-1, не определен, о том, что до настоящего времени отсутствует порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону Российской Федерации N1244-1, являются неверными.
В связи с тем, что данные выводы не привели к принятию неправильного судебного акта, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда не имеется.
Поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 и Федеральным законом "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26.11.1998 N 175-ФЗ, а доказательства, свидетельствующие о том, что военнослужащие, сотрудники федеральных органов исполнительной власти, в системе которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, пенсионеры из их числа, в том числе ныне работающих, а также гражданский персонал указанных органов исполнительной власти были приняты на учет органами социальной защиты населения и финансовая потребность в денежных средствах на 2007, 2008 годы определялась с учетом такой категорий граждан, доказательства выделения денежных средств для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот вышеназванным категориям граждан, а также доказательства их нецелевого использования в материалы дела не представлены, арбитражный суд первой инстанции обоснованно взыскал убытки с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что спор возник не в связи с недофинансированием со стороны федерального бюджета, а в связи с необоснованным отказом Министерства социальных отношений по Челябинской области в возмещении льгот военнослужащим, сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, в системе которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, пенсионерам из их числа не подтвержден материалами дела. Убытки истца возникли в результате бездействия Российской Федерации, которое выразилось в недостаточном выделении денежных средств для возмещения расходов истцу в связи с предоставлением льгот, Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 и Федеральным законом "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26.11.1998 N 175-ФЗ.
Что касается ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что в бюджет Челябинской области из Федерального бюджета перечислены субвенции на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг остаток, которых был возвращен Челябинской областью в федеральный бюджет, то она во внимание не принимается, так как из представленных в материалы дела документов (т.1, л.д. 107-130) не возможно установить для какой цели перечислены данные средства.
Утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что Правила финансирования расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2005 N 542 не содержат порядка финансирования льгот при оплате жилищно-коммунальных услуг, во внимание не принимается, поскольку основано на неверном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.06.2009 по делу N А76-4008/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Махрова Н.В. |
Судьи |
Карпусенко С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-4008/2009
Истец: ООО "ЖРЭЦ-4"
Ответчик: Отделение по г. Озерску УФК по Челябинской области, Министерство финансов Челябинской обл., Министерство финансов РФ - УФК по Челябинской области, Министерство финансов РФ
Третье лицо: Управление социальной защиты населения Администрации Озерского городского округа
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5469/2009