г. Челябинск
28 июля 2009 г. |
N 18АП-5489/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Ивановой Н.А., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 мая 2009 года по делу N А47-1547/2009 (судья Лазебная Г.Н.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Оренбург-Иволга" (далее - заявитель, налогоплательщик, ООО "Оренбург-Иволга") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения от 09.10.2007 N 527/8, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция ФНС России по Промышленному району г. Оренбурга), в части уменьшения на исчисленные в завышенных размерах суммы налога на добавленную стоимость, заявленные к возмещению в размере 1.823.659 руб. 13 коп. и привлечения к налоговой ответственности в виде налоговых санкций в размере 1.300 руб. 00 коп. (с учетом уточнения заявленных требований, т. 8, л. д. 108). Налогоплательщиком также было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, восстановив по ходатайству заявителя пропущенный им срок на оспаривание ненормативного правового акта, вынесенного налоговым органом, решением от 18 мая 2009 года по настоящему делу, частично удовлетворил требования, заявленные налогоплательщиком. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части предложения уменьшить на исчисленную в завышенных размерах сумму налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению из бюджета в размере 1.823.659 руб. 13 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Оренбург-Иволга" отказано.
В апелляционной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции. Налоговый орган при этом ссылается на то, что у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Оренбург-Иволга" о восстановлении пропущенного срока на оспаривание решения Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Оренбурга. По мнению заинтересованного лица, обстоятельства, приведенные налогоплательщиком в качестве причин, объективно способствовавшим пропуску срока на обращение в арбитражный суд (восстановление в 2007 году бухгалтерского учета за 2005-2007 гг., предположение о том, что решение нижестоящего налогового органа будет отменено вышестоящим налоговым органом), не должны были быть приняты арбитражным судом первой инстанции в целях восстановления пропущенного ООО "Оренбург-Иволга", срока на оспаривание решения Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Оренбурга.
Иных доводов апелляционная жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга, не содержит.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, которым, ссылаясь на нормы п. 1 ч. 1 ст. 150, ст. 262, п. 2 ч. 1 ст. 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также на пункты 4 и 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", просит прекратить производство по апелляционной жалобе, - указывая на то, что налоговым органом, фактически обжалуются, не выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу для признания недействительным решения от 09.10.2007 N 03-39/8-26757, вынесенного Инспекцией ФНС России по Промышленному району г. Оренбурга, но "_протокольное определение арбитражного суда о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа, что не предусмотрено нормами АПК РФ".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не прибыли.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие налогоплательщика и налогового органа.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Промышленному району г. Оренбурга была проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Оренбург-Иволга" 16.05.2007 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 август 2005 года (т. 1, л. д. 33 - 38); по результатам проведенных мероприятий налогового контроля заинтересованным лицом составлен акт камеральной налоговой проверки от 30.08.2007 N 03-39/8-1630дсп (т. 8, л. д. 40 - 48).
Инспекцией ФНС России по Промышленному району г. Оренбурга вынесено решение от 09.10.2007 N 527/8 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1, л. д. 9 - 15), которым ООО "Оренбург-Иволга" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), штрафам в сумме 6.500 руб. 00 коп. за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и сведений. Размер налоговых санкций увеличен налоговым органом в соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ, до 1.300 руб. 00 коп. Указанным решением ООО "Оренбург-Иволга" также предложено уменьшить на исчисленные в завышенных размерах суммы налога на добавленную стоимость, заявленные к возмещению из бюджета в размере 1.836.841 руб. Основанием для уменьшения на исчисленные в завышенных размерах суммы налога на добавленную стоимость, послужили выводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика документов, подтверждающих право на возмещение НДС (на сумму 17.498.505 руб.).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 01.12.2008 N 24-17/23577 (т. 8, л. д. 20 - 24), апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя в части требования общества с ограниченной ответственностью "Оренбург-Иволга", пришел к выводу о том, что требования п. п. 5, 6 ст. 169, п. п. 1, 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Кодекса, соблюдены налогоплательщиком.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными и оснований для их переоценки, арбитражный апелляционный суд не находит.
Согласно п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ (здесь и далее нормы Налогового кодекса Российской Федерации приводятся в редакции, действовавшей в проверяемый налоговый период), вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: 1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу условий п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты (п. 2 ст. 172 НК РФ).
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 169 НК РФ).
Счета-фактуры составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Счета-фактуры должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ).
Все вышеперечисленные требования обществом с ограниченной ответственностью "Оренбург-Иволга", соблюдены, что подтверждено налогоплательщиком путем представления в материалы дела N А47-1547/2009 Арбитражного суда Оренбургской области, первичных бухгалтерских документов, подтверждающих право налогоплательщика на получение налогового вычета, и что, как отмечено выше, по существу не оспаривается Инспекцией Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга, и подтверждено в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции 13.05.2009 (т. 8, л. д. 143).
В силу условий п. 29 сохраняющего свою силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", у арбитражного суда, рассматривающего спор соответствующей категории, наличествует обязанность по принятию и оценке документов и иных доказательств, представленных налогоплательщиком, - вне зависимости от того, представлялись ли данные документы налоговому органу в порядке и в сроки, определенные п. 5 ст. 100 НК РФ (применительно к рассматриваемой ситуации - п. 6 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования").
Обоснованным является удовлетворение арбитражным судом первой инстанции, ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Оренбург-Иволга" (т. 8, л. д. 137, 138) о восстановлении пропущенного срока для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения налогового органа.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, и установлено арбитражным судом первой инстанции, заявитель реализовал свое право на защиту, путем первоначального обжалования решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга, в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области в срок, установленный п. 2 ст. 139 Налогового кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что ООО "Оренбург-Иволга" не оспорило вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа в арбитражном суде первой инстанции в срок, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратившись с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, не означает, что налогоплательщик должен быть лишен доступа к правосудию, о чем, со ссылкой на ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, и на ч. 1 ст. 6 Конвенции от 04.11.1950 о защите прав человека и основных свобод, правомерно указал арбитражный суд первой инстанции.
Признание обстоятельств, способствовавших пропуску обращения в суд с соответствующим заявлением, уважительными, находится в компетенции арбитражного суда (ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции в данном случае, не имеется.
Ссылки налогоплательщика на то, что производство по апелляционной жалобе должно быть прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняются арбитражным апелляционным судом, так как отказ в восстановлении пропущенного срока для обращения в арбитражный суд, повлек бы за собой как следствие, отказ в удовлетворении требований налогоплательщика о признании частично недействительным решения от 09.10.2007 N 527/8, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 мая 2009 года по делу N А47-1547/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1547/2009
Истец: ООО "Оренбург-Иволга"
Ответчик: ИФНС России по Промышленному району г. Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5489/2009