г. Челябинск
05 августа 2009 г. |
N 18АП-6379/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бабкиной С.А., судей Матвеевой С.В., Серковой З.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиным И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.06.2009 (резолютивная часть от 10.06.2009) по делу N А07-6909/20099 (судья Шагабутдинова З.Ф.), при участии: от Дирекции строящихся арендных предприятий объединенных арендных предприятий "Башстром" - представителей Шайгазамовой А.К. (паспорт), Лобанова А.К. (паспорт; приказ N 335 от 14.04.2004); от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан - представителя Сорокина В.И. (удостоверение; доверенность N061 от 16.03.2009); от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - представителя Валитовой Л.К. (удостоверение; доверенность от 22.06.2009 N ОК-51/7884).
УСТАНОВИЛ:
Дирекция строящихся предприятий объединенных арендных предприятий "Башстром" (далее - ДСП ОАП "Башстром", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан (далее - регистрирующий орган, МИФНС N 39 по РБ, ответчик) с привлечением к участию в деле заинтересованных лиц - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Министерства финансов Республики Башкортостан, с требованием о признании незаконным решения от 11.02.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица при его ликвидации и обязании МИФНС N 39 по РБ внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации прекращения деятельности ДСП ОАП "Башстром" в связи с его ликвидацией.
Определением от 05.05.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы (далее - МИФНС по Ленинскому району г. Уфы, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.06.2009 заявленные требования удовлетворены, решение от 11.02.2009 МИФНС N 39 по РБ об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией признано недействительным, на ответчика возложена обязанность по внесению в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации прекращения деятельности ДСП ОАП "Башстром" в связи с его ликвидацией.
В апелляционной жалобе регистрирующий орган просит решение арбитражного суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Считает, что 04.02.2009 в регистрирующий орган представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, ликвидационный баланс, в котором указана сумма задолженности в размере 611 000 руб., однако по справке N368 от 11.02.2009 ИФНС по Ленинскому району г. Уфы и по данным оперативного учета на 09.02.2009 ДСП ОАП "Башстром" имеет задолженность по налоговым платежам в сумме 714151,97 руб., в том числе 4830 руб. налогов, 537876,95 руб. пени и 171445,02 руб. штрафа. В связи с чем, ответчик полагает, что представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, следовательно, на основании непредставления определенных статьей 21 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов регистрирующим органом правомерно принято решение об отказе в государственной регистрации.
Также ответчик ссылается на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-2893/2008, принятом по результатам рассмотрения заявления ИФНС Ленинского района г. Уфы о взыскании с ДСП ОАП "Башстром" единого социального налога и соответствующих пеней; требования налогового органа судом удовлетворены.
ДСП ОАП "Башстром" представило отзыв на апелляционную жалобу (рег.N 15682), в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также в отзыве пояснило, что на дату подачи документов в регистрирующий орган предприятие погасило всю кредиторскую задолженность, в том числе по налогам и сборам, каких-либо доказательств, подтверждающих задолженность, налоговым органом представлено не было, возражений при регистрации промежуточного ликвидационного баланса также не заявлено. Считает, что денежная сумма в размере 4 830 руб. налоговым органом начислена ошибочно, после вынесения отказа в государственной регистрации.
Министерство земельных и имущественных отношений РБ представило письменные пояснения на жалобу, просит жалобу ответчика оставить без удовлетворения. Пояснил, что задолженность по налогам и сборам в размере 4 830 руб. по данным налогового органа была зачтена, оснований для отказа в проведении государственной регистрации не имелось. Решение суда от 11.06.2009 считает законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Министерства финансов Республики Башкортостан, ИФНС России по Ленинскому району г. Уфы Республики Башкортостан не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель МИФНС N 39 по РБ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
В судебном заседании отклонено ходатайство МИФНС N 39 по РБ о приобщении дополнительных доказательств, полученных у МИФНС по Ленинскому району г. Уфы, поскольку в силу п.2 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п.26 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" причины не представления данных документов в суд первой инстанции не являются уважительными.
Представители ДСП ОАП "Башстром" и Министерства земельных и имущественных отношений возражали против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в представленном ими отзыве на жалобу и письменных пояснениях к ней.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, находит решение арбитражного суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДСП ОАП "Башстром" создано в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 706 от 29.06.1995 и зарегистрировано постановлением Главы администрации Ленинского района г. Уфы N 859 от 19.07.1995.
12.04.2000 выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица за N 0227563 (т.1, л.д.27).
Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 1184-р от 25.12.1997 принято решение о ликвидации ДСП ОАП "Башстром" (т.1, л.д.52). Председателем ликвидационной комиссии назначен Лобанов А.К. (с учетом приказа N 335 от 14.04.2004, л.д.14).
Информация о ликвидации ДСП ОАП "Башстром" опубликована 31.08.2005.
28.03.2008 в регистрирующий орган представлен промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 02.04.2008, в котором отражена задолженность по налогам и сборам в сумме 609 тыс. руб. (т.1, л.д.81), налоговым органом 23.04.2008 выдано свидетельство серия 02 N 005549250 о составлении промежуточного ликвидационного баланса (л.д.28).
В период с 01.07.2008 по 07.07.2008 МИФНС по Ленинскому району г. Уфы проведена камеральная налоговая проверка ДСП ОАП "Башстром" за период уплаты налогов за 3 месяца квартальный 2008 год, составлен акт камеральной налоговой проверки N 3220/3 от 07.07.2008 о начислении единого социального налога в сумме 4830 руб. (л.д.106-107).
МИФНС по Ленинскому району г. Уфы направило должнику требование N 2525 по состоянию на 11.09.2008 (л.д.91).
04.02.2009 председатель ликвидационной комиссии обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с его ликвидацией (л.д.64-65). К заявлению были приложены ликвидационный баланс по состоянию на 31.12.2008, в котором на конец отчетного периода отсутствует задолженность по долгосрочным и краткосрочным обязательствам, в том числе по обязательным платежам (л.д.67-68); документ об уплате государственной пошлины (л.д.69); справка из Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д.66).
Регистрирующий орган по результатам рассмотрения представленных документов 11.02.2009 принял решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления определенных статьей 21 Закона о регистрации необходимых для государственной регистрации документов (л.д.8). В обоснование принятого решения ответчик указал на отсутствие ликвидационного баланса, поскольку в нем не указана задолженность по налогам и сборам в размере 714 151 руб. Ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, следовательно, ликвидационный баланс считается непредставленным.
Полагая, что отказ в государственной регистрации юридического лица является незаконным, ДСП ОАП "Башстром" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения регистрирующего органа от 11.02.2009 об отказе в государственной регистрации ДСП ОАП "Башстром" в связи с его ликвидацией незаконным, обязании МИФНС N 39 по РБ внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации прекращения деятельности ДСП ОАП "Башстром" в связи с его ликвидацией.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что порядок ликвидации юридического лица соблюден, в регистрирующий орган представлены все предусмотренные Законом о регистрации документы, доказательств, свидетельствующих о наличии задолженность по налогам в сумме 4830 руб., пени - 537866,49 руб., штрафы - 171445,02 руб. суду не представлено.
Выводы суда первой инстанции являются правомерными и обоснованными, соответствуют материалам дела.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Указанные документы представлены налогоплательщиком в налоговый орган, что также подтверждается материалами дела (т.1, л.д. 64-69).
Пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации установлен закрытый перечень оснований для отказа в государственной регистрации: непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 и пунктом 4 статьи 22.1 Закона о государственной регистрации.
Как следует из текста решения от 11.02.2009, основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации ДСП ОАП "Башстром" явилось признание регистрирующим органом ликвидационного баланса непредставленным, поскольку в нем содержались недостоверные сведения, а именно не указана непогашенная задолженность по налогам и сборам в размере 714151 руб.
Материалами дела подтверждается фактическое представление ДСП ОАП "Башстром" ликвидационного баланса в регистрирующий орган.
Доказательств недостоверности сведений, изложенных в представленном для государственной регистрации ликвидационном балансе, на момент обращения с заявлением о регистрации в материалы дела не представлено.
Оценивая доводы ответчика о недостоверности сведений, указанных в ликвидационном балансе, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности налоговым органом наличия задолженности в указанной сумме, принял во внимание сводные реестры поручений на оплату.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс (пункт 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с имевшимся у общества на момент составления ликвидационного баланса акта расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (т.1, л.д.56-57) ДСП ОАП "Башстром" по состоянию на 10.12.2008 имело задолженность в сумме 710 058,28 руб.
Согласно сводным реестрам поручений на оплату N 4 от 03.12.2008 и N 1 от 21.11.2008 (л.д.9-11, 12-13) ДСП ОАП "Башстром" оплатило задолженность по налогам и сборам в общей сумме на 1331884,4 руб.
Ссылка регистрирующего органа и третьего лица о наличии у ДСП ОАП "Башстром" на дату обращения в регистрирующий орган задолженности по налогам и сбора в сумме 714151 руб. согласно справочным данным ИФНС по Ленинскому району г. Уфы, не принимается во внимание арбитражным судом апелляционной инстанции.
Пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен двухмесячный срок заявления кредиторами требований к ликвидируемому лицу, исчисляемый с момента публикации сообщения о ликвидации этого юридического лица.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства - реестры заказной корреспонденции от 07.07.2008 (л.д.110-112), акт N 3220/3 от 07.07.2008 (л.д.106-107), решение N 1974/3 от 08.08.2008 (л.д.103-104), требование N 2525 по состоянию на 11.09.2008 (л.д.91) приходит к выводу о том, что требования инспекции в адрес ликвидатора в установленный законом срок не поступали.
Так, арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что требований кредитора о включении суммы задолженности в промежуточный ликвидационный баланс общества ДСП ОАП "Башстром" регистрирующим органом не заявлялось. Требование налогоплательщику об уплате задолженности по обязательным платежам на сумму 4830 руб. было предъявлено инспекцией 11.09.2008, то есть после истечения двухмесячного срока предъявления кредиторами требований к ликвидируемому юридическому лицу. Кроме того, предъявляемое инспекцией в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, требование налогоплательщику не может свидетельствовать о предъявлении инспекцией требования кредитора в порядке п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, у ДСП ОАП "Башстром" отсутствовала обязанность указывать в промежуточном и ликвидационном балансах сведения о задолженности по обязательным платежам в сумме 714151 руб.
Кроме того, промежуточный ликвидационный баланс был представлен в налоговый орган 28.03.2008 (л.д.80). Каких-либо возражений со стороны инспекции в отношении содержания промежуточного ликвидационного баланса ликвидатору предъявлено не было.
В указанный срок налоговым органом требования к ДСП ОАП "Башстром" предъявлены не были, что исключает возможность внесения сведений о задолженности общества по обязательным платежам в промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания считать ликвидационный баланс непредставленным в связи с недостоверностью содержащихся в нем сведений.
Учитывая отсутствие иных оснований для отказа в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией, решение ответчика об отказе в государственной регистрации следует признать принятым с нарушением пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Не может иметь самостоятельного правового значения для отказа в государственной регистрации довод ответчика о наличии у ДСП ОАП "Башстром" задолженности по обязательным платежам в сумме 714151,97 руб. согласно справки N 368 от 11.02.2009 МИФНС по Ленинскому району г. Уфы (л.д.58-59), поскольку из содержания указанного документа видно, что расчеты составлены по состоянию на 09.02.2009, то есть уже после подачи ликвидатором заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (04.02.2009).
Довод ответчика о том, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-2893/2008 требования налогового органа о взыскании с ДСП ОАП "Башстром" единого социального налога и соответствующих пеней удовлетворены, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Между тем ответчиком в подтверждение своих доводов не представлен в материалы настоящего дела копия указанного решения Арбитражного суда Республики Башкортостан, как не представлено и сведений о вступлении решения суда первой инстанции в законную силу.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и, принимая во внимание, отсутствие доказательств соблюдения налоговым органом порядка предъявления требований к ликвидируемому должнику согласно статьям 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать ликвидационный баланс ДСП ОАП "Башстром" содержащим недостоверные сведения.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что юридическое лицо самостоятельно распоряжается предоставленными ему гражданскими правами и обязанностями, использование возложенных на юридическое лицо публичных интересов в целях восполнения нереализованных собственных прав и обязанностей недопустимо (ст.ст.9,10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.06.2009 по делу N А07-6909/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N39 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
С.А. Бабкина |
Судьи |
С.В. Матвеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6909/2009
Истец: Дирекция строящихся арендных предприятий объединенных арендных предприятий "Башстром"
Ответчик: МИФНС России N 39 по Республике Башкортостан
Третье лицо: Министерство финансов РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, ИФНС России по Ленинскому району г. Уфы РБ