г. Челябинск
04 августа 2009 г. |
N 18АП-5757/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Бабкиной С.А., Матвеевой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2009 по делу N А07-4310/2009 (судья Хафизова С.Я.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - ИФНС России по г. Кирову, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан (далее - МИФНС России N 39 по РБ, регистрирующий орган, ответчик) N 796А от 27.01.2009 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "БашСтройМонтажСервис" (далее - ООО "БСМС", общество).
В обоснование заявления приведены доводы о нарушении ответчиком пункта 1 статьи 17 Федерального закона 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", осуществлением государственной регистрации при непредставлении обществом документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, на основании недостоверных сведений в учредительных документах об участнике общества Левашове Леониде Михайловиче (далее - Левашов Л.М.)
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением арбитражного суда от 20.03.2009 к участию в деле привлечено ООО "БСМС".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.05.2009 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Кирову просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы указал на нарушение судом статей 45, 333.16, 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 9, 17, 23 Федерального закона 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
МИФНС России N 39 по РБ в отзыве на апелляционную жалобу указала, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также ответчик в отзыве указал на отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "БСМС". Оплата госпошлины осуществлена руководителем постоянно действующего исполнительного органа - директором общества, его полномочия подтверждены решением участника общества и уставом общества. Довод подателя жалобы о том, что заявителем при регистрации может являться только юридическое лицо, основан на неправильном применении норм материального права. Проверка достоверности предоставленных сведений на регистрирующий орган не возложена. Факт уплаты госпошлины в наличной форме подтверждается квитанцией N 0214 от 19.01.2009 через законного представителя, что не противоречит действующему законодательству. Оплата госпошлины на основании вышеуказанной квитанции оформлена надлежащим образом, указание в качестве плательщика сбора руководителя ООО "БСМС" не привела к потере бюджетом денежных средств. Доказательств нарушения требований закона при осуществлении государственной регистрации и интересов заявителя либо публичных интересов подателем жалобы не представлено.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.
ИФНС России по г. Кирову представила в арбитражный суд апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "БСМС" зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району города Уфы 21.02.2007 за основным государственным регистрационным номером 1070278001804, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Решение участника общества от 13.01.2009 N 4 и изменения и дополнения к уставу общества свидетельствуют о том, что с 13.01.2009 единственным участником общества вместо Гапонова Игоря Александровича является Левашов Л.М.
Решением единственного участника от 13.01.2004 обязанности директора общества возложены на Левашова Л.М., утверждены изменения и дополнения к уставу ООО "БСМС" в части изменения участника общества, адреса места нахождения общества на город Киров, улица Розы Люксембург, дом N 77.
20.01.2009 ООО "БСМС" обратилось в МИФНС России N 39 по РБ с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N 13001. В заявлении указано, что изменения вносятся в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, иных положений учредительных документов.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ООО "БСМС" представило в регистрирующий орган: заявление о внесении изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы от 20.01.2009, квитанцию об уплате госпошлины, изменения и дополнения к Уставу, решение участника ООО "БСМС" N 4 от 13.01.2009 (л.д. 22).
27.01.2009 регистрирующим органом принято решение N 796А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
На основании указанного решения 27.01.2009 в ЕГРЮЛ внесены изменения за государственным регистрационным номером записи 2090280111227.
27.01.2009 МИФНС России N 39 по РБ в ЕГРЮЛ внесена запись о передаче регистрационного дела ООО "БСМС" в регистрирующий орган по месту нахождения общества.
07.02.2009 ИФНС России по г. Кирову в ЕГРЮЛ внесена запись об учете юридического лица в налоговом органе.
Полагая, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО "БСМС", осуществлена при отсутствии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, плательщиком государственной пошлины по квитанции Сберегательного банка Российской Федерации от 19.01.2009 N 0214 является физическое лицо - Левашов Л.М., обществом представлены в регистрирующий орган документы, содержащие недостоверные сведения об участнике общества, поскольку 19.09.2007 к заявителю поступило ходатайство Левашова Л.М. с просьбой не осуществлять государственную регистрацию с использованием его паспортных данных, ИФНС России по г. Кирову обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что оплата государственной пошлины осуществлена надлежащим лицом - руководителем общества Левашовым Л.М., документ об оплате государственной пошлины приложен к заявлению о государственной регистрации, подлинность подписи Левашова Л.М. на заявлении, представленном в регистрирующий орган, засвидетельствована нотариусом Кировского нотариального округа Кировской области Ердяковой Надеждой Владимировной.
Выводы арбитражного суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Федеральным законом не предусмотрено.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что к заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N 13001, приложена квитанция об уплате государственной пошлины физическим лицом - Левашовым Л.М.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий (статья 333.17 Кодекса).
Таким образом, государственная пошлина за государственную регистрацию уплачивается лицом, обратившимся за совершением юридически значимого действия (государственной регистрации), в данном случае лицом, выступающим в качестве заявителя при государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Левашов Л.М. является единоличным исполнительным органом ООО "БСМС", лицом, обратившимся за регистрацией изменений, то есть заявителем по смыслу статьи 9 Закона о регистрации, государственная пошлина уплачена заявителем в размере, установленном для совершения соответствующего юридически значимого действия, указанного в спорном платежном документе (регистрации изменений в учредительные документы).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о соблюдении порядка оплаты государственной пошлины и об обоснованности принятия регистрирующим органом указанной квитанции в качестве доказательства уплаты государственной пошлины за регистрацию изменений в учредительные документы ООО "БСМС" является правильным, а довод апелляционной жалобы заявителя - не подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.
При свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя нотариус обязан проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия, предусмотренного статьей 9 Закона о регистрации.
Установленный Законом о регистрации порядок государственной регистрации юридических лиц носит уведомительный характер, в связи с чем обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о регистрации установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Закон о государственной регистрации не содержит положений, закрепляющих права регистрирующих органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, а также вносимых в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.
Довод ИФНС России по г. Кирову о неправильном применении судом первой инстанции положений статей 45, 333.16, 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 9, 17, 23 Закона о регистрации основан на неправильном истолковании норм вышеназванных статей. При названных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2009 по делу N А07-4310/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
З.Н.Серкова |
Судьи |
С.А.Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-4310/2009
Истец: ИФНС России по г. Кирову
Ответчик: МРИФНС России N39 по РБ
Третье лицо: ООО "БашСтройМонтажСервис"
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5757/2009