г. Челябинск
10 августа 2009 г. |
N 18АП-6000/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Румянцева А.А., судей Матвеевой С.В., Серковой З.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиным И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 08.06.2009 по делу N А34-1689/2009 (судья Алексеев Р.Н.) при участии от Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" - Маслова В.Я (доверенность б\н от 04.05.2009),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" (далее - Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Министерство, ответчик), Финансовому управлению Курганской области (далее - второй ответчик), Финансово-казначейскому комитету Администрации города Кургана (далее - третий ответчик) о взыскании задолженности за предоставление льготы по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на льготы в размере 11069 руб. 11 коп.
В судебном заседании 07.05.2009 представитель истца заявил об отказе от исковых требований к Финансовому управлению Курганской области и Финансово-казначейскому комитету Администрации города Кургана, о привлечении указанных лиц в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, не настаивал (протокол судебного заседания от 07.05.2009, л.д. 111, т. 1).
Определением суда первой инстанции от 07.05.2009 производство по делу А34-1689/2009 в части заявленных исковых требований к Финансовому управлению Курганской области и Финансово-казначейскому комитету Администрации города Кургана прекращено (л.д. 112, т.1).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 08.06.2009 (резолютивная часть объявлена 04.06.2009) исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" взысканы убытки в размере 11069 рублей 11 копеек. Также принято решение о возврате Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" из федерального бюджета государственной пошлины в размере 500 руб.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований к Министерству финансов РФ в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что свои обязательства по финансированию льгот Министерство выполнило в полном объеме. Цели использования и распределение средств, поступивших из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, субъект Российской Федерации определяет самостоятельно. Полагает, что полномочиями по социальной поддержке семей наделены органы местного самоуправления, имеющие право использовать собственные материальные ресурсы.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными и не подлежащими удовлетворению. Ссылается на то, что понесенные истцом расходы по договорам о возмещении расходов на предоставление льгот по оплате услуг жилья и коммунальных услуг, не возвращены. Ввиду ликвидации МУ "Центр социальной защиты населения г. Кургана", затраты по оплате жилищно-коммунальных услуг должны производиться за счет средств федерального бюджета. Кроме того, в Курганской области не принят нормативный акт, устанавливающий меры социальной поддержки для многодетных семей в части установления льгот по коммунальным услугам. Полномочия по социальной поддержке многодетных семей по данным льготам на местный уровень не передавались, субвенции на данные цели в бюджет города не поступали. Просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик явку своего представителя не обеспечил, в материалах дела имеются сведения надлежащего его извещения о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав мнение истца, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из материалов дела, между учреждением социальной защиты населения и Учреждением заключены договоры от 30.07.2003 о возмещении расходов на предоставление льгот по оплате за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, коммунальных услуг (л.д.76-78), утвержденный распоряжением мэра г.Кургана от 30.07.2003 N 3894-р (л.д.75); от 20.02.2004 о возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг (л.д.71-74), утвержденный распоряжением мэра г.Кургана от 12.03.2004 N 1330-р (л.д.70), от 22.02.2005 о возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг (л.д.63-68), утвержденный распоряжением мэра г.Кургана от 23.03.2005 N 1202-р (л.д.69)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей", и договоров, заключенных с МУ "Центр социальной защиты населения г.Кургана", Курганский технологический колледж за период с 01.01.2003 по 31.12.2005 произвел двум многодетным семьям оплату жилья и коммунальных услуг за счет собственных средств на сумму 11 069 руб.11 коп.
Полагая, что в результате недостаточного компенсирования фактически предоставленных в течение 2003-2005 г.г. льгот, предусмотренных Указом Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", у Учреждения образовались убытки в сумме 11 069 руб.11 коп., последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие и размер невозмещенных истцу расходов подтверждается материалами дела, и, поскольку федеральный законодатель не исполнил своих обязанностей по урегулированию порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", возмещение расходов должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Данные вывод является правильным, основанным на фактических обстоятельствах, установленных судом первой инстанции и нормах материального права.
Согласно подп. "б" п. 1 Указа Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. При этом в п. 3 данного Указа Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
В соответствии с п. 2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.1992 N 51/1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предоставление многодетным семьям перечисленных скидок по оплате производится за счет местных бюджетов.
Однако решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ03-139 п. 2 названного письма признан недействующим как противоречащий федеральным законам и нарушающий права местного самоуправления.
Иными правовыми актами порядок финансирования затрат, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям, не установлен. В то же время отсутствие такого порядка не может являться основанием для возложения расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных Указом Президента Российской Федерации, на коммерческую организацию за счет ее собственных средств.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.04.2002 N 68-О разъяснил, что если федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию данного вопроса, то возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При этом факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Следовательно, поскольку вопрос о распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней до настоящего времени не урегулирован, затраты на предоставление льгот, предусмотренных Указом Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета, а ссылки апелляционной жалобы Министерства на пункты 1,2,3 статьи 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, подпункт 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ необоснованны.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 16, 1069 названного Кодекса убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Предоставление учреждением в течение 2003-2006 г.г. многодетным семьям льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Указа Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", а также сумма понесенных в связи с этим расходов подтверждаются актом сверки расчетов между учреждением и учреждением социальной защиты населения; реестром льготников; счетами-фактурами.
Как установлено судом, финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральных бюджетах на 2003-2006 годы не планировались и Курганской области не выделялись (статья 47 Федерального закона от 23.12.2003 N186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", статья 47 Федерального закона от 23.12.2004 N173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", статья 47 Федерального закона от 26.12.2005 N189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год", отсутствуют такие сведения и в Федеральном законе от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год). Поэтому доводы апелляционной жалобы Министерства финансов РФ о том, что денежные средства из федерального фонда финансовой поддержки выделены в полном объеме, что позволяет направить эти средства и на финансирование льгот многодетным, несостоятельны. Указанные доводы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно отклонены. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции нет.
При таких обстоятельствах суд правомерно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу кооператива 11 069 руб.11 коп. убытков, возникших у последнего вследствие недостаточного финансирования в 2003-2006 г.г. возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по Указу Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Доводы апелляционной жалобы Министерства о наличии права органов местного самоуправления дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства со ссылкой на Закон Курганской области от 30.12.2005 N 109 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области отдельными полномочиями в сфере социальной защиты населения" необоснованны. Указанным законом органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по социальной поддержке семей, имеющих детей (в том числе и многодетных) только в части выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о необоснованном взыскании с Министерства убытков необоснованны, в указанной части решение суда является законным и обоснованным и суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Вместе с тем, проверяя решение суда в полной объеме суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении судом первой инстанции положения, регулирующих порядок распределения судебных расходов, установленных ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом при подаче искового заявления по платежному поручению N 15306 от 25.02.2009 уплачена государственная пошлина в размере 500 руб. (л.д.4).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле.
Освобождение ответчика, государственного органа от уплаты госпошлины не влияет на его обязанность возместить истцу судебные расходы в виде уплаченной госпошлины, законных оснований для возврата из бюджета суммы уплаченной истцом госпошлины у суда первой инстанции не имелось.
В указанной части решение суда подлежит изменению, с Министерства финансов Российской Федерации в пользу учреждения подлежат взысканию судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины 500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 08.06.2009 по делу N А34-1689/2009 в части возврата государственной пошлины Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" из федерального бюджета в размере 500 руб. изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова" расходы по уплате государственной пошлины в размере 500 рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Курганской области от 08.06.2009 по делу N А34-1689/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Румянцев |
Судьи |
С.В. Матвеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1689/2009
Истец: ФГОУ СПО "Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я.Анфиногенова"
Ответчик: Финансовое управление Курганской области, Финансово-казначейский комитет Администрации г. Кургана, УФК по Курганской области (представитель Минфина России), МУ "Центр социальной защиты населения по г.Кургану", Министерство финансов РФ
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6000/2009