г. Челябинск |
|
"25" августа 2009 г. |
Дело N А07-6371/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Ермолаевой Л.П. и Богдановской Г.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алекс", Республиканской общественной организации морских пехотинцев Республики Башкортостан "Витязь" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2009 г. по делу N А07-6371/2009 (судья Крылова И.Н.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Алекс" - Дреминой А.А. ( приказ N 1 от 21 июля 2004 г.), от Республиканской общественной организации морских пехотинцев Республики Башкортостан "Витязь" - Галина О.С. (приказ N 1-01/04 от 26 февраля 2004 г.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Алекс" (далее - ООО "Алекс"), Республиканская общественная организация морских пехотинцев Республики Башкортостан "Витязь" (далее - РО МП РБ "Витязь") обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее-КУМС Администрации городского округа г. Уфа РБ, Комитет, заинтересованное лицо ) в части нерассмотрения заявок ООО "Алекс" и РОО МП РБ "Витязь" на заключение договора аренды нежилого помещения по адресу г. Уфа, бульвар Славы, 11 , а также обязании КУМС Администрации городского округа г. Уфа РБ рассмотреть заявки ООО "Алекс" и РОО МП РБ "Витязь" на заключение договора аренды нежилого помещения по адресу: г. Уфа, бульвар Славы, 11.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2009 г. (резолютивная часть объявлена 20 мая 2009 г.) исковые требования удовлетворены частично. Суд признал бездействие КУМС Администрации городского округа г. Уфа РБ в части нерассмотрения заявок ООО "Алекс", РОО МП РБ "Витязь" на заключение договора аренды нежилого помещения по адресу: г. Уфа, бульвар Славы, 11, незаконным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С Комитета в пользу ООО "Алекс" взысканы судебные расходы по государственной пошлине в размере 2 000 руб. С ООО "Алекс" и РОО МП БР "Витязь" в доход федерального бюджета взысканы расходы по государственной пошлине по 1 000 руб. с каждого.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что факт бездействия КУМС Администрации городского округа г. Уфа РБ в части нерассмотрения заявок ООО "Алекс", РОО МП РБ "Витязь" на заключение договора аренды нежилого помещения по адресу: г. Уфа, бульвар Славы, 11, в течение 2 месяцев с момента обращения является установленным, подтверждается материалами дела. Требования заявителей об обязании Комитета рассмотреть указанные заявки удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с действующим на день рассмотрения дела в суде Положением о порядке управления и распоряжения объектами муниципального нежилого фонда, находящегося в собственности городского округа г. Уфа Республики Башкортостан", утвержденного Советом городского округа г. Уфа РБ 19 марта 2009 г. N 14/8, заключение договоров аренды возможно лишь по результатам проведения конкурсов или аукционов. Ответчику не предоставлено права рассматривать заявки и принимать по ним каких-либо решений.
Учитывая, что ООО "Алекс" государственной пошлиной было оплачено при подаче заявления в суд только требование о признании бездействия незаконным в размере 2 000 руб., и поскольку требования в данной части судом удовлетворены, судебные расходы по ее оплате подлежат взысканию с ответчика. В связи с отказом в удовлетворении второго требования, при отсутствии уплаты по нему государственной пошлины при подаче заявления в суд, государственная пошлина подлежит взысканию с заявителей в доход федерального бюджета в равных частях по 1 000 руб. с каждого.
Не согласившись с принятым решением, заявители обратились в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податели приводят следующие доводы.
Ссылаясь в оспариваемом решении на нормы Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которому заключение договоров аренды на объекты муниципального нежилого фонда может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, суд первой инстанции не учел, что согласно названного закона до 01 июля 2010 г. разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды объектов муниципального нежилого фонда, заключенных до 01 июля 2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства. Поскольку РОО МП РБ "Витязь" занимает помещение по адресу: г. Уфа, ул. Бульвар Славы, 11 на основании договора аренды от 30 января 2008 г., то вправе рассчитывать на заключение договора аренды на новый срок без торгов.
Кроме того, в нарушение норм статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в результате рассмотрения данного дела , права заявителей , нарушенные в результате бездействия Комитета восстановлены не были.
Представители подателей апелляционной жалобы в судебном заседании доводы жалобы поддержали.
Представитель КУМС Администрации городского округа г. Уфа РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным действия органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Как установлено судом, и подтверждено материалами дела, 08 сентября 2008 г. ООО "Алекс" и РОО МП РБ "Витязь" представили в КУМС Администрации городского округа г. Уфа РБ заявки на заключение договора аренды нежилого помещения по адресу: г. Уфа, бульвар Славы, д. 11. В связи с истечением срока рассмотрения заявок, заявители 09 декабря 2009 г. направили заинтересованному лицу письмо с просьбой разъяснить причины длительного отсутствия ответа на поданные заявки.
Указанное письмо поступило в КУМС Администрации городского округа г. Уфа РБ 09 декабря 209 г., о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции за N КС 2421.
Поскольку ответы на заявки от 08 сентября 2008 г., а также на письмо от 09 декабря 2009 г. заявителями не получены, ООО "Алекс" и РОО МП "Витязь" обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным бездействия КУМС Администрации городского округа г. Уфа РБ, выразившегося в нерассмотрения заявок ООО "Алекс" , РОО МП РБ "Витязь" на заключение договора аренды нежилого помещения по адресу: г. Уфа, бульвар Славы, 11, суд первой инстанции обоснованно указал на допущенное заинтересованным лицом двухмесячного срока рассмотрения заявок, предусмотренного действовавшим на момент подачи заявок п. 3.1. Положения о порядке учета, управления и распоряжения объектами муниципального нежилого фонда г. Уфы, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2005 г. N 3/10.
Решение суда в данной части сторонами не обжалуется.
Между тем, решение Арбитражного суда в части отказа в удовлетворении требований ООО "Алекс", РОО МП РБ "Витязь" об обязании Комитета рассмотреть заявки на заключение договора аренды нежилого помещения по адресу: г. Уфа, бульвар Славы, 11, а также в части распределения судебных расходов подлежит изменению.
При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В п. 2 Определения от 19 апреля 2007 г. N 286-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности; при рассмотрении подобных дел арбитражные суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, какой характер носит оспариваемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права граждан (организаций, иных лиц), соответствует ли законам и иным актам отраслевого законодательства, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав.
Согласно пункту 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При этом, обязывание субъекта спора восстановить нарушенные права заявителя к самостоятельному предмету спора законом не отнесено, а является неотъемлемым результатом удовлетворения заявленных требований и способом, посредством которого должно быть восстановлено нарушенное право.
В рассматриваемом случае отказ суда первой инстанции, признавшего незаконным бездействие КУМС Администрации городского округа г. Уфа РБ, выразившееся в нерассмотрения заявок ООО "Алекс", РОО МП РБ "Витязь" на заключение договора аренды нежилого помещения по адресу: г. Уфа, бульвар Славы, 11 препятствует дальнейшему рассмотрению указанных заявок и принятию уполномоченным органом решения по существу данного вопроса.
То обстоятельство, что Положением о порядке управления и распоряжения объектами муниципального нежилого фонда, находящегося в собственности городского округа г. Уфа Республики Башкортостан", утвержденного Советом городского округа г. Уфа РБ 19 марта 2009 г. N 14/8, изменена процедура заключения договоров аренды муниципального имущества само по себе не влечет невозможность рассмотрения заявок, поданных в соответствии с действовавшим на момент их подачи Положением о порядке учета, управления и распоряжения объектами муниципального нежилого фонда г. Уфы, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2005 г. N 3/10.
В соответствии со статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается судом по заявленным истцом требованиям.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что вопрос о возможности либо невозможности предоставления в аренду объектов муниципальной собственности в соответствии с ранее действовавшим порядком по существу в рамках настоящего дела не разрешается, требований об обязании предоставить испрашиваемое помещение в аренду ООО "Алекс", РОО МП РБ "Витязь" не заявлено.
При таких обстоятельствах, требование ООО "Алекс", РОО МП РБ "Витязь" о восстановлении нарушенного права в виде обязания заинтересованного лица рассмотреть заявки от 08 сентября 2008 г. на заключение договора аренды нежилого помещения, по адресу: г. Уфа, бульвар Славы, 11 подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ. При этом суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на стороны расходов по оплате государственной пошлине за требование об обязании Комитета предоставить испрашиваемое помещение в аренду ООО "Алекс", РОО МП РБ "Витязь", так как указанное требование представляет собой указание на меру по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителей.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 000 руб., уплаченная при подаче апелляционной жалобы РОО МП РБ "Витязь", подлежит ко взысканию с КУМС Администрации городского округа г. Уфа РБ.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2009 г. по делу N А07-6371/2009 изменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований об обязании Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан рассмотреть заявки общества с ограниченной ответственностью "Алекс", Республиканской общественной организации морских пехотинцев Республики Башкортостан "Витязь" на заключение договора аренды нежилого помещения по адресу: г. Уфа, бульвар Славы, 11, а также распределения судебных расходов.
Обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан рассмотреть заявки от 08 сентября 2008 г. общества с ограниченной ответственностью "Алекс", Республиканской общественной организации морских пехотинцев Республики Башкортостан "Витязь" на заключение договора аренды нежилого помещения, по адресу: г. Уфа, бульвар Славы, 11 в течение 15 дней с момента принятия настоящего постановления.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Алекс" расходы по государственной пошлине по заявлению в суд в размере 2 000 руб.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в пользу Республиканской общественной организации морских пехотинцев Республики Башкортостан "Витязь" государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6371/2009
Истец: РОО МП РБ "ВИТЯЗЬ", ООО "Алекс"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5643/2009