г. Челябинск |
|
08 сентября 2009 г. |
Дело N А76-8022/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Ивановой Н.А., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице Челябинского филиала N 3 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 июля 2009 г. по делу N А76-8022/2009 (судья Потапова Т.Г.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Ди-Проджект" - Пальмова Д.К. (паспорт), от государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице Челябинского филиала N 3 - Королевой И.Ю. (доверенность от 24.12.2008 N 66),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ди-Проджект" (далее - заявитель, ООО "Ди-Проджект", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения от 21.01.2009 N 4050 с/с "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования" в сумме 111 148 руб. 51 коп., вынесенного государственным учреждением - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Челябинский филиал N 3) (далее - заинтересованное лицо, Фонд, ГУ - ЧРО ФСС РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06 июля 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указало, что поскольку общество не обосновало необходимость введения в штат должности коммерческого директора, не представило надлежащих доказательств выполнения обязанностей коммерческого директора, а также экономической обоснованности установленного размера оплаты труда, следовательно, по мнению Фонда, можно сделать вывод о наличии факта намеренного завышения заработной платы данного работника с целью получения денежных средств из бюджета Фонда в большей сумме, нежели суммы пособия, рассчитанной исходя из минимального размера оплаты труда.
Общество с ограниченной ответственностью "Ди-Проджект" отзыв на апелляционную жалобу Фонда не представило.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ДИ-Проджект" (работодатель) заключил трудовой договор от 21.01.2008 с Ишимовой Валерией Юрьевной (работник), по условиям которого работник принимается на работу к работодателю на должность коммерческого директора. Заработная плата работнику по указанному трудовому договору составляет 23 478 руб. 26 коп. (л.д. т.1, л.д. 134-135).
Приказом от 21.01.2008 на основании личного заявления Ишимова Валерия Юрьевна принята на должность коммерческого директора (л.д. т.1, л.д. 111).
Приказом от 24.07.2008 на основании листка нетрудоспособности от 23.07.2008 серии N ВО N 6299030 (л.д. т.1, л.д. 126) Ишимовой Валерии Юрьевне предоставлен отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком.
На основании приказа от 24.07.2008 коммерческому директору Ишимовой Валерии Юрьевне выплачено единовременное пособие по беременности и родам в сумме 123 646 руб. 33 коп., что подтверждается расходными кассовыми ордерами (т.1, л.д. 83-89)
ООО "ДИ-Проджект" 13 ноября 2009 года в адрес государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Челябинский филиал N 3) направлено письмо с требованием перечислить задолженность в сумме 123 646 руб. 33 коп. за пособие по беременности и родам Ишимовой В.Ю. за период с 23.07.2008 по 09.12.2008 (т.1, л.д. 99).
В связи с обращением ООО "Ди-Проджект" с заявлением о возмещении расходов на цели обязательного социального страхования за период с января 2008 г. по октябрь 2008 г., Фондом проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен акт от 22.12.2008 N 4050 с/с и вынесено решение от 21.01.2009 N 4050 с/с, в соответствии с которым не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем - плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования в сумме 111 149 руб. 28 коп.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод Фонда о создании искусственной, экономически необоснованной ситуации с целью получения возмещения из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
ООО "Ди-Проджект", полагая, что данное решение Фонда нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем представлены все необходимые документы для получения средств на возмещение расходов, произведенных на выплату пособия по беременности и родам, представлено достаточно доказательств необходимости и экономической обоснованности как введения указанной должности, так и принятия на работу коммерческого директора - Ишимовой В.Ю.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации установлена гарантия каждого на социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.
Среди основных принципов осуществления социального страхования в Российской Федерации статья 4 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) закрепляет доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий. Из преамбулы Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" следует, что единая государственная система пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В соответствии с п. 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный листок (листок нетрудоспособности).
На основании пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно ст. 6 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию. В силу ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица). Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Пунктом 4 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", пособия по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. В заработок для исчисления пособий по беременности и родам застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 23.07.2008 на основании листка нетрудоспособности от 23.07.2008 серии ВО N 6299030 Ишимовой В.Ю. предоставлен отпуск по беременности и родом и по уходу за ребенком.
Общество произвело расчет пособия исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев (т.1, л.д. 110).
Фонд не отрицает наличие у общества с ограниченной ответственностью "Ди-Проджект" статуса страхователя в соответствии с положениями Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ, и регистрации его в качестве страхователя, равно как, не отрицается заинтересованным лицом, и наступление страхового случая, подтверждаемого листком нетрудоспособности, выданным Ишимовой В.Ю.
Спорным вопросом в рамках настоящего дела является обстоятельство установления работнику заработной платы. При этом, как следует из акта камеральной проверки, а также отзыва на заявление и апелляционной жалобы, Фонд полагает, что необоснованно завышенная заработная плата не может служить базой для расчета размера пособий. Кроме того, Фонд ссылается на то обстоятельство, что заявителем не представлено доказательств выполнения обязанностей по должностной инструкции Ишимовой В.Ю. в должности коммерческого директора.
Между тем, действующее законодательство Российской Федерации в сфере обязательного социального страхования не предусматривает приведенных выше оснований для отказа в возмещении расходов на выплату пособия по беременности и родам.
Так, по мнению суда апелляционной инстанции, уровень знания иностранного языка, образование и опыт работы Ишимовой В.Ю. соответствуют квалификационным требованиям, необходимым для исполнения функций по занимаемой должности, что подтверждается представленной в материалы дела должностной инструкцией (т.1, л.д. 52-53), дипломом о высшем образовании (т.1,л.д.56), трудовой книжкой (т.1, л.д. 120-122), а также характеристикой с прежнего места работы (т.1, л.д. 29).
В качестве доказательств фактического выполнения Ишимовой В.Ю. должностных обязанностей, заявителем представлены в материалы дела отчеты о проделанной работе (т.1, л.д. 41-45), договоры поставки от 02.06.2008 N 1113 (т.1, л.д. 91-92), от 18.07.2008 N17 (т.1, л.д. 97-98), дополнительные соглашения от 03.01.2008 к договору поставки от 10.07.2008 N 1111, в заключении которых непосредственное участие принимал коммерческих директор ООО "Ди-Проджект" Ишимова В.Ю. (т.1, л.д. 93).
Кроме того, в материалы дела представлены, табели учета рабочего времени (т.1, л.д. 112-116), расчетные ведомости за 10 месяцев 2008 г. (т.1. л.д. 101-109), платежные поручения (т.1, л.д. 140-150, т.2, л.д. 1-33) свидетельствующие о том, что с 21.01.2008 Ишимова В.Ю. числилась в штате работников ООО "Ди-Проджект", получала заработную плату, также о том, что в отношении ее полностью уплачены страховые взносы на страховую и накопительную часть трудовой пенсии, ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, ТФОМС, страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за трудовой период с января 2008 г. по июль 2008 г.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно установлено, что заявителем представлены все необходимые документы для получения средств на возмещение расходов, произведенных на выплату пособия по беременности и родам.
ООО "Ди-Проджект" подтверждена необходимость и экономическая обоснованность введения должности коммерческого директора в финансовую деятельность общества.
Фактов, подтверждающих умышленное завышение заработной платы и создание искусственной ситуации с целью получения пособия в завышенном размере судом апелляционной инстанции не установлено.
Так, надлежащих доказательств того, что определённый размер заработной платы не отвечал объёму и сложности выполняемой Ишимовой В.Ю. работы, отклонялся от уровня средней заработной платы работника соответствующего уровня и должности в г. Челябинске, не представлено. Доводы фонда об отсутствии экономической обоснованности и производственной необходимости во введении в штатное расписание организации должности коммерческого директора, создании в связи с этим искусственной ситуации для получения средств социального страхования основаны на субъективной оценке, недобросовестность заявителя должным образом не доказана.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал Фонду в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Фонда, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 июля 2009 года по делу N А76-8022/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице Челябинского филиала N 3 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8022/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Ди-Проджект"
Ответчик: Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7245/2009