г. Челябинск
14 сентября 2009 г. |
N 18АП-6561/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Ивановой Н.А., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану на решение Арбитражного суда Курганской области от 24 июня 2009 года по делу N А34-1365/2009 (судья Крепышева Т.Г.), при участии: от открытого акционерного общества "Курганский завод химического машиностроения" - Романовой С.А. (доверенность от 10.12.2008 N 868/Д-73), Афанасьевой Н.П. (доверенность от 17.08.2009 N 868/Д-43), от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану - Утюпина Д.Н. (доверенность от 11.01.2009 N 05-13/42),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Курганский завод химического машиностроения" (далее - заявитель, налогоплательщик, ОАО "Курганхиммаш") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными: 1) решения от 22.01.2009 N 12-27/1250, в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), штрафу 1.704 руб. 00 коп. за неполную уплату единого социального налога за 2007 год, доначисления единого социального налога за 2005, 2007 гг. в сумме 197.670 руб. 00 коп., доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 106.437 руб. 00 коп. за 2005, 2007 гг., начисления пеней за нарушение сроков уплаты единого социального налога - в сумме 5.721 руб. 82 коп., начисления пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - в сумме 24.759 руб. 41 коп., доначисления налога на прибыль за 2005-2007 гг. в сумме 5.231 руб. 76 коп., необходимости внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета, перерасчета налоговых обязательств по налогу на прибыль за 2005-2007 гг.; 2) требования N 544 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.03.2009, в части недоимки по единому социальному налогу в сумме 197.670 руб. 00 коп., недоимки по налогу на прибыль в сумме 5.231 руб. 76 коп., пеней по единому социальному налогу - в сумме 5.721 руб. 82 коп., штрафа в сумме 1.704 руб. 00 коп., - вынесенного и выставленного соответственно, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция ФНС России по г. Кургану).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24 июня 2009 года требования, заявленные налогоплательщиком, удовлетворены.
В апелляционной жалобе (с учетом представленных дополнений) налоговый орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, ссылаясь на имеющее место быть, по мнению Инспекции ФНС России по г. Кургану, неправильное применение арбитражным судом первой инстанции норм материального права при принятии решения. В частности, Инспекция ФНС России по г. Кургану указывает на то, что, арбитражным судом первой инстанции расширительно истолкованы нормы п. 25 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, суд необоснованно признал оплату питания работников основного производства в ночную смену, к выплатам, не являющимся объектом налогообложения по единому социальному налогу (п. 1 ст. 236 Кодекса), поскольку, данные выплаты подлежат налогообложению ЕСН в силу условий п. 1 ст. 237 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование занимаемой по данному эпизоду, позиции, налоговый орган ссылается на информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106. Также, по мнению заинтересованного лица, арбитражный суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу об отсутствии у налоговых органов полномочий по доначислению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и начислению пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, - поскольку соответствующие полномочия налоговым органам предоставлены, исходя из условий ст. ст. 2, 25, п. 1 ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ). В отношении признания арбитражным судом первой инстанции, недействительным решения налогового органа в части, касающейся налога на прибыль, налоговый орган ссылается на то, что у арбитражного суда первой инстанции не имелось для этого соответствующих правовых оснований, поскольку, в том случае, если сумма налога на прибыль подлежит корректировке на сумму налога на имущество, то, налогоплательщик, вправе самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства в порядке, предусмотренном ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, которым ОАО "Курганхиммаш" просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу налогоплательщик указывает на то, что, положения п. 25 ст. 270 НК РФ, истолкованы арбитражным судом первой инстанции, верно, и оснований для отнесения выплат по коллективному договору в виде бесплатного горячего питания рабочих, занятых на основном производстве и работающих в ночное время, к выплатам, подлежащим налогообложению единым социальным налогом, не имеется. Помимо изложенного, ОАО "Курганхиммаш" ссылается на то, что, соответствующие выплаты были произведены заявителем за счет чистой прибыли прошлых лет, и, обратного, в ходе проведенных мероприятий налогового контроля, Инспекцией ФНС России по г. Кургану, не доказано, - в связи с чем, правовая позиция, изложенная в п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106, к рассматриваемой спорной ситуации, не может быть применена. Также в отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Курганхиммаш" указывает на превышение налоговым органом полномочий, в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и начисления пеней, а также, обоснованности решения арбитражного суда первой инстанции, касающегося расчета налога на прибыль, исходя из суммы доначисленного налога на имущество (21.799 руб.), и с учетом норм, закрепленных в пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнений), отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в материалах дела доказательств, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Курганский завод химического машиностроения"; по результатам проверки составлен акт от 24.11.2008 N 12-32 (т. 3, л. д. 106 - 176), на который налогоплательщиком были представлены возражения (т. 3, л. д. 95 - 105). Инспекцией ФНС России по г. Кургану по результатам рассмотрения представленных ОАО "Курганхиммаш", возражений (т. 3, л. д. 90, 91), было вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (т. 3, л. д. 88); по результатам проведения которых, налогоплательщику была направлена информация о результатах проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (от 20.01.2009 исх. N 12-27/959, т. 3, л. д. 45, 46). На указанное информационное письмо налогоплательщиком также были представлены возражения от 22.01.2009 исх. N 853/6 (т. 3, л. д. 40 - 44) рассмотренные налоговым органом 22.01.2009 в присутствии уполномоченных представителей налогоплательщика (т. 3, л. д. 38, 39), и не учтенные при вынесении решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Инспекцией ФНС России по г. Кургану 22.01.2009 вынесено решение N 12-27/1250 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1, л. д. 28 - 79), которым ОАО "Курганхиммаш" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, штрафам в общей сумме 1.704 руб. 00 коп. за неполную уплату единого социального налога за 2007 год. Также ОАО "Курганхиммаш" начислены предложенные к уплате, пени: по налогу на прибыль - в сумме 4 руб. 30 коп.; по единому социальному налогу - в общей сумме 5.721 руб. 82 коп.; по налогу на доходы физических лиц - в сумме 2.186 руб. 74 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в общих суммах) - 24.759 руб. 41 коп. Открытому акционерному обществу "Курганский завод химического машиностроения" предложено уплатить доначисленные суммы: налога на прибыль - 94.656 руб. 00 коп.; налога на имущество - 21.799 руб. 00 коп.; налога на добавленную стоимость - 121.735 руб. 00 коп.; единого социального налога - 197.670 руб. 00 коп.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в общих суммах) - 106.437 руб. 00 коп.
Налоговым органом налогоплательщику выставлено требование N 544 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.03.2009 (т. 1, л. д. 25, 26).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области от 02.03.2009 N 12 (т. 1, л. д. 16 - 18), решение Инспекции ФНС России по г. Кургану от 22.01.2009 N 12-27/1250 оставлено без изменения и утверждено; апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена вышестоящим налоговым органом, без удовлетворения.
Основанием для доначисления ОАО "Курганхиммаш" сумм единого социального налога, начисления пеней по ЕСН, и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, явились выводы налогового органа о нарушении заявителем условий ст. ст. 236, 237, 255 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению заинтересованного лица, исходя из условий п. 5.3 коллективного договора ОАО "Курганхиммаш" на 2005-2007 гг., в обязанности налогоплательщика входит обеспечение основных и вспомогательных рабочих, работающих на основном производстве в ночное время, бесплатным горячим питанием. Соответствующие выплаты не были отнесены ОАО "Курганхиммаш" к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, и не включены в объект налогообложения единым социальным налогом. Налоговым органом при этом сделан вывод о том, что, "Отражение на счете 91.3 "Прочие доходы и расходы" сумм выплат работникам предприятия в виде выплаты в натуральной форме в виде бесплатного горячего питания основных и вспомогательных рабочих, занятых в основном производстве, работающих в ночное время свидетельствует, что данные расходы произведены за счет прибыли текущего года".
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, в соответствующей части, согласился с доводами ОАО "Курганхиммаш", об отсутствии в данном случае, объекта налогообложения единым социальным налогом, в силу прямого указания, предусмотренного статьей 270 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд первой инстанции установил, что в данном случае, соответствующие выплаты налогоплательщик производил за счет чистой прибыли прошлых лет, а налоговым органом, в свою очередь, не доказано, что оплата питания работников основного производства в ночную смену является составной частью оплаты труда и соответственно относится к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными и соответствуют фактическим обстоятельствам.
Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. При этом указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся), не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Арбитражным судом первой инстанции на основании исследования представленных в материалы дела, доказательств (т. 1, л. д. 130 - 135, 139 - 147, т. 5, л. д. 16 - 38), обеспечение работников предприятия, занятых в основном производстве в ночную смену, бесплатным горячим питанием, осуществлялось открытым акционерным обществом "Курганский завод химического машиностроения" за счет нераспределенной чистой прибыли, оставшейся в распоряжении налогоплательщика.
Налоговый орган данный факт не опроверг, в том числе, и при рассмотрении апелляционной жалобы.
Исходя из правовой позиции, изложенной в письме Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/406, расходы, осуществленные налогоплательщиком за счет чистой прибыли, т.е. прибыли, оставшейся после налогообложения, не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль организаций вне зависимости от характера таких расходов.
Налоговый орган при этом также не опроверг доводы ОАО "Курганхиммаш" о том, что, отражение спорных выплат по сч. 91.3, с последующим отнесением в Дт. сч. 84, подтверждает именно, то, что соответствующие выплаты были осуществлены заявителем за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н), и кроме того, арбитражный апелляционный суд принимает доводы налогоплательщика о том, что, сам по себе, факт отражения спорных выплат по тем или иным счетам (субсчетам) бухгалтерского учета, не свидетельствует о возникновении у налогоплательщика объекта налогообложения по единому социальному налогу.
Согласно п. 1 ст. 270 НК РФ соответствующие расходы не учитываются в целях налогообложения прибыли. Как установлено, и налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля, и арбитражным судом первой инстанции, при рассмотрении соответствующего спора, поскольку выплаты, связанные с обеспечением работников горячим питанием в ночное время, не отнесены налогоплательщиком к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в спорые периоды, соответственно, ОАО "Курганхиммаш" правомерно не включил указанные выплаты в налоговую базу по единому социальному налогу.
Ссылки Инспекции ФНС России по г. Кургану, на правовую позицию, изложенную в п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106, отклоняются арбитражным апелляционным судом, - как не относящиеся к рассматриваемой спорной ситуации.
Арбитражный суд первой инстанции признал недействительным решение налогового органа в части предложения уплаты открытому акционерному обществу "Курганский завод химического машиностроения", доначисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и начисленных пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, указав на то, что в данном случае, налоговый орган действовал с превышением представленных ему, полномочий.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными и соответствуют фактическим обстоятельствам.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, к компетенции налоговых органов отнесен, лишь контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Правом на предложение к уплате, и тем более, на взыскание сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней, налоговые органы не наделены в силу прямого указания п. п. 3, 4 ст. 25 указанного Федерального закона, равно как, и процедура взыскания соответствующих сумм регламентирована не нормами Налогового кодекса Российской Федерации, но нормами, закрепленными в ст. 25.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Налоговый орган в данном случае, мог действовать лишь в рамках п. 3.3 Порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", утвержденных распоряжением ПФР России и ФНС России от 28.12.2006 N 282р/231@.
Признавая недействительным решение налогового органа в части доначисления налога на прибыль, арбитражный суд первой инстанции указал на то, что, поскольку налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля, установлен факт неуплаты ОАО "Курганхиммаш", налога на имущество, и налог на имущество в сумме 21.799 руб. 00 коп., доначислен налогоплательщику, и предложен к уплате, соответственно, Инспекция ФНС России по г. Кургану должна была воспользоваться нормами, закрепленными в ст. 247, пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными и соответствуют фактическим обстоятельствам.
В силу условий пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, налоговый орган должен был в самостоятельном порядке скорректировать налоговые обязательства ОАО "Курганхиммаш" по налогу на прибыль (на суммы доначисленного налога на имущество), в связи с чем, подачи налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций в порядке, предусмотренном ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации, не требуется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24 июня 2009 года по делу N А34-1365/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1365/2009
Истец: ОАО "Курганхиммаш"
Ответчик: ИФНС России по г. Кургану
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6561/2009