г. Челябинск |
|
"22" сентября 2009 г. |
Дело N А76-10297/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 22 сентября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Конкиным М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Южноуральского филиала N 10 г. Южноуральск на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.07.2009 по делу N А76-10297/2009 (судья Трапезникова Н.Г.), при участии: от ГУ-ЧРО ФСС РФ в лице Южноуральского филиала N 1 - Низовцевой Н.В. (доверенность N 32 от 24.12.2008),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Еманжелинская передвижная механизированная колонна" (далее - заявитель, общество, ЗАО "ЕПМК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Южноуральского филиала N 10 г. Южноуральск (далее - фонд, заинтересованное лицо, ФСС) от 07.05.2009 N 1/71 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.07.2009 по настоящему делу заявленное требование удовлетворено, признано недействительным, как несоответствующее нормам Налогового Кодекса Российской Федерации, решение Государственного учреждения Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Южноуральского филиала N 10 от 07.05.2009 N 1/71 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя.
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, считает, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и нарушил нормы материального права. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать. В обоснование доводов жалобы считает, что у фонда не имелось обязанности запрашивать сведения обо всех счетах общества, поскольку обязанность по предоставлению таких сведений лежит на регистрирующем органе. Кроме этого, порядок бесспорного взыскания со страхователя задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, пени и штрафов при проведении выездной проверки нарушен не был, а обжалуемое решение фонда вынесено в соответствии со ст.ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации в установленном порядке и сроки.
Отзыва на апелляционную жалобу от общества не поступало.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель ЗАО "Еманжелинская передвижная механизированная колонна" не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, закрытое акционерное общество "Еманжелинская передвижная механизированная колонна" зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией г.Еманжелинска 30.06.1998, основной государственный регистрационный номер 1027400562265 (л.д. 8).
16.06.2008 Фондом принято решение N 58 н/с о проведении в отношении заявителя документальной выездной проверки по вопросам правильности начисления, уплаты страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и расходования этих средств.
На основании требования от 16.06.2008 заявителем представлены в фонд запрошенные документы за 2006-2007 годы.
По результатам проверки составлен акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 71 н/с от 15.08.2008, которым установлен факт неуплаты страховых взносов за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.
В ходе проверки выявлена недоимка по уплате страховых взносов в сумме 123 039 рублей, из них в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в Фонд в размере 3 238 руб. 83 коп.
За нарушение сроков уплаты страховых взносов в проверяемом периоде фондом начислены пени в размере 10 468 руб. 97 коп, а также, в связи с неполной уплатой сумм страховых взносов в результате занижения в проверяемом периоде (октябрь 2007 года) облагаемой базы для начисления страховых взносов начислен штраф в размере 20% от суммы дополнительно начисленных страховых взносов в сумме 647 руб. 77 коп.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки фондом вынесено решение от 16.09.2008 N 21/71 "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей но обязательному социальному страхованию от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний". Согласно отметке на первом листе решения, его копия вручена заявителю 23.09.2008.
Требованием от 15.10.2008 N 53/71 страхователю предложено уплатить в срок до 05.11.2008 сумму недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Страхователем данное требование получено 17.10.2008.
В связи с неисполнением в установленный срок требования об уплате сумм недоимки, пени и штрафа Фондом принято решение от 29.12.2008 N 2/71 "О взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке", согласно которому произведено принудительное взыскание в пределах сумм, указанных в требовании от 15.10.2008 N 53/71.
Принудительное взыскание фондом производилось с расчетного счета страхователя ОАО "Челиндбанк", г. Челябинск во исполнение чего 11.01.2009 и 23.01.2009 были направлены инкассовые поручения N N 2 и 3 на общую сумму задолженности 134 155 руб. 74 коп (67 077 руб. 84 коп и 67 077 руб. 84 коп).
Письмом от 27.02.2009 N 01-16/1/328 фонд отозвал выставленные в банк инкассовые поручения, которые поступили ответчику 03.03.2009 с отметкой о возвращении в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете. 07.05.2009 вынесено решение N1/71 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя.
Согласно отметке на первом листе решения, его копия вручена страхователю 07.05.2009.
На основании указанного решения фондом вынесено постановление от 08.05.2009 N 1/71 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя, которое поступило в отдел судебных приставов 08.05.2009.
Полагая, что решение фонда о взыскании недоимки, пени и штрафов за счет имущества страхователя, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из нарушения фондом срока для принудительного взыскания задолженности, установленного ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действия (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 11 Федерального Закона от 16.07.1999 N 165- ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик обязан обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ст. 12 Федерального Закона от 16.07.1999 N 165- ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страхователь обязан вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме, предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.
На основании пп. 2 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на страхователей возложена обязанность в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечено пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты страховых взносов. Пени начисляются сверх причитающихся к уплате страховщику сумм страховых взносов и иных платежей и независимо от взыскания со страхователя штрафов, предусмотренных п. 1 ст. 19 закона. Пени начисляются со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что у страхователя образовалась недоимка по уплате страховых взносов за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 по сроку уплаты 15 числа каждого месяца в сумме 123 039 руб. в связи с чем, фондом начислены пени и штраф. Доначисление фондом указанных в решении от 16.09.2008 N 21/71 страховых взносов является правомерным, произведенный расчет пеней и штрафных санкций соответствует закону, порядок рассмотрения материалов проверки соблюден.
На основании п. 6 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" недоимка и пени могут быть взысканы страховщиком со страхователя принудительно за счет денежных средств и иного имущества страхователя.
В виду неисполнения требования об уплате сумм задолженности и штрафа в добровольном порядке, фондом вынесено решение о взыскании сумм за счет денежных средств страхователя.
На основании ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога, пени или штрафа в установленный срок, производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя.
Инкассовое поручение (распоряжение) страховщика о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации) должно содержать указание на те счета страхователя, с которых должно быть произведено перечисление страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и сумму, подлежащую перечислению.
Согласно пункту 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание задолженности за счет имущества возможно только при отсутствии достаточных денежных средств на его счетах в банках для погашения такой задолженности. То есть, для взыскания налога за счет другого имущества необходимо соблюдение одного из требований: отсутствие или нехватка для погашения недоимки по налогу денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика либо отсутствие у налогового органа информации о наличии у налогоплательщика других расчетных счетов. Только соблюдение этих требований дает возможность применить процедуру взыскания недоимки по налогу, предусмотренную ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции также установлено и материалами дела подтверждено, что Фондом инкассовые поручения направлялись лишь на один из имеющихся трех расчетных счетов общества и не принимались меры по взысканию недоимки по страховым взносам, пени и штрафа с двух других расчетных счетов, при этом не доказано отсутствие или недостаточность денежных средств на счетах общества на момент вынесения оспариваемого решения, суд приходит к выводу о несоблюдении фондом условий, с которыми согласно п. 7 ст. 46 и п. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации связана возможность принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества страхователя, в связи с чем оспариваемое решение подлежит признанию недействительным.
Оспариваемое решение фонда правильно признано судом первой инстанции недействительным также по основаниям, установленным ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как определено пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о взыскании налога, пени и штрафа за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Между тем следует иметь в виду, что в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации определяются правила принудительного взыскания задолженности налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать задолженность за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.
Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога, пеней и штрафа, осуществляемого в бесспорном порядке, в том числе и для направления в банк инкассовых поручений.
Из перечисленных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогового органа на применение процедуры принудительного взыскания непосредственно связано с направлением налогоплательщику требования об уплате налога, пеней.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что требованием об уплате недоимки N 53/71 страхователю было предложено добровольно исполнить в срок до 05.11.2008, требование получено обществом 17.10.2008, 60-дневный срок для выставления фондом инкассовых поручений истек 06.01.2009.
Как правильно отметил суд, согласно производственному календарю на 2009 год и ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации, праздничными днями являлись 1, 2, 3, 4, 5, 7 января. При этом 3 и 4 января попадали на выходные дни, согласно ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней, выходной день переносится на следующий, после праздничного, рабочий день, следовательно, 6 и 8 января являлись также нерабочими днями, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2008 N 877 выходной день - 11 января был перенесен на 9 января. Соответственно, первым рабочим днем 2009 года являлось 11 января.
Поручения в банк направлены 11 и 23.01.2009, таким образом второе инкассовое поручение от 23.01.2009 направлено в банк с пропуском установленного срока.
При таких обстоятельствах правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что, поскольку решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах заявителя произведено с нарушением установленного порядка, не может быть признано правомерным принятие решения о взыскании задолженности за счет имущества в порядке ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации, а т.к. фонд производит бесспорное взыскание задолженности, которое происходит без согласия страхователя, заинтересованным лицом должен быть соблюден порядок принудительного взыскания, установленный Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.07.2009 года по делу N А76-10297/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Южноуральского филиала N 10 г. Южноуральск - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-10297/2009
Истец: ЗАО "Еманжелинская передвижная механизированная колонна"
Ответчик: ГУ ЧРО ФСС РФ, в лице Южноуральского филиала N1
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7697/2009