г. Челябинск |
|
"21" сентября 2009 г. |
Дело N А76-6950/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 21 сентября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Конкиным М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2009 по делу N А76-6950/2009 (судья Карпачева М.И.), при участии: от ООО "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" - Тищенко Д.Н. (доверенность N 1 от 11.01.2009), от Администрации Озёрского городского округа Челябинской области - Мартюшовой А.Н. (доверенность N 01-61/55 от 10.02.2009),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" (далее - заявитель, общество, ООО "ЖРЭЦ - 5") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным пункта 3 постановления главы Озерского городского округа (далее - заинтересованное лицо, глава округа) от 27.10.2008 N 3396 "О вырубке деревьев" в части возложения обязанности на заявителя выполнить работы по вырубке деревьев: 2 яблонь, 2 груш со стороны фасада дома 9 по пр.К.Маркса, 3 кустов вишни со стороны фасада дома N9 по бульвару Луначарского, 3 кустов сирени и 1 куста клена со стороны фасада дома 56 по ул.Дзержинского (л.д. 82-85, 167-168, 169-170) (с учетом принятого судом уточнения заявленного требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая копания "Озерское коммунальное хозяйство" (далее - ООО "УК "ОКХ") и муниципальное учреждение лесничество Озерского городского округа (далее - лесничество).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.07.2009 по настоящему делу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела и, что суд нарушил нормы материального права.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать. В обоснование доводов жалобы считает, что оспариваемым постановлением на заявителя незаконно возложена обязанность по вырубке деревьев и кустов, т.к. на момент его принятия земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, не входили в состав общего имущества собственников помещений в данных домах. Заявитель указывает, что собственники помещений в многоквартирных домах не приобрели в установленном законом порядке права долевой собственности на общие земельные участки, на которых расположены данные дома, поэтому такие земельные участки не могут входить в состав общего имущества многоквартирных домов и на то, что сведения в кадастровых паспортах земельных участков (выписок из государственного кадастра недвижимости) отсутствуют, а это не позволяет установить, являются ли правообладателями земельных участков собственники помещений многоквартирных домов, а также определить относятся ли земельные участки к общей долевой собственности. Земельные участки не поставлены на кадастровый учет.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило ее доводы, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц ООО "Управляющая компания "Озёрское коммунальное хозяйство" и МУ Лесничество Озёрского городского округа не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Озерску Челябинской области 04.02.2005, основной государственный регистрированный номер 1057410001516 (л.д.20).
На основании ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и решения собрания собственников многоквартирного дома от 20.07.2006 между администрацией Озерского городского округа и ООО "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" 01.11.2006 заключен договор управления многоквартирным домом N 460 УО, расположенным по адресу: Челябинская область, г.Озерск, ул.Луначарского, д.9 (л.д. 94-101).
На основании ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и решения собрания собственников многоквартирного дома от 11.08.2006 между администрацией Озерского городского округа и ООО "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" 01.11.2006 заключен договор управления многоквартирным домом N 404 УО, расположенным по адресу: Челябинская область, г.Озерск, ул. К.Маркса, д. 9 (л.д. 102-109).
На основании ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и решения собрания собственников многоквартирного дома от 30.07.2007 между администрацией Озерского городского округа и ООО "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" 01.08.2007 заключен договор управления многоквартирным домом N 754-40-УО, расположенным по адресу: Челябинская область, г.Озерск, ул.Дзержинского, д.56 (л.д.86-93).
На основании п.2.1 вышеуказанных договоров целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилом многоквартирном доме, обеспечение сохранности, эффективного управления, содержания и ремонта общего имущества дома, его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, решение вопросов использования указанным имуществом собственниками помещений, избравшими форму управления домом посредством управляющей организацией.
В соответствии с п.3.1.2 договора 01.08.2007 N 754-40-УО управляющая организация самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные необходимые разрешительные документы, обязуется предоставлять коммунальные услуги, проводить работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством.
01.05.2006 между ООО "Озерское коммунальное хозяйство" и ООО "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" заключен договор подряда на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников в многоквартирных домах N358/06-окх, адресный перечень которых был перечислен в приложении N1 к указанному договору (л.д.8-13).
В соответствии с приложением N 1 к договору подряда на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников в многоквартирных домах N 358/06-окх от 01.05.2006 в перечень домов, являющихся предметом договора, были включены дома, расположенные по адресам: Челябинская область, г.Озерск, ул.Дзержинского, д.56, Челябинская область, г.Озерск, ул.К.Маркса, д.9, Челябинская область, г.Озерск, ул.Луначарского, д.9 (л.д.8-13).
Согласно п.1.1 вышеуказанного договора подряда общее имущество собственников помещения в многоквартирном доме - это имущество, предназначенное для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир нежилых помещений, а именно: межквартирные лестничные площадки и клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации и иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудовании, а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства (л.д.8-10).
В соответствии с реорганизацией ООО "Озерское коммунальное хозяйство" в форме присоединения к ООО "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" с 01.07.2007 и полным правопреемником последним всех прав и обязанностей стороны договора подряда на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников в многоквартирных домах N 358/06-окх от 01.05.2006 пришли к соглашению внести в 01.07.2007 изменение в преамбулу договора подряда, о чем было заключено соглашение об изменении договора подряда от 01.05.2006 N 358/06-окх (л.д. 11).
Письмами вх. N 30-03-16/392 от 12.09.2008, вх. N 30-03-16/394 от 12.09.2008, вх. N 30-03-16/393 от 12.09.2008 от жителей домов, расположенных по адресам: Челябинская область, г.Озерск, ул.Дзержинского, д.56, Челябинская область, г.Озерск, ул.К.Маркса, д.9, Челябинская область, г.Озерск, ул.Луначарского, д.9 в адрес администрации Озерского городского округа поступили заявления жителей домов о срезании (спиливании) деревьев, растущих вблизи окон граждан, так как деревья затеняют освещение квартир (л.д. 48, 51, 54).
Комиссия Администрации Озерского городского округа, сформированная в соответствии с распоряжением первого заместителя главы Озерского городского округа В.Я. Лифанова от 28.07.2006 N 1204-р, в ходе проверки поступивших в адрес администрации заявлений жителей домов, расположенных по адресам: Челябинская область, г.Озерск, ул.Дзержинского, д.56, Челябинская область, г.Озерск, ул.К.Маркса, д.9, Челябинская область, г.Озерск, ул. Луначаркого, д.9, 18.09.2008 произвела натурный осмотр деревьев, испрашиваемых к вырубке, о чем составлены заключения N N 123, 124, 126 (л.д. 55, 52, 49).
На основании пункта 3 постановления главы Озерского городского округа Челябинской области от 27.10.2008 N 3396 на общество с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" были возложены обязанности в январе-феврале 2009 года выполнить работы по вырубке 2 яблонь, 2 груш со стороны фасада дома 9 по пр.К.Маркса, 3 кустов вишни со стороны фасада дома N9 по бульвару Луначарского, 3 кустов сирени и 1 куста клена со стороны фасада дома 56 по ул.Дзержинского в целях предотвращения аварийной ситуации и обеспечения требований строительных правил и норм, регламентирующих расстояние от стен здания до места посадки растений (л.д. 7).
Не согласившись с пунктом 3 указанного выше постановления, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый в указанной части ненормативный правовой акт соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает законных прав и интересов заявителя, а также пропуска срока на обжалование ненормативного акта при отсутствии уважительных причин для его восстановления.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
На основании ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 названной статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результате указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного ч. 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельностью.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что общество с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" оказывает услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Челябинская область, г.Озерск, ул.Дзержинского, д.56, Челябинская область, г.Озерск, ул.К.Маркса, д.9, Челябинская область, г.Озерск, ул.Луначарского, д.9 на основании договора подряда от 01.05.2006 N 358/06 ОКХ.
В соответствии с пп. "е" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительством РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Частью 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью помещений в многоквартирном доме.
Пунктами 3-5 ст. 16 данного закона установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Для возникновения права собственности на земельный участок необходимо его формирование в виде объекта общей долевой собственности с соблюдением процедуры межевания и составлением кадастрового плана (статья 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из представленных в деле копий Постановлений Главы Озерского городского округа Челябинской области от 19.11.2008 N 3872, от 08.12.2008 N 4301, от 11.12.2008 N 4445 границы земельных участков, занимаемые многоквартирными жилыми домами, расположенных по адресам: Челябинская область, г.Озерск, ул.Дзержинского, д.56, Челябинская область, г.Озерск, ул.К.Маркса, д.9, Челябинская область, г.Озерск, ул. Луначаркого, д.9 были утверждены в соответствии с прилагаемыми планами инв. N N 9033-ЗК-2008,9351-ЗК-2008,9119-ЗК-2008 соответственно.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что все спорные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет после 01.03.2005, следовательно, земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в том числе, элементы озеленения и благоустройства, расположенные на указанном земельном участке перешли бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя об отсутствии кадастрового учета спорных земельных участков, как причины отсутствия собственника на спорные земельные участки и как следствие не передачи в управление управляющей организации объектов недвижимого имущества, составляющие массу общего имущества собственников помещений многоквартирных домов.
Кроме этого, судом первой инстанции правильно указано на то, что издание оспариваемого постановления 27.10.2009 года - до даты постановки на кадастровый учет указанных земельных участков не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого акта.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым территориальным зонам.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации. Разграничение государственной собственности на землю до настоящего времени не осуществлено.
В соответствии со ст.39 Устава администрация Озерска осуществляет исполнительно-распорядительные функции по всем вопросам местного значения, отнесенным к ведению муниципального образования в соответствии со статьей 12 настоящего Устава, в том числе, содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что отнесение администрацией Озерска спорных земельных участков к землям населенных пунктов входит в полномочия органа местного самоуправления и не противоречит нормам закона.
В соответствии с п.1.3 Правил организация работ по уборке, санитарному содержанию и благоустройству территорий возлагается, в том числе, на пользователей земельных участков, организации, осуществляющие обслуживание жилых домов.
Обоснованно суд первой инстанции посчитал довод администрации Озерского городского округа о правомерности издания оспариваемого акта со ссылкой на вышеназванные правила благоустройства, обоснованным, поскольку благоустройство и озеленение территории Озерска в силу ст.ст. 12, 39 Устава города относится к вопросам местного значения и входит в полномочия администрации Озерска.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах заявителем не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" оспариваемым пунктом постановления, в связи с чем оспариваемый в части ненормативный правовой акт соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает законных прав и интересов заявителя, что в силу ч.3 ст.201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2009 года по делу N А76-6950/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6950/2009
Истец: ООО "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5"
Ответчик: Администрация Озерского городского округа
Третье лицо: ООО "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство", МУ Лесничество Озерского городского округа
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7524/2009