г. Челябинск
25 сентября 2009 г. |
N 18АП-8103/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 25 сентября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Конкиным М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Оренбургской таможни на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23 июля 2009 г. по делу N А47-4296/2009 (судья Савинова М.А.), при участии: от Оренбургской таможни - Бугаева Д.Л. (доверенность N 10-51/208 от 31.12.2008),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы" (далее - заявитель, общество, ОАО "Оренбургские минералы") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Оренбургской таможне (далее также - таможенный орган) об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные сборы по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) за март 2009 г. в сумме 234500 руб. (согласно уточненному заявлению - т.7 л.д. 124-126).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.07.2009 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Оренбургская таможня с решением не согласилась и обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", которые вступили в силу с 25.03.2009. Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации N 220 предусмотрена обязанность уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации при применении периодического временного декларирования. Таким образом, сумма таможенных сборов при подаче заявителем ГТД с 25.03.2009 возврату не подлежит, так как сборы оплачены после вступления в силу изменений в Постановление Правительства Российской Федерации N 863.
До судебного заседания от ОАО "Оренбургские минералы" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не возражает против отмены решения суда в части возврата Оренбургской таможне суммы 227000 руб. Также представлено заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании представитель Оренбургской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
ОАО "Оренбургские минералы" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель заявителя не явился.
В соответствии со статьями 123, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителя таможенного органа, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в 2008-2009 г. реализовало на экспорт асбест хризолитовый. При перемещении указанного товара через таможенную границу Российской Федерации заявитель в октябре-декабре 2008 г. предоставил в таможенный орган временные периодические таможенные декларации и уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товаров на общую сумму 234 500 руб., что подтверждается представленными обществом временными таможенными декларациями N N 10409100/101008/0006752 (т.7 л.д. 148), 10409100/141108/0007513 (т.7 л.д. 151), 10409100/051108/0007304 (т.8 л.д. 3), 10409100/051108/0007303 (т.9 л.д.6), 10409100/051108/0007302 (т.8 л.д.9), 10409100/101108/0007409 (т.8 л.д.11), 10409100/261108/0007797 (т.8 л.д.14), 10409100/121208/0008223 (т.8 л.д.20), 10409100/041208/0008015 (т.8 л.д. 23), 10409100/231108/0007883 (т.8 л.д. 26).
В марте 2009 г. заявитель подал в административный орган в отношении тех же товаров полные (скорректированные) таможенные декларации N N 10409100/300309/0001731, 10409100/250309/0001620, 10409100/270309/0001675, 10409100/260309/0001645, 10409100/300309/0001734, 10409100/250309/0001611, 10409100/240309/0001578, 10409100/300309/0001723, 10409100/310309/0001759. За таможенное оформление указанных товаров заявителем были уплачены таможенные сборы в размере 234 500 руб.
30.04.2009 общество направило в таможенный орган заявление N 01/17-1915 о возврате уплаченной суммы таможенных сборов в размере 234 500 руб., уплаченных за оформление ГТД в марте 2009 г.
08.05.2009 административный орган письмом отказал в возврате денежных средств (т.1 л.д.18).
Полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, ОАО "Оренбургские минералы" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. В связи с чем, уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товаров в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, основанными на правильном применении норм права.
В соответствии со статьей 357.5 Таможенного кодекса Российской Федерации плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные сборы.
На основании подпункта 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Согласно статье 63.1 Таможенного кодекса Российской Федерации за таможенное оформление взимаются таможенные сборы в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании пункта 1 статьи 357.6 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Статья 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при декларировании товаров за таможенное оформление уплачиваются таможенные сборы. Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены настоящим Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу пункта 1 статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 138 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что подача декларантом как временных, так и полных таможенных деклараций производится в рамках единого комплекса отношений по таможенному оформлению вывоза одного и того же товара, поэтому подача таких деклараций не может рассматриваться как самостоятельное, не связанное друг с другом декларирование.
При применении временного таможенного декларирования возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются его помещением под определенный таможенный режим (экспорта).
Следовательно, поскольку таможенные сборы взимаются за таможенное оформление товара, а не за подачу таможенной декларации, то они должны быть уплачены один раз - при подаче временной декларации и при подаче постоянной декларации повторно взиматься не могут.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и таможенным органом не оспаривается, что при временном декларировании товаров общество уплатило таможенные сборы в надлежащем размере.
С учетом указанного действия таможенного органа, выразившиеся в отказе возвратить ОАО "Оренбургские минералы" уплаченные при подаче полных таможенных деклараций таможенные сборы в размере 234 500 рублей, являются незаконными.
На основании пункта 1 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Кодексом.
В силу пункта 2 указанной статьи излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов (пункт 3 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.
Исходя из материалов дела, таможенным органом излишне уплаченные таможенный сбор не был возвращен в установленный срок, то есть по истечении одного месяца со дня подачи ОАО "Оренбургские минералы" соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на таможенный орган обязанность произвести возврат ОАО "Оренбургские минералы" суммы таможенных сборов в размере 234 500 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что пункт 7.1, введенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", уточняет порядок взимания таможенных сборов при периодическом временном декларировании, в связи с чем возврат таможенных сборов с 25.03.2009 не предусмотрен, отклоняется на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 4 Таможенного кодекса Российской Федерации акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пункт 7.1 введен в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863", которое вступило в силу 25.03.2009.
Как следует из материалов дела таможенные сборы, которые заявитель требует возвратить, были излишне уплачены при подаче полных (скорректированных) ГТД в период с 24 по 31 марта 2005 г. Между тем, временные ГТД по этому же товару подавались и оплачивались обществом в октябре-декабре 2008 г., то есть правоотношения по оформлению ГТД возникли до вступления в силу указанного Постановления Правительства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на таможенный орган обязанность по возврату излишне уплаченных таможенных сборов.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам дела. При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23 июля 2009 г. по делу N А47-4296/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Оренбургской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4296/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Киембаевский горно - обогатительный комбинат "Оренбургские минералы"
Ответчик: Федеральная таможенная служба Приволжское таможенное управление Оренбургская таможня
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8103/2009