г. Челябинск
28 сентября 2009 г. |
N 18АП-7793/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А., при ведении протокола помощником судьи Бушковой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 июля 2009 года по делу N А47-2311/2009 (судья Шабанова Т.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Северный" (далее - ООО "Татнефть-Северный", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.10.2008 N 4317 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 5 534 168 руб. и предложения уплатить недоимку в сумме 920 руб. и решения от 13.10.2008 N 1164 в части отказа в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в сумме 5 534 168 руб., вынесенных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, налоговый орган) (с учетом уточнений требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (т.3, л.д. 160).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24 июля 2009 года заявленные требования ООО "Татнефть-Северный" удовлетворены, решения инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга в обжалуемых частях признаны недействительными.
Не согласившись с вынесенным решением суда, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить ввиду его незаконности и необоснованности и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заинтересованное лицо указывает на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, а именно пунктов 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В частности ссылается на то, что выставленные контрагентами заявителя счета-фактуры содержат недостоверные сведения относительно адреса получателя.
Кроме того, по мнению инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, в ходе налоговой проверки установлено неправомерное заявление вычета по счетам-фактурам, относящимся к другому налоговому периоду.
Также налоговый орган указал, что поскольку в ряд счетов-фактур внесены изменения, касающиеся подписи и расшифровки подписи главного бухгалтера, то применение налоговых вычетов в таком случае, и, соответственно, регистрация в книге покупок счетов-фактур с внесенными с них исправлениями, производится в том налоговом периоде, в котором получен исправленный счет-фактура.
Заявитель отзывом отклонил доводы апелляционной жалобы, просит оставить решение арбитражного суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, считает, что все представленные счета-фактуры составлены в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, полученные товары и услуги оприходованы и оплачены. Договоры, счета-фактуры и иные документы, представленные заявителем содержат все необходимые реквизиты, что позволяет идентифицировать всех поставщиков и провести в отношении них необходимые контрольные мероприятия налогового контроля.
Кроме того, налогоплательщик в отзыве указал, что все счета-фактуры содержат именно юридический адрес предприятия, который соответствует учредительным документам ООО "Татнефть-Северный".
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представители инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга и ООО "Татнефть-Северный" в судебное заседание не явились, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за сентября 2007 г., представленной 15.05.2008 (т.1, л.д. 67-70). Результаты проверки оформлены актом от 29.08.2008 N 9394 (т. 3, л.д. 40-56).
По итогам рассмотрения материалов проверки, с учетом возражений, представленных налогоплательщиком, инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга принято решение от 13.10.2008 N 4317 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1, л.д. 12-29). Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за непредставление в установленные сроки налогоплательщиком документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, необходимых для проведения камеральной проверки в размере 4 500 руб., предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 920 руб., а также отказано в возмещении НДС в размере 5 542 958 руб.
Также инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга вынесено решение от 13.10.2008 N 1164, которым налогоплательщику было отказано в предоставлении налоговых вычетов в сумме 5 542 958 руб. (т.1, л.д. 30-31)
Отказом в предоставлении налогового вычета по НДС в сумме 5 542 958 руб., послужили выводы налогового органа о том, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по ООО "Татнефть-Северный", юридический адрес ООО "Татнефть-Северный" указан как: Оренбургская область, Северный район, село Северное, улица Южная, дом 2 квартира 858, в то время как в договорах с поставщиками и счетах-фактурах указан адрес: Оренбургская область, село Северное, улица Южная, дом 25, следовательно, по мнению заинтересованного лица, представленные заявителем счета-фактуры не могут служить основанием для предъявления к возмещению из бюджета НДС.
Кроме того, в представленных счетах-фактурах имеются нарушения их оформления, в частности отсутствует подпись и расшифровка подписи главного бухгалтера, также часть счетов-фактур не относятся к исследуемому налоговому периоду - сентябрь 2007 год.
Не согласившись с решением налогового органа от 13.10.2008 N 4317, общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (т.1, л.д. 32-35).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 15.12.2008 N 24-17/24365 решение от 13.10.2008 N 4317 утверждено (т.1, л.д. 36-40).
Налогоплательщик, полагая, что решения инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 13.10.2008 N 4317 и N 1164 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 5 534 168 руб. и предложения уплатить недоимку в сумме 920 руб. нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с о признании их незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель подтвердил необходимые по статьям 169, 171, 172 НК РФ условия для применения налогового вычета в спорной сумме.
Вывод арбитражного суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В силу условий пункта 8 статьи 87 НК РФ, при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьёй 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьёй 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 169 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные в пункте 2 статьи 9 названного Закона.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, к которым относятся: наименование документа, дата составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Из решения инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга следует, что налоговый орган отказал налогоплательщику в принятии вычета по НДС, уплаченного по счетам-фактурам, указанным в пункте 3 решения от 13.10.2008 N 4317 в общей сумме 5 537 824 руб., в связи с тем, что по мнению налогового органа, представленные счета-фактуры не могут быть приняты в качестве основания для принятия сумм НДС к вычету, так как они не соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ и содержат недостоверную информацию, а именно, в нарушение пункта 6 указанной статьи содержат неверный адрес покупателя ООО "Татнефть-Северный".
В подтверждение своих доводов инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга ссылается на выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, а также на результаты проведенных контрольных мероприятий, в частности в ходе осмотра помещений, налоговым органом установлено, что адрес: село Северное, ул. Южная, дом 25, указанный в счетах-фактурах, в графе "покупатель", отсутствует; а по адресу: село Северное, ул. Южная, дом 2, квартира 858, указанный в выписке Единого государственного реестра юридических лиц как адрес ООО "Татнефть-Северный", зарегистрировано МУП ЖКХ Северное.
Доводы налогового органа о том, что по адресу: Оренбургская область, с. Северное, ул. Южная, 2, ООО "Татнефть-Северный" никогда фактически не находилось и не находится, а МУП "ЖКХ" учредителем ООО "Татнефть-Северный" не является и ранее не являлось (со ссылкой на протокол допроса Моисеева В.Н., руководителя МУП "ЖКХ), отклоняется судом апелляционной инстанции в связи с тем, что представленная в материалы дела копия учредительного договора о создании ООО "Татнефть-Северный" от 24.04.2003 прямо указывает, что Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство", зарегистрированное Распоряжением Администрации Северного района за N 108-Р от 22.03.2002г., место нахождения: 461670, Оренбургская область, Северный район, с. Северное, ул. Южная, 2, в лице Генерального директора Моисеева Владимира Николаевича является одним из учредителей ООО "Татнефть-Северный" (т.3, л.д. 150-153).
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
В силу подпункта "в" пункта 2 статьи 5 и пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего органа, в случае отсутствия такого - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Исходя из ответа Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по Оренбургской области N 10 (регистрационный центр) по Оренбургской области от 06.03.2009 N 07-10/032708 (т. 3, л.д. 130-131), ООО "Татнефть-Северный" было представлено заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р 11001, а также устав, утвержденный протоколом собрания учредителей от 24.04.2003 N 1, и учредительный договор, в которых указан адрес местонахождения общества - 461670, Оренбургская область, Северный район, с. Северное, ул. Южная, 2.
Между тем, в 2006 году налогоплательщиком произведена замена юридического адреса на новый юридический адрес, внеся соответствующие изменения в учредительные документы, согласно которых местонахождение предприятия определено как "461670, Оренбургская область, Северный район, с. Северное, ул. Южная, 25". Указанные изменения были обусловлены тем обстоятельством, что в 2004 году Администрацией Северного района Оренбургской области планировалась замена литеров домов по ул. Южная, в частности дом N 2 по ул. Южная планировалось заменить на дом N 25, но что сделано не было по не зависящим от заявителя обстоятельствам. Данный факт подтвержден представленным в материалы дела письмами Администрации Северного района Оренбургской области от 19.03.2009 б/н, от 27.04.2009 N 01/07-115 (т. 3, л.д. 127,128,), Свидетельством о постановке на налоговый учет серии 56 N 001145871 от 28.04.2003 (т. 1 л.д. 54), Уставом ООО "Татнефть-Северный" в редакции 2006 года (т. 1 л.д. 55-58).
Таким образом, довод налогового органа о несоответствии адреса, указанного в счетах-фактурах, фактическому месту нахождения общества обоснованно признан судом первой инстанции не состоятельным, поскольку необходимым и достаточным условием для подтверждения права на налоговый вычет является указание в счете-фактуре юридического адреса покупателя, которым, в соответствии с Уставом ООО "Татнефте-Северный", зарегистрированным Управлением Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области 15.03.2006, является адрес: 461670, Оренбургская область, Северный район, с. Северное, улица Южная, 25.
Суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что налогоплательщик представленными документами (акты приема-передачи оказанных услуг, выполненных работ, товарные накладные, карточки счетов бухгалтерского учета) подтвердил право на вычет (возмещение) 5 534 168 руб. налога на добавленную стоимость, в том числе счетами-фактурами, соответствующими требованиям статьи 169 НК РФ, первичными документами, подтверждающими принятие на учет приобретенных товаров и их оплату с суммой налога (т.1, л.д. 79-150, т.2).
Довод налогового органа о том, что применение налоговых вычетов в случае исправления в счете-фактуре ошибок (нарушений) и, соответственно, регистрация в книге покупок указанных счетов-фактур с внесенными в них исправлениями должно производится в том налоговом периоде, в котором получен исправленный счет-фактура отклоняется судом апелляционной инстанции в связи с тем, по смыслу положений статей 171 и 172 НК РФ право налогоплательщика на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) обусловлено производственным назначением, фактическим наличием приобретенных товаров (работ, услуг), их оприходованием, поэтому суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполнены данные условия.
Налоговый период применения налоговых вычетов связан с выполнением только названных условий и поэтому последующее исправление или замена счетов-фактур не влияет на правомерность их отражения в данном налоговом периоде.
Довод налогового органа о том, что счета-фактуры, полученные заявителем от контрагентов в июне, июле, августе 2007 года не могут быть предъявлены к вычету в сентябре 2007 года, по мнению суда апелляционной инстанции, основан на неверном толковании норм законодательства, в частности, нормы статей 171, 173, 176 НК РФ не содержат ограничений и не запрещают налогоплательщику воспользоваться правом на налоговый вычет в более поздний налоговый период, чем в налоговый период, в котором была произведена поставка товаров.
Применение налоговых вычетов, на которые налогоплательщик имеет установленное законом право в более позднем периоде не приводит к изменению налогового обязательства налогоплательщика за указанные налоговые периоды и в совокупности к неуплате налога в бюджет.
В оспариваемом решении налогового органа нет сведений о выявлении в ходе налоговой проверки недостоверности сведений, содержащихся в представленных обществом в подтверждение права на налоговый вычет документах. Претензий к полученным от налогоплательщика документам налоговый орган не предъявляет. Следовательно, у заявителя имеется право на вычет налога на добавленную стоимость в сумме 5 534 168 руб. уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг).
Применение вычета по налогу на добавленную стоимость в более позднем периоде не привело к возникновению задолженности перед бюджетом.
Кроме того, доказательств того, что факт повторного отражения в книге покупок, счетов-фактур, привел к повторному (необоснованному) налоговому вычету по налогу на добавленную стоимость, оспариваемые решения налогового органа, не содержат, равно как, не представлено заинтересованным лицом документального подтверждения "двойного" предъявления суммы налога на добавленную стоимость заявителем, к вычету.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает правильными выводы суда первой инстанции, содержащиеся в оспариваемом судебном акте, о подтверждении налогоплательщиком налоговых вычетов надлежащими документами, оформленными в соответствии с требованиями статей 169, 171 и 172 НК РФ.
Таким образом, при принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам, материалам дела и законодательству. При разрешении настоящего спора судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведённым выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 июля 2009 года по делу N А47-2311/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2311/2009
Истец: ООО "Татнефть-Северный", ООО "Татнефть-Северное", Общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Северный"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7793/2009