г. Челябинск
24 сентября 2009 г. |
N 18АП-5465/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01 июня 2009 года по делу N А76-31125/2006 (судья Каюров С.Б.), при участии: от федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", в лице филиала "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр" - Вахрушевой И.А. (доверенность от 09.07.2009), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска - Брюховских Т.М. (доверенность от 21.01.2009 N 03-5/001713),
УСТАНОВИЛ
федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", в лице филиала "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - заявитель, налогоплательщик, ФГУП "РТРС") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решений от 07.11.2006 N N 367, 368, вынесенных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (далее - заинтересованное налоговый орган, Инспекция ФНС России по Советскому району г. Челябинска) (с учетом уточнения заявленных требований, т. 2, л. д. 3 - 5).
Спор между налогоплательщиком и налоговым органом возник по поводу обоснованности доначисления федеральному государственному унитарному предприятию "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", в лице филиала "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр", авансовых платежей по земельному налогу по земельным участкам, расположенным по адресам: г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 54 "б" (площадью 5405 кв.м., кадастровый номер 74:36:04 08 001:0137); г. Челябинск, ул. Волгоградская, 25 (площадью 73410 кв.м., кадастровый номер 74:36:04 04 024:0023).
Решением от 12.02.2009 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований ФГУП "РТРС" отказано (т. 2, л. д. 50 - 53).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2007 (т. 2, л. д. 131 - 137) решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2007 по делу N А76-31125/2006 отменено, требования, заявленные ФГУП "РТРС", удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.08.2007 N Ф09-6722/07-С3 (т. 3, л. д. 17 - 20) постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2007 по делу N А76-31125/2006 Арбитражного суда Челябинской области отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2007 решение от 12.02.2009 по делу N А76-31125/2006 Арбитражного суда Челябинской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", в лице филиала "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр" - без удовлетворения (т. 3, л. д. 36 - 38).
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.01.2008 N Ф09-6722/07-С3 (т. 3, л. д. 75 - 79) решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2007 по делу N А76-31125/2006 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2007 по тому же делу оставлены без изменения, кассационная жалоба ФГУП "РТРС" - без удовлетворения.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N 6113/08 (т. 3, л. д. 125 - 130) решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2007 по делу N А76-311125/2006-47-1226/31, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2007 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.01.2008 по тому же делу, отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области. При этом Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в названном постановлении Президиума, в числе прочего, было указано следующее: "Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями) определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10). В силу пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. Следовательно, суды при рассмотрении спора должны были руководствоваться нормативным правовым актом органа исполнительной власти Челябинской области об утверждении кадастровой оценки спорных земельных участков, а при его отсутствии - учесть их нормативную цену".
В последующем, аналогичная правовая позиция нашла выражение в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (пункт 7).
При новом рассмотрении дела, Арбитражный суд Челябинской области, на основании заявленного Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Челябинска, ходатайства (т. 4, л. д. 8), определением от 27.02.2009 (т. 4, л. д. 21 - 23) привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (Управление Роснедвижимости по Челябинской области) и Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.06.2009 по делу N А76-31125/2006 (т. 5, л. д. 122 - 137) требования, заявленные ФГУП "РТРС", удовлетворены: оспариваемые решения налогового органа признаны недействительными.
В апелляционной жалобе Инспекция ФНС России по Советскому району г. Челябинска просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции от 01.06.2009 по настоящему делу, ссылаясь на имеющее место быть, по мнению налогового органа, неправильное применение арбитражным судом первой инстанции норм материального права при принятии решения. По мнению налогового органа, правовые основания для уплаты ФГУП "РТРС" земельного налога за указанные спорные земельные участки, наличествуют.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, которым просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу налогоплательщик в частности, указывает на то, что, порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков был определен постановлением главы г. Челябинска от 22.03.2006 N 165-п, опубликованным в газете "Вечерний Челябинск" за 29.03.2006; поскольку заявитель до 01.03.2006 обращался в Управление Роснедвижимости по Челябинской области в целях предоставления сведений о кадастровой стоимости земельных участков, и, по причине отсутствия соответствующих сведений, не получил их, следовательно, оснований для уплаты авансовых платежей по земельному налогу у ФГУП "РТРС", не имеется. По мнению налогоплательщика, аналогичные обстоятельства установлены Арбитражным судом Челябинской области в рамках рассмотрения дела N А76-1615/2007 при оспаривании налогоплательщиком решения Инспекции ФНС России по Советскому району г. Челябинска, в отношении доначисления авансовых платежей по земельному налогу за 3 квартал 2006 года.
Определениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2009 и от 01.09.2009 рассмотрение апелляционных жалоб откладывалось.
По основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 2 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Чередниковой М.В., судьей Бояршиновой Е.В.
Рассмотрение дела начато сначала.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили. От Управления Роснедвижимости по Челябинской области в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие уполномоченных представителей данного третьего лица.
С учетом мнения представителей налогового органа и налогоплательщика, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что на даты представления расчетов по авансовым платежам по земельному налогу до налогоплательщика не была доведена кадастровая стоимость земельных участков, и кроме того, поскольку в том случае, если в течение налогового периода авансовые платежи не уплачивались по причине недоведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщика, сумма налога, подлежащего уплате должна определяться по итогам календарного года.
Арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемый в апелляционном порядке судебный акт подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.
Из имеющихся в деле документов следует, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска проведены камеральные налоговые проверки корректирующего расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2006 года и расчета по авансовым платежам по земельному налогу за полугодие 2006 года, представленного федеральным государственным унитарным предприятием "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", в лице филиала "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр".
По результатам проведенных мероприятий налогового контроля заинтересованным лицом составлены акты (докладные записки) - от 19.09.2006 N 10790 (т. 1, л. д. 9 - 11) и от 19.09.2006 N 10784 (т. 1, л. д. 13 - 15), на которые налогоплательщик представил возражения (т. 1, л. д. 17).
Налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок, и возражений, представленных налогоплательщиком на указанные акты, были вынесены решения:
- от 07.11.2006 N 367 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", - которым отказано в привлечении ФГУП "РТРС" к налоговой ответственности, по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации; одновременно заявителю предложено уплатить авансовый платеж по земельному налогу за 1 квартал 2006 года в сумме 517.461 руб. и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет (т. 1, л. д. 80 - 83);
- от 07.11.2006 N 368 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", - которым отказано в привлечении ФГУП "РТРС" к налоговой ответственности, по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации; одновременно заявителю предложено уплатить авансовый платеж по земельному налогу за полугодие 2006 года в сумме 517.461 руб. и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет (т. 1, л. д. 76 - 79).
Описание вмененных ФГУП "РТРС" налоговых правонарушений, в решениях от 07.11.2006 N N 367, 368, являются идентичными, и сведены к следующему: "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр имеет в пользовании следующие земельные участки: 1. земельный участок площадью 5405 кв.м. для эксплуатации существующей территории центра по ул.Орджоникидзе в Советском районе города Челябинска. Участок отведен на праве постоянного пользования в соответствии с Государственным актом Ч N000988-92, кадастровая стоимости земельного участка по сведениям Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска составляет 14529018 руб. 2. земельный участок площадью 73410 кв.м. для эксплуатации существующего комплекса зданий и сооружений радиостанции РВ 72 по ул.Волгоградской, 25 в Советском районе. Участок отведен на праве постоянного пользования в соответствии с Государственным актом Ч N001852-94, кадастровая стоимость земельного участка по сведениям Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска составляет 133316965 (сведения о кадастровой стоимости земельных участков получены налоговым органом 03.08.2006г. по запросу, направленному Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска 16.06.2006г N 10/53165). В соответствии с п.1 ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка. Пп.1 п.5 Приложения 1 к Решению Челябинской городской Думы N8/11 от 22.11.2005г. "Дифференцированные налоговые ставки, в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков" в отношении земельных участков, отнесенных в соответствии с техническими указаниями по государственной оценке земель поселений, к группе функционального использования земельных участков, занятых промышленными объектами, объектами транспорта и связи, в т.ч. земельные участки радиоцентров, телецентров, радиостанций, ретрансляторных станций и сооружений (см. информация по пп. 1 п.5 приложения 1 к Решению Челябинской городской Думы от 22.11.2005г N8/11) налоговая ставка установлена в размере 1,4 процента от кадастровой стоимости земельного участка. Налогоплательщик в Расчете по авансовым платежам по земельному налогу_ не указал налоговую базу по объектам и не исчислил сумму авансового платежа_ Из представленных к возражениям материалов установлено, что Челябинским областным радиотелевизионным передающим центром 21.03.2006г был направлен запрос в Управление "Роснедвижимость" о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в пользовании предприятия. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области письмом от 10.04.2006г. N679/2 ответило, что по части земельных участков отсутствуют сведения об экономических характеристиках в едином государственном реестре земель. В то же время согласно подпункту 12 статьи 396 Налогового кодекса РФ органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и органами муниципальных образований в ИФНС России по Советскому району г.Челябинска 28.03.2006г. (дата приема файла) были направлены сведения о земельных участках (в электронном виде) признаваемых объектом налогообложения, в т.ч. получена информация о кадастровой стоимости земельного участка площадью 5405 кв.м. (кадастровый номер 74 36 04 08 0012203). Кроме того, инспекцией был сделан запрос в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска 16.06.2006г. N10/53165 о представлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в пользовании Челябинского областного радиотелевизионного передающего центра - филиала ФГУП "РТРС". Сведения получены письмом от 31.07.2006гN6926, в т.ч. представлены сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 73410 кв.м., находящегося в пользовании предприятия-налогоплательщика по адресу ул.Волгоградская,25. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области письмом от 21.04.2006г. N773/2 рекомендовало организациям, в случае отказа в представлении сведений о кадастровой стоимости по причине отсутствия сведений в государственном земельном кадастре, обращаться в организации, имеющие соответствующие лицензии на выполнение оценочных работ. Доказательств обращения предприятия в иные органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра налогоплательщиком не представлено. Принимая во внимание доводы налогоплательщика, а также рекомендации Минфина РФ, доведенные письмом от 06.06.2006г N03-06-02-02/75, что в случае если до налогоплательщика кадастровая стоимость земельного участка в установленном порядке не доведена, то начисление пени не должно производиться, Инспекцией ФНС России по Советскому району г.Челябинска принято решение по результатам камеральной налоговой проверки сумму доначисленного авансового платежа по земельному налогу_ оставить без изменений, пени на доначисленную сумму не начислять".
В материалах дела имеются следующие доказательства наличия у ФГУП "РТРС", в лице филиала "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр", земельных участков:
- постановление главы администрации г. Челябинск от 14.07.1994 N 749-п "Об отводе земельного участка по фактическому пользованию и выдаче Государственного акта Ч N 001852-94 на право пользования землей Государственному предприятию "Челябинский радиотелевизионный передающий центр" (т. 1, л. д. 111), - которым заявителю отведен земельный участок по фактическим границам в постоянное пользование площадью 7.3410 га для эксплуатации существующего комплекса зданий и сооружений радиостанции РВ 72 по ул. Волгоградской, 25 в Советском районе, и, на основании которого предприятию предписано выдать Государственный акт Ч N 001852-94 на право постоянного пользования земельным участком площадью 7.3410 га для эксплуатации существующего комплекса зданий и сооружений радиостанции РВ 72 по ул. Волгоградской, 25 в Советском районе;
- Государственный акт Ч N 001852-94, которым заявителю в постоянное пользование предоставлен земельный участок площадью 7.3410 га для эксплуатации комплекса зданий и сооружений радиостанции РВ-72 по ул. Волгоградской в Советском районе (т. 1, л. д. 114, 115);
- выписка из землеустроительного дела N 12 по межеванию земельного участка кадастровый номер 74:36:04 04 024:0012 (комплекс зданий и сооружений по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Волгоградская, 25, землепользователь - филиал ФГУП "РТРС" "Челябинский ОРТПЦ"), - утвержденного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Челябинска 07.10.2004, и выполненное ООО НПФ "Недра" по заказу Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом (т. 1, л. д. 116 - 118), согласно которому (акт контроля межевания земельного участка: Комплекс зданий и сооружений, т. 1, л. д. 118), площадь по документам составила 73410 кв.м., площадь фактическая составила 70506 кв.м. Пунктом 6 акта межевания указано на то, что землепользователю необходимо переоформить правоустанавливающие документы по фактической площади земельного участка;
- постановление главы администрации г. Челябинск от 10.02.1993 N 174 "Об отводе земельного участка и выдаче Государственного акта Ч N 000998-92 на право постоянного пользования землей Областному радиотелевизионному передающему центру" (т. 1, л. д. 140), - которым заявителю отведен земельный участок по фактическим границам в постоянное пользование площадью 0.5405 га для эксплуатации существующей территории центра по ул. Орджоникидзе в Советском районе, и, на основании которого предприятию предписано выдать Государственный акт Ч N 000998-92 на право постоянного пользования земельным участком площадью 0.5405 га по ул. Орджоникидзе в Советском районе;
- Государственный акт Ч N 000998-92, которым заявителю в постоянное пользование предоставлен земельный участок площадью 0.5405 га для эксплуатации территории центра по ул. Орджоникидзе в Советском районе (т. 1, л. д. 135, 136);
- протокол установления границ земельного участка, расположенного в Советском районе по ул. Орджоникидзе, 54 "б", согласно которому, площадь участка составляет 0,4916 га (т. 1, л. д. 137, 138).
Налогоплательщик обращался в Управление Роснедвижимости по Челябинской области с запросом о кадастровой стоимости земельных участков, занимаемых ФГУП "РТРС" (т. 1, л. д. 156).
Сопроводительным письмом от 10.04.2006 N 679/2 Управление Роснедвижимости по Челябинской области сообщило ФГУП "РТРС" информацию о том, что по части земельных участков отсутствуют сведения об экономических характеристиках в едином государственном реестре земель, - по которым Управлением Роснедвижимости сделан запрос в ООО НПФ "Недра" - исполнителю работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, о причинах отсутствия экономических характеристик в едином государственном реестре земель (т. 1, л. д. 71). К данному письму Управлением Роснедвижимости прилагалась согласованная Форма ФО1п "Расчет средств, необходимых для уплаты земельного налога федеральными органами государственной власти и организациями, финансируемыми из федерального бюджета" (т. 1, л. д. 72 - 75), - согласно которому, кадастровые номера земельных участков, земельным участкам, расположенным в Советском районе г. Челябинска по улице Волгоградская, 25, и по улице Орджоникидзе, 54 "б", не присвоены.
Инспекция ФНС России по Советскому району г. Челябинска, в свою очередь, 16.06.2006 обратилась в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска с письмом исх. N 10/53165 о предоставлении сведений (т. 1, л. д. 156), - которым просило предоставить сведения о кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных Челябинскому областному Радиотелецентру - филиалу ФГУП РТРС.
Письмом от 31.07.2006 N 6926 (т. 1, л. д. 157) Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска сообщил, что, кадастровая стоимость земельных участков, расположенных по адресам: г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 54 "б", земельный участок S = 16629,00 кв.м., кадастровый номер 74:36:04 08 001:0002 составляет 44.699.916 руб. 03 коп.; г. Челябинск, ул. Волгоградская, 25, земельный участок S = 73410,00 кв.м., кадастровый номер 74:36:04 04 024 составляет 133.316.964 руб. 60 коп.
Также в материалах дела имеются следующие документы:
- письмо Управления Роснедвижимости по Челябинской области от 09.02.2007 N 352/2 (т. 2, л. д. 6), - которым до арбитражного суда первой инстанции доведена информация о том, что сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков были предоставлены Управлением Роснедвижимости по Челябинской области по запросу ФГУП "РТРС" от 18.12.2006 N 2253, в январе 2007 года; сведения единого государственного земельного кадастра на указанные земельные участки были запрошены представителем ФГУП "РТРС" 14.03.2006, однако, по состоянию на 09.02.2007 не получены им;
- заявления ФГУП "РТРС" о предоставлении сведений ГКЗ, датированные 14.03.2006 (т. 2, л. д. 7, 8);
- кадастровый план земельного участка по состоянию на 31.01.2007, кадастровый номер 74:36:04 04 024:0023, местоположением г. Челябинск, Советский район, ул. Волгоградская, 25, разрешенным использованием для эксплуатации комплекса зданий и сооружений радиостанции РВ-72, площадью 73410 кв.м., кадастровой стоимостью 133316964.6 руб., правообладатель - ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (т. 2, л. д. 9, 10);
- кадастровый план земельного участка по состоянию на 31.01.2007, кадастровый номер 74:36:04 08 001:0137, местоположением г. Челябинск, Советский район, ул. Орджоникидзе, 54 "б", разрешенным использованием для эксплуатации территории центра, площадью 5405 кв.м., кадастровой стоимостью 14529018.35 руб., правообладатель - ФГУП "ЧГТРК" (т. 2, л. д. 11);
- письмо Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 21.09.2006 N 8760 (т. 2, л. д. 122), которым до сведения ФГУП "РТРС" доведено, что кадастровая стоимость земельных участков, расположенных по адресам: г. Челябинск, ул. Волгоградская, 25, земельный участок S = 73410,00 кв.м., кадастровый номер 74:36:04 04 024 составляет 133.316.964 руб. 60 коп.; г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 54 "б", земельный участок S = 5405,00 кв.м., кадастровый номер 74:36:04 08 001:0002 составляет 14.529.018 руб. 35 коп.
В свою очередь, Управление Роснедвижимости по Челябинской области письмом от 18.02.2009 N 574/2 (т. 4, л. д. 10, 11), сообщило Инспекции ФНС России по Советскому району г. Челябинска, в ответ на запрос налогового органа от 12.02.2009 N 03-37/005942, о том, что государственная оценка земель поселений Челябинской области проводилась в 2001, 2002 гг. во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", постановления губернатора Челябинской области от 11.05.2000 N 185 "О государственной кадастровой оценке всех категорий земель на территории Челябинской области" в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Роскомзема от 17.10.2002 N П/337. Далее Управление Роснедвижимости по Челябинской области в письме от 18.02.2009 N 574/2, сообщало следующее: "Указанная методика позволяла определить кадастровую стоимость земель поселений, разделенных по виду функционального использования, в разрезе кадастровых кварталов. Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений были утверждены постановлением Губернатора Челябинской области от 14.07.03 г. N309 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Челябинской области (копия постановления прилагается). Данным постановлением утверждались удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования (УПКСЗ) в разрезе кадастровых кварталов. Полностью постановление размещено на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Челябинской области по адресу: r74.kadastr.ru. Кадастровая стоимость конкретного земельного участка, расположенного в черте населенного пункта (ранее - поселения), определяется ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области с использованием УПКСЗ соответствующего вида разрешенного использования того кадастрового квартала, в котом расположен земельный участок. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, указанных в письме, приведены в кадастровых выписках КВ.1.
Сведения о нормативной стоимости спорных земельных участков в 1993 - 1996 гг. приведены в письме Управления Роснедвижимости по Челябинской области от 14.04.2009 N 1040/11 (т. 5, л. д. 64), равно как, имеется в материалах дела расчет нормативной стоимости земельных участков за 2000 - 2005 гг. (т. 5, л. д. 67).
В соответствии с п. 1 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.
В силу условий п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
Порядок исчисления и уплаты земельного налога и авансовых платежей определен в ст. 396 НК РФ.
Порядок и сроки уплаты земельного налога, представления налоговых деклараций регламентированы нормами статей 397, 398 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Порядок предоставления сведений о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения, из Федеральной регистрационной службы в Федеральную налоговую службу утвержден совместным приказом Росрегистрации и ФНС России от 02.11.2005 N 157/САЭ-3-21/556@.
Раздел X Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе глава 31 "Земельный налог") введен Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ).
При этом, поскольку порядок исчисления и взимания земельного налога с 01.01.2005 кардинально изменился по сравнению с порядком исчисления и уплаты данного налога, ранее установленного Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (что, прежде всего, связано с необходимостью определения налоговой базы, как кадастровой стоимости земельных участков), однако, кадастровая стоимость земельных участков преимущественно, установлена не была, требовалось принятие мер, направленных на обеспечение соблюдения баланса частных и публичных интересов. Учитывая, что в силу условий ст. 57 Конституции Российской Федерации, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, никто не может быть освобожден от исполнения обязанности по уплате законно установленных налогов (за изъятиями, непосредственно установленными в федеральных законах), однако и налог не может быть установлен произвольно (соответственно, должна быть определена кадастровая стоимость объекта налогообложения), спорные вопросы порядка исчисления и уплаты земельного налога в том случае, если кадастровая стоимость земельного участка не определена, а также представления налоговых деклараций (расчетов авансовых платежей) были разрешены в письме Минфина России от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75 (письмо ФНС России от 18.07.2006 N ММ-6-21/684@ "О земельном налоге"). В данном письме Минфин России указал в числе прочего на то, что "при этом считаем, что если налог (авансовые платежи по налогу) налогоплательщиком не уплачены в установленные сроки по независящим от него причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться. Пунктом 14 статьи 396 Кодекса установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года. В то же время, учитывая, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков официально доводятся до налоговых органов органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, при проведении камеральной налоговой проверки "нулевых" налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) налоговым органам следует доводить до сведения налогоплательщиков полученную информацию о кадастровой стоимости земельных участков, которая в установленном порядке до них не доведена".
Согласно п. 14 ст. 396 Кодекса (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ), по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, законодатель, Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ, имел целью упорядочение доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков, до налогоплательщиков, - в единообразном порядке, учитывая, что, действовавшая ранее, норма п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривала возможность доведения до налогоплательщиков соответствующих сведений, по усмотрению органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" установлено, что, в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Установить, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 1 марта 2008 г. указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". 2. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, норма п. 14 ст. 396 НК РФ в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ предусматривает, что, именно налогоплательщик должен проявить инициативу в целях получения информации о кадастровой стоимости земельного участка, в целях налогообложения, тогда как, ранее, инициативу в доведении до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков, должны были проявлять органы местного самоуправления.
В то же время, в рассматриваемой спорной ситуации имеют место быть, следующие обстоятельства.
Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения плательщиков земельного налога (далее - Порядок) утвержден постановлением главы г. Челябинска от 22.03.2006 N 165-п, при этом, исходя из п. 1 данного Порядка, содержащего ссылку на п. 14 ст. 396 НК РФ, до налогоплательщиков земельного налога доводятся сведения о кадастровой стоимости земельных участков, полученной по результатам проведенной государственной кадастровой оценки земель города Челябинска. Пунктом 2 Порядка при этом установлено, что под первичной базой данных понимается согласованный главой города базовый реестр существующих земельных участков, сформированных исполнителями, который утвержден субъектом федерации на выполнение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. Организациям и физическим лицам, являющимися индивидуальными предпринимателями, кадастровая стоимость земельных участков доводится: 1) до крупных промышленных предприятий (открытые акционерные общества) - почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении; 2) до прочих организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями - при непосредственном обращении их в отраслевой отдел администрации города (п. 3 Порядка).
Действительно, постановлением Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 (т. 4, л. д. 12) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Челябинской области, - в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", и в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 11.05.2000 N 185 "О государственной кадастровой оценке всех категорий земель на территории Челябинской области", - а информационно-аналитическому управлению предписано опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Постановление Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 опубликовано в газете "Южноуральская панорама" от 22.07.2003 N 83, однако, сами результаты государственной кадастровой оценки земель, в том числе по спорным земельным участкам, не были официально опубликованы.
Не содержится сведений о спорных земельных участках, и в Результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Челябинской области, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 20.10.2005 N 184-п.
Соответственно, применительно к спорным периодам, нельзя признать, что кадастровая стоимость вышеупомянутых земельных участков, была утверждена в установленном порядке.
Не может быть использована в целях исчисления авансовых платежей по земельному налогу, и, нормативная цена земли, поскольку, расчетные коэффициенты для определения нормативной цены земли в черте населенных пунктов были утверждены постановлением Губернатора Челябинской области от 02.10.2000 N 387 на периоды 2000, 2001 гг.; действие данного постановления продлено до 01.01.2003 постановлением Губернатора Челябинской области от 27.11.2001 N 674. На иные периоды нормативная цена земли не устанавливалась.
Решением Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11 "О земельном налоге на территории города Челябинска" также предусматривалось, что земельный налог должен быть рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, расчет авансовых платежей по земельному налогу по спорным земельным участкам, для ФГУП "РТРС", не являлся возможным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Инспекции ФНС России по Советскому району г. Челябинска удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01 июня 2009 года по делу N А76-31125/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-31125/2006
Истец: ФГУП 'Российская телевизионная и радиовещательная сеть' в лице филиала 'Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр', ФГУП 'Российская телевизионная и радиовещательная сеть'
Ответчик: ИФНС РФ по Советскому району г. Челябинска
Третье лицо: УФАКОН по Челябинской области, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска