г. Челябинск
28 сентября 2009 г. |
N 18АП-7886/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2009 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ивановой Н.А., судей Бояршиновой Е.В., Малышева М.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Магасумовой И.Р., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.07.2009 по делу N А47-2310/2009 (судья Шабанова Т.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Северный" (далее - общество, налогоплательщик, ООО "Татнефть-Северный") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 13.10.2008 N 4290 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 2 600 444 руб. и предложения уплатить недоимку в сумме 690 руб., решения от 13.10.2008 N 1163 в части отказа в возмещении налога из бюджета в сумме 2 600 444 руб. (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом).
Решением суда от 24.07.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказать.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает на неправомерность произведенных обществом налоговых вычетов по НДС, совершенных на основании счетов-фактур, составленных и выставленных с нарушением положений ст.169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ): в которых либо неверно указано местонахождение налогоплательщика как адрес: Оренбургская область, с.Северное, ул.Южная, 25; либо не содержатся подписи и (или) расшифровки подписи главного бухгалтера; а также которые относятся к другому налоговому периоду. Поясняет, что недостоверность сведений об адресе покупателя подтверждается не только выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), но и результатами контрольных мероприятий (протоколы осмотра от 17.03.2008 N N 8, 9, протоколы допроса свидетелей от 17.03.2008 NN 10, 7). Считает, что судом первой инстанции приняты доводы общества о смене юридического адреса со ссылкой на планируемую в 2004 г. замену литеров домов в с.Северное, без учета того обстоятельства, что изменения в учредительные документы о местонахождении общества внесены только в 2006 г., при этом без их регистрации в ЕГРЮЛ.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу. Поясняет, что в счетах-фактурах указано местонахождение организации в соответствии с ее учредительными документами; счета-фактуры, датированные иным налоговым периодом, получены налогоплательщиком именно в проверяемом периоде, а также содержат все необходимые реквизиты, позволившие налоговому органу идентифицировать всех поставщиков и провести в отношении них необходимые мероприятия налогового контроля. Общество также ссылается на презумпцию добросовестности налогоплательщика, указывает, что инспекцией не представлено доказательств злоупотреблением налогоплательщиком правом на возмещение НДС.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей инспекции и налогоплательщика.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации ООО "Татнефть-Северный" по НДС за июнь 2007 г. в которой к возмещению из бюджета заявлена сумма налога в размере 2 601 590 руб.
По результатам проверки 13.10.2008 инспекция вынесла решение N 4290, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 4 850 руб. за непредставление в установленный законодательством срок документов, затребованных налоговым органом в ходе проверки, также обществу отказано в возмещении НДС из бюджета в сумме 2 601 590 руб. и предложено уплатить недоимку по названному налогу в сумме 690 руб. Кроме того, в этот же день инспекция в соответствии со ст. 176 НК РФ вынесла решение N 1163 об отказе в возмещении налога в сумме 2 601 590 руб.
Решение инспекции от 13.10.2008 N 4290 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было утверждено Управлением Федеральной налоговой службы по Оренбургской области.
Общество полагая, что указанные ненормативные акты инспекции нарушают его права и являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщиком подтверждено право на применение налоговых вычетов и возмещение налога, доначисление НДС произведено неправомерно.
Выводы суда являются правильными.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, и для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ).
В соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия сумм налога к вычету или возмещению в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен перечень обязательных для счетов-фактур реквизитов. В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера продавца и покупателя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Как указано в пункте 2 статьи 169 НК РФ, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В то же время невыполнение требований к оформлению счета-фактуры, не предусмотренных названными пунктами статьи 169 НК РФ, не является основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Таким образом, для применения налоговых вычетов (при условии, что товары (работы, услуги) приобретаются для операций, облагаемых НДС) необходимо одновременное соблюдение только двух следующих условий: наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры; принятие на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Вывод налоговой инспекции о недостоверности адреса покупателя: Оренбургская обл., с.Северное, ул.Южная, 25, указанного в представленных налогоплательщиком счетах-фактурах, обоснован тем, что ООО "Татнефть-Северный" не находится по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ - Оренбургская обл., Северный р-он., с.Северное, ул.Южная, 2, кв.858; адрес местонахождения согласно устава общества: Оренбургская обл., с.Северное, ул.Южная, 25 не совпадает о сведениями ЕГРЮЛ, опрошенный директор общества Лотфуллин Р.А. пояснил, что фактически деятельность общество осуществляло по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, ул.Ленина, 60.
Вместе с тем указание покупателем - налогоплательщиком юридического адреса в счете-фактуре при несовпадении фактического и юридического его адресов в соответствии с положениями статей 169, 171 и 172 НК РФ не является основанием для признания такого счета-фактуры ненадлежаще оформленным и отказа покупателю в возмещении налога на добавленную стоимость.
Утверждение инспекции о том, что юридическим адресом общества является адрес, указанный в ЕГРЮЛ, основано не неверном толковании действующего законодательства.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация его осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в учредительных документах.
В соответствии с подп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" далее в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения об адресе (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством РФ.
По смыслу данных норм, местонахождение юридического лица определяется именно учредительными документами, сведения же ЕГРЮЛ носят информационный характер, и их актуальность зависит от действий самого юридического лица по своевременному представлению сведений для включения в государственный реестр.
Согласно изменениям внесенным в устав общества его юридическим адресом в проверяемый период являлся адрес: Оренбургская обл., с.Северное, ул.Южная, 25.
Таким образом, в спорных счетах-фактурах обществом указан именно юридический адрес.
Как отмечено выше, в ходе проведенного инспекцией допроса директор общества Лотфуллин Р.А. пояснил, что фактически деятельность общество осуществляет по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, ул.Ленина, 60, несовпадение же фактического и юридического адресов общества в соответствии с положениями статей 169, 171 и 172 НК РФ не является основанием для признания счетов-фактур ненадлежащим оформленными, и для отказа в применении налоговых вычетов.
Доводы налогового органа о том, что по адресу: "Оренбургская обл., с.Северное, ул. Южная, 2" ООО "Татнефть-Северный" никогда фактически не находилось и не находится, а МУП "ЖКХ" находящееся там, учредителем общества не является и ранее не являлось (со ссылкой на протокол допроса Моисеева В.Н., руководителя МУП "ЖКХ), обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Представленная в материалы дела копия учредительного договора о создании ООО "Татнефть-Северный" от 24.04.2003 прямо указывает, что Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство", зарегистрированное Распоряжением Администрации Северного района за N 108-Р от 22.03.2002г., место нахождения: 461670, Оренбургская область, Северный район, с. Северное, ул. Южная, 2, в лице Генерального директора Моисеева Владимира Николаевича является одним из учредителей ООО "Татнефть-Северный".
Учитывая, что принятие приобретенных по спорным счетам-фактурам товаров (работ, услуг) на учет подтверждается материалами дела (акты приема-передачи оказанных услуг, выполненных работ, товарные накладные, карточки счетов бухгалтерского учета и пр. - т. 1) и по существу налоговым органом не оспаривается, операции произведены налогоплательщиком в целях налогооблагаемой деятельности, судом первой инстанции правомерно признано незаконным доначисление НДС по данному основанию.
Доводы налогового органа о том, что счета-фактуры N 2845 от 30.05.2007, N 0001от 31.05.2007, N 2815 от 30.05.2007, выставленные ООО "Торговая компания" не могут служить основанием для предъявления к вычету (возмещения) налога ввиду отсутствия подписи и (или) расшифровки подписи главного бухгалтера, апелляционным судом отклоняются, поскольку суммы НДС по данным счетам-фактурам предметом настоящего спора не являются, налогоплательщик данные нарушения, выявленные проверкой признал, в связи с чем уточнил требования в части уменьшения оспариваемых сумм.
Что касается утверждения инспекции о несоответствии положениям ст.169 НК РФ счета-фактуры N 00009613 от 30.06.2007 на сумму 27 525 руб. 07 коп., в т.ч. НДС 4 198 руб. 74 коп., полученной от - ОАО "Альметьевскнефтепродукт", то суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить наличие в материалах дела надлежаще оформленного счета-фактуры N 00009613 от 30.06.2007 (т.2, л.д.166), в котором имеются все реквизиты, в том числе подписи и расшифровки подписи главного бухгалтера поставщика.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы налогового органа о неправомерности предъявления к вычету в проверяемом налоговом периоде НДС по счетам-фактурам, датированным предыдущим периодом -апрель и май 2007 г. (стр. 7,8 оспариваемого решения о привлечении к налоговой ответственности; т. 1, л.д.11-26).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указанные инспекцией обстоятельства сами по себе не исключают возможности предъявления НДС к вычету в более поздние периоды. При этом суд установил, что не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что данные вычеты были заявлены налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах, либо документы, представленные в обоснование вычета, не соответствуют требованиям ст. 169 НК РФ; товары и услуги были оприходованы, и счета-фактуры отражены в книге покупок за июнь 2007 г.
Доказательств недобросовестности общества при получении налоговых вычетов налоговым органом не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны доводам, изложенным в оспариваемом решении инспекции, отзыве на заявленные требования и явились предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции. В решении суда первой инстанции мотивировано отклонены выводы и обстоятельства, на которых построена позиция налогового органа.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.07.2009 по делу N А47-2310/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2310/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Северный"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга
Третье лицо: ООО Татнефть-Северный
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7886/2009