город Тула |
Дело N А23-1395/07А-12-56 |
31 января 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2008 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.
судей Тучковой О.Г., Игнашиной Г.Д.
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3455/2007) МИ ФНС России N 7 по Калужской области
на решение Арбитражного суда Калужской области
от 16.08.2007 по делу N А23-1395/07А-12-56 (судья Дорошина А.В.), принятое
по заявлению дочернего ОАО "Управление производственно-технологической комплектации "Калугаагрострой"
к МИ ФНС России N 7 по Калужской области
о признании недействительным решения от 04.05.2007
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Леонов А.И., председатель ликвидационной комиссии, решение учредителя N 1 от 02.05.2006; Дамаскин В.В., дов. от 09.01.2008 N 01/08,
от ответчика: Цыбайкина Ю.Н., специалист юридического отдела, дов. от 10.01.2008 N 34; Родионова А.А., старший госналогинспектор, дов. от 16.01.2008 N 455,
установил:
Дочернее открытое акционерное общество "Управление производственно-технологической комплектации "Калугаагрострой" (далее - ДОАО "УПТК Калугаагрострой", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Калужской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 04.05.2007 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией и обязании Инспекции внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о ликвидации ДОАО "УПТК Калугаагрострой".
Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.08.2007 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
При этом к апелляционной жалобе Инспекцией приложены дополнительные доказательства.
Согласно положениям ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Частью 2 данной статьи Кодекса предусмотрено, что дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно ч.3 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении указанных ходатайств на том основании, что они не были удовлетворены судом первой инстанции.
Между тем, при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявителем ходатайство о приобщении к материалам дела документов, представленных в суд апелляционной инстанции, не подавалось, в материалах дела оно отсутствует.
Поскольку Общество не обосновало невозможность подачи такого ходатайства в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, законных оснований для рассмотрения этих документов в суде апелляционной инстанции не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДОАО "УПТК Калугаагрострой" зарегистрировано Городской Управой г. Калуги 27.05.1996, что подтверждается свидетельством о внесении в ЕГРЮЛ серии 40 N 000272119 от 18.09.2002.
15.05.2006 единственным учредителем заявителя - открытым акционерным обществом АК "Калугаагрострой" принято решение N 1 о ликвидации ДОАО "УПТК Калугаагрострой" и формировании ликвидационной комиссии, председателем которой назначен Леонов Андрей Иванович.
В соответствии с положениями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в "Вестнике государственной регистрации" от 07.06.2006 N 22 опубликованы сведения о ликвидации ДОАО "УПТК Калугаагрострой" и установлен срок для предъявления требований кредиторов, который составляет два месяца с момента опубликования настоящего сообщения (л. д. 38).
Сообщение о ликвидации Общества также опубликовано в газете Калужской области "Весть" от 29.08.2006 (л.д. 36-37).
Кроме того, председатель ликвидационной комиссии дополнительно письменно уведомил налоговый орган о ликвидации ДОАО "УПТК Калугаагрострой", об адресе предъявления требований кредиторов (г. Калуга, пер. Сельский, д.8), указав при этом, что срок предъявления требований продлевается до 15.09.2006 (л.д. 39).
После проведения указанных мероприятий, в адрес председателя ликвидационной комиссии поступила претензия от 06.10.2006 N 6724-03 от Городской Управы г. Калуги на сумму 717184 руб. 72 коп. Требования данного кредитора были полностью удовлетворены Обществом, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела (л.д. 42-54).
Доказательств, подтверждающих направление Обществу требований в установленные законодательством сроки, а также проведения налоговой проверки ликвидируемого юридического лица, Инспекцией не представлено.
По истечении срока для заявления кредиторами требований ликвидатор ДОАО "УПТК Калугаагрострой" составил промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный 20.11.2006.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составила ликвидационный баланс, который утвержден учредителем юридического лица 16.04.2007 (л.д.70-73).
27.04.2007 председатель ликвидационной комиссии ДОАО "УПТК Калугаагрострой" Леонов А.И. обратился в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и представил документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) (л.д. 68-69).
04.05.2007 Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в соответствии с п.1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, а также в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (л.д. 8).
Полагая, что принятое Инспекцией решение препятствует ликвидации предприятия, ДОАО "УПТК Калугаагрострой" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление ДОАО "УПТК Калугаагрострой", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необоснованности принятого Инспекцией решения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом исходя из следующего.
Статьей 49 НК РФ предусмотрен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.
Как следует из п. 1 названной нормы, обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Пунктом 3 статьи 49 НК РФ предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими ее кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Такой порядок установлен ст.ст. 62- 64 ГК РФ.
В силу пункта 2 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 ГК РФ. В частности, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица; после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).
Пунктом 4 статьи 63 ГК РФ установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется после окончания срока предъявления требований кредиторами. Этот срок, согласно п.1 ст.63 ГК РФ, не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В соответствии с п.5 ст.64 ГК РФ требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Согласно пункту 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, нeпризнанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Как следует из п.5 ст.63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу пункта 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Из анализа вышеуказанных норм видно, что процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов четко определены действующим законодательством, которое предусматривает обязательность предъявления кредитором требований к ликвидационной комиссии в установленный срок, а при отказе в удовлетворении требований - обязательность обращения в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 21 данного Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины.
Согласно п. 4 ст. 9 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных указанным Законом.
В соответствии со ст.23 Закона от 08.08.01 N 129-ФЗ основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов. Ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения, считается не представленным, что также влечет за собой отказ в регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
Исходя из решения Инспекции об отказе в регистрации, основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией послужило непредставление Обществом документов, предусмотренных ст.21 Закона от 08.08.01 N 129-ФЗ, а именно ликвидационного баланса, поскольку, по мнению налогового органа, представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения.
Ликвидационный баланс, утвержденный учредителем юридического лица 16.04.2007 (л.д.70-73) был представлен в налоговый орган, но не содержит сведений о задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам в бюджеты, имеющейся, по мнению Инспекции, у Общества.
Вместе с тем как установлено судом и следует из материалов дела, все необходимые документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, Обществом были представлены (л.д. 10), в том числе и ликвидационный баланс.
При этом Инспекция не представила доказательств, свидетельствующих об обращении к ликвидационной комиссии ДОАО "УПТК Калугаагрострой" с требованием об уплате недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и штрафам в период с момента публикации сообщения о ликвидации предприятия до утверждения баланса (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, учитывая нарушение Инспекцией порядка предъявления требований в ходе процедуры ликвидации, оснований для признания ликвидационного баланса Общества недостоверным не имеется.
Поскольку ДОАО "УПТК Калугаагрострой" соблюдены требования ст. ст. 63, 64 ГК РФ, положения Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" о порядке представления документов, необходимых для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, а Инспекцией не было заявлено требование о погашении задолженности перед бюджетом в установленном ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа Инспекции в государственной регистрации ликвидации ДОАО "УПТК Калугаагрострой".
Ссылка Инспекции на то обстоятельство, что ликвидационный баланс не отражает сумму фактической задолженности общества перед бюджетом, поэтому он не может считаться ликвидационным балансом, что равнозначно непредставлению данного документа в регистрирующий орган, не принимается во внимание апелляционной инстанцией по следующим основаниям.
Статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет право налоговому органу проводить выездные проверки в связи с ликвидацией юридического лица - налогоплательщика, в том числе независимо от времени проведения предыдущей проверки.
Как следует из материалов дела, право на проведение налоговой проверки в связи с ликвидацией Общества налоговым органом не использовано.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в сроки, установленные налоговым законодательством.
При этом в силу требований подп. 3, 4 п. 1 ст. 23 указанного Кодекса в обязанности налогоплательщика входит ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, а также представление в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Из ликвидационного баланса, основанного на данных бухгалтерского и налогового учета Общества, представленного им в регистрирующий орган, следует, что по состоянию на 16.04.2007 у Общества отсутствует задолженность по уплате обязательных платежей.
Инспекция, ссылаясь на правомерность отказа в государственной регистрации ликвидации, представила информацию по данным оперативного учета об имеющейся у Общества задолженности по налоговым платежам по состоянию расчетов на 26.04.207 в размере 1259302,88 руб. (л.д. 74-75), на 27.06.2007 в размере 1260736,19 руб. (л.д. 19-20).
Из акта сверки расчетов от 11.12.2007 следует, что по данным налогового органа у Общества имеется задолженность, ДОАО "УПТК Калугаагрострой" не соглашается с наличием задолженности по всем налоговым обязательствам.
Между тем лицевые счета по налогам, которые ведет налоговая инспекция, отражают данные оперативно-бухгалтерского учета начисленных и поступивших налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также сумм финансовых санкций в бюджетную систему и являются формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов.
При этом отражение в лицевом счете - внутреннем учетном документе налоговых органов, ведение которого не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, конкретных сумм налоговых платежей, начисленных санкций само по себе не может свидетельствовать об имеющейся у Общества задолженности.
Более того, Инспекция не представила в суд доказательств, подтверждающих предъявления своих требований к ликвидационной комиссии в предусмотренный законом срок и в установленном законодательством порядке.
Доводы в апелляционной жалобе, относящиеся к наличию задолженности, основываются на расчетах, подтверждающих, по мнению Инспекции, ее размер, являются необоснованными, поскольку указанные расчеты являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Калужской области от 16.08.2007 по делу N А23-1395/07А-12-56 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
О.Г. Тучкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1395/07
Истец: ДОАО "УПТК Калугаагрострой"
Ответчик: МИФНС РФ N 7 по Калужской области
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3455/2007