г. Тула
01 февраля 2008 г. |
Дело N А09-4008/07-24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2008 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Игнашиной Г.Д., Стахановой В.Н.
по докладу судьи Тиминской О.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-
3653/2007) УФРС по Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 27.08.2007г. по делу N А09-4008/07-24 (судья Р.Е. Запороженко),
по заявлению ИП Дыскина М.И.
к УФРС по Брянской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации
при участии:
от заявителя: Кибальчич И.В. - представитель (дов. N 10599 от 17.07.2007г. - пост.),
от ответчика: Шилин С.В. - специалист (дов. N 15 от 15.01.2008г. - пост.)
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Дыскин Марк Исаакович обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Брянской области о признании недействительным сообщения N 01/052/2006-961 от 26.03.2007г. об отказе в государственной регистрации.
Решением суда от 27.08.2007г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФРС обратилось в апелляционную инстанцию с жалобой.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Судом установлено, что Постановлением Брянской городской администрации N 2796-п от 19.08.2004г. Дыскину М.И. разрешены разработка проекта и строительство платной автостоянки на субарендуемой части территории управления государственной противопожарной службы УВД Брянской области, площадью 1584кв.м по улице Володарского 62а в Володарском районе г.Брянска.
Строительство указанной автостоянки было осуществлено в период с ноября 2005 года по август 2006 года.
Распоряжением и.о. главы Брянской городской администрации N 512-р от 18.08.2006г. для приемки в эксплуатацию платной автостоянки по ул.Володарского,62а была назначена государственная комиссия.
Постановлением Брянской городской администрации N 3660-п от 16.10.2006г. утвержден акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта - платной автостоянки.
23 ноября 2006 года Дыскин М.И. обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Брянской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на платную автостоянку, расположенную по адресу: г.Брянск ул.Володарского д.62а, представив на регистрацию следующие документы:
- акт о вводе в эксплуатацию от 4.10.2006г.,
- постановление Брянской городской администрации N 2796-п от 19.08.2004г.,
- постановление Брянской городской администрации N 3660-п от 16.10.2006г., выписку из технического паспорта на сооружение от 16.11.2006г.,
- договор субаренды земельного участкаN 260.
26 марта 2007 года УФРС по Брянской области сообщением N 01 \052\2006-961 отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на автостоянку, ссылаясь на то, что указанный объект недвижимости является самовольной постройкой, а также на то, что выписка из технического паспорта, представленная на государственную регистрацию не содержит необходимых характеристик.
Полагая, что данный отказ не соответствует Федеральному закону N 122-ФЗ от 21.07.1997г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы предпринимателя, Дыскин М.И. обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался ст.55 Градостроительного Кодекса РФ, согласно которой разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются право-устанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство и т.д.
В силу п.6 ст.55 Градостроительного Кодекса РФ отсутствие документов, в том числе право-устанавливающих документов на земельный участок, является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта.
Таким образом, наличие утвержденного в установленном порядке акта государственной приемочной комиссии о приеме в эксплуатацию законченного строительством объекта удостоверяет выполнением строительства в соответствии с разрешением на строительство и соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка, т.е. подтверждает факт создания объекта недвижимости.
В соответствии со ст.25 Федерального закона N 122-ФЗ право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Исходя из положений ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации возникновения права собственности является акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются план земельного участка и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. Истребование иных документов не допускается.
В рассматриваемом случае из сообщения об отказе и расписки следует, что у регистрирующего органа имелись постановление Брянской городской администрации N 3660-п от 16.10.2006г. о приемке в эксплуатацию платной автостоянки, план земельного участка с указанием его кадастрового номера.
Истребование правоустанавливающих документов на земельный участок регистрирующим органом не предусмотрено ст.17 Федерального закона N 122-ФЗ. В силу ст.55 Градостроительного Кодекса РФ такое право предоставлено органам местного самоуправления до решения вопроса о вводе законченного строительством объекта в эксплуатацию.
Довод апелляционной жалобы о том, что орган местного самоуправления принял автостоянку не в соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ, отклоняется, поскольку автостоянка принята в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии от 04.10.2006г., утвержденному постановлением Брянской городской администрации N 3660-п от 16.10.2006г., что представляет собой самостоятельные действия и самостоятельный ненормативный акт, не признанные в установленном порядке недействительными, а, значит, имеющие юридическую силу.
Нельзя признать также обоснованным отказ в государственной регистрации права собственности и требование ответчика внести изменения в договор аренды в части целей использования земельного участка.
Из договора аренды N 5933 от 15.01.1998г. следует, что земельный участок площадью 7787кв.м предоставлен для эксплуатации пожарной части, манежа, полосы подготовки личного состава и отнесен к категории земель городской застройки (земли поселений).Согласно договору субаренды N 260 от 27.08.2003г. арендодатель сдает, а субарендатор принимает в пользование на условиях аренды часть земельного участка площадью 1584кв.м из земельного участка площадью 7787кв.м, используемого на условиях договора аренды N 5933 от 15.01.1998г.
В соответствии с п.1 ст.7 Земельного Кодекса РФ земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и т.д.
В соответствии с п.2 ст.7 Земельного Кодекса РФ земли, указанные в п.1 ст.7, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Земли поселений, (к категории которых отнесен земельный участок площадью 7787кв.м), используются для строительства и размещения зданий, сооружений коммунально-бытовых сооружений. Исходя из принадлежности указанного земельного участка к категории земель поселений, можно сделать вывод о том, что строительство на данном участке платной автостоянки не нарушает установленных требований о целевом использовании земли. В силу п.2 ст.7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Кроме того, согласно ст.41 ЗК РФ заявитель, как лицо, не являющиеся собственником земельного участка, вправе возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
Таким образом, требование ответчика о внесении изменений в договор субаренды в части целевого использования и вывод о строительстве платной автостоянки на земельном участке, не отведенном для этих целей, противоречит п.2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа УФРС по Брянской области в государственной регистрации права собственности Дыскина М.И. на платную автостоянку, расположенную по адресу: г.Брянск ул.Володарского д.62а,
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст.ст.269 п.1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение суда первой инстанции от 27.08.2007г. по делу N А09-4008/07-24 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г.Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-4008/07
Истец: ИП Дыскин М.И.
Ответчик: УФРС по Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3653/2007